а) усвоение оценок других людей. По мнению социальных психологов, чтобы получить знание о себе, недостаточно просто погрузиться в размышления о себе. Порой нам невозможно понять, что именно мы чувствуем и почему мы поступаем так или иначе. В поисках разгадки мы оглядываемся вокруг и обращаемся к нашему социальному окружению. Мы узнаем много нового о себе, когда наблюдаем за тем, как люди ведут себя с нами и как мы ведем себя с ними[5].
б) социальное сравнение, то есть сравнение своих качеств с подобными характеристиками других людей (теория социального сравнения). Мы не одинокие искатели сведений о себе, а социальные существа, часто наблюдающие за тем, как люди реагируют на нас и сравнивающие себя с другими. Мы приходим к пониманию самих себя когда сравниваем себя с другими.
Как правило, мы предпочитаем сравнение себя с теми, кто на нас похож, так как таким образом можем наиболее точно поставить диагноз себе.
Выделяют также восходящее и нисходящее социальное сравнение. Восходящее сравнение - это сравнение себя с теми, у кого соответствующие черты, способности выражаются ярче, чем у нас. Оно помогает определить нам стандарт или идеал. Нисходящее социальное сравнение - сравнение себя с теми, у кого эта же черта выражена слабее. Оно может создать у нас комфортное ощущение и помогает оценить настоящее положение. Когда мы сравниваем себя с другими, наша самооценка растет, если мы обнаруживаем в них какие-либо отклонения - эффект контраста. Когда происходит сравнение с кем-то, кто похож на нас, практически равен нам, наша самооценка растет в том случае, если мы находим в этом человеке что-то очень хорошее - эффект ассимиляции. Подобным образом, если человек сравнивает себя с членами своей группы и это сравнение не в его пользу, уровень его самооценки падает, депрессия усиливается в гораздо большей степени, чем при неблагоприятном для него сравнении с людьми из другой группы. Из этого также следует, что успех в своей группе на фоне относительных неудач окружающих могут стать более серьезной основой для повышения уровня самооценки, чем равные успехи в более крупной и более преуспевающей группе[2].
в) смысловая интерпретация жизненных переживаний.
г) теория самосознания. Состоит в том, что когда люди фокусируют свое внимание на самих себе, то они оценивают и сравнивают свое поведение со своими внутренними стандартами и ценностями[1]. Чем выше расхождение, тем ниже самооценка. Если отношение к себе положительное, можно с уверенностью сказать, что человек обладает определенными идеальными чертами своего идеального «Я», отрицательная же реакция на самого себя указывает на наличие нежелательных характеристик. Также имеет значение, какие положительные и отрицательные качества, с точки зрения конкретного человека широко распространены, а какие являются относительно редкими. Самая низкая самооценка обнаруживается у людей, считающих что «идеальные» качества, которых им не хватает, достаточно широко распространены, а их нежелательные характеристики относительно редки.
Хотя люди обычно применяют один и тот же критерий для оценки себя и других, они часто более строги к самим себе. В формировании самооценки каждый человек принимает в расчет внутренние переживания, которые недоступны другим. Считает ли он себя хорошим человеком или плохим, мужественным или трусливым, честным или нечестным очень зависит и от того, что оно сам о себе знает, а не только от его престижа в обществе. Человек может испытывать агрессивные влечения, давать себе волю в эротических фантазиях, осуществлять на практике то, что он расценивает как извращение, или обладать детскими желаниями, о которых он стыдится поведать даже самым близким своим друзьям. Поскольку другие не обнаруживают своих внутренних склонностей, у каждого создается впечатление, что только он и некоторые другие неприспособленные индивиды виновны в таких предосудительных мыслях и поступках. Он не понимает того, что такие импульсы на самом деле достаточно широко распространены[5].
Самооценка - динамическое, постоянно развивающееся явление. На уровень самооценки значительное влияние оказывают пол и возраст человека. В коллективе самооценка становится основой для формирования официального и неофициального статуса личности, адекватного выполнения социальных ролей. Самооценка каждого члена коллектива сказывается на характере межличностных взаимоотношений: каждый заинтересован в сохранении достигнутого уровня самооценки и очень болезненно переживает ее понижение. На устойчивость самооценки личности влияет социально-психологический климат в коллективе, стиль руководства, системы материального и морального стимулирования и т.п. Эффективность этих воздействий зависит от того, насколько они эмоционально затрагивают самооценку личности[3].
Подробно другим значениям, чувства к самому себе формируются и укрепляются благодаря упорядоченным реакциям других людей. Если другие постоянно относятся к человеку с уважением, он начинает считать само собой разумеющимся, что он заслуживает такого отношения. И наоборот. По мере того, как вырабатываются такие оценки, они становятся все более независимыми от реакции других людей. Человека, у которого образовался комплекс неполноценности, вряд ли успокоят уговоры его друзей. Как только сформируется определенный уровень самооценки, появляется тенденция его к самоподкреплению. Все, что истолковывается как угроза самооценке, которой придерживается человек, вызывает сильные реакции. Всякий раз, когда по жестам окружающих он замечает, что их чувства не такие, какими, по его мнению, они должны были бы быть, он расстраивается. Чтобы восстановить самооценку, обычно прикладываются большие усилия. Когда такие попытки не достигают цели, автоматически активируются некоторые типичные шаблоны поведения - защитные механизмы. Они позволяют человеку сохранить чувство личной ценности в своих собственных глазах.
Таким образом, каждый человек участвует в комбинации различных отношений с другими людьми. В каждом кругу он играет несколько отличные межличностные роли. Для индивида эти круги представляют собой «значимых других», чьи суждения оказываются решающими для формирования его самооценки. Оценить себя значит рассмотреть себя внутри некой иерархической системы. Люди весьма различны по их самооценке и многие из этих различий обнаруживаются в повседневной жизни. Уровень самооценки человека в большой степени зависит от реакции людей связанных с ним лично, и человек не может позволить себе их разочаровывать [36].
1.2. Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки.
Выделение самооценки как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и процесса самоотношения (вместе с более или менее устойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта). Всякая попытка человека себя охарактеризовать содержит в той или иной мере оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровне достижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д. Отсюда оба этих аспекта составляют целостную Я-концепцию которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции чаще всего называют образом «Я» или представлением о себе. В обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, имеет место гораздо меньшая терминологическая определенность. Это и самооценка, и самоуважение, и самопринятие, и эмоционально-ценностное отношение к себе, и, просто, самоотношение.
За данными различиями в словоупотреблении чаше всего не стоит каких-либо более или менее определенных и общепризнанных концептуальных разграничений. Их понятийный смысл можно уловить лишь в рамках конкретных исследований или теоретических построений. Так что прочной терминологической традиции в этой сфере пока не существует.
Понимание «Я-концепции» как совокупности установок «на себя» отчетливо зафиксировано, например, Р. Бернсом [6]. В соответствии с этим пониманием, три традиционно выделяемых элемента установки (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) применительно к «Я-концепции» конкретизируются следующим образом:
1. Образ «Я» - представление индивида о самом себе.
2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, т. е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.
При этом самооценка как аффективная составляющая установки на себя существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит о г контекста и от самого когнитивного содержания.
Предметом самовосприятия и самооценки индивида может быть его тело, его способности, его социальные отношения и тожество других личностных проявлений. В соответствии с этим выделяется система частных самооценок. Однако предполагается, что эти частные самооценки, взятые в их динамической совокупности, интегрируются в некоторое обобщенное пережившие, связанное с целостным образом «Я». Именно эта обобщенная и относительно устойчивая самооценка и является предметом психологического анализа, в большинстве исследовании.
Так, Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости [10].