Отдельны отклонения от текста и от способов воплощения действия персонажей свидетельствовали лишь о том, что ребенок рассказывал и показывал, как он мог, а не как хотел, то, что видел, слышал и запомнил два дня назад.
Преднамеренного желания показать представление именно таким, каким он смотрел, у ребенка не было, ребенок показывал этот спектакль так, как мог, поэтому в его показе мы не видели никакого творческого процесса.
Мы имели возможность убедится, что дети рассказывали и показывали сказку в соответствии со своим видением и пониманием её содержания, что выразительные возможности материала и форма театрального представления использовались ими максимально, но целенаправленного поиска выразительных средств не было.
Причину этого мы опять же склонны видеть в отсутствии специального обучения детей способам театрально-игровой деятельности.
Исходя из этого, мы определили цель: обучение детей технике кукловождения, актерскому мастерству кукольника, постановке речи (высота, тембр, сила голоса, дикция, выразительность).
Провели ряд упражнений с детьми по технике кукловождения, опираясь на статьи Е.С.Деммени. Проведение этих упражнений включало ряд этапов.
1. Подбор или шитье кукол совместно с детьми., сшить так чтобы кисть и пальцы свободно сгибались внутри чехла куклы, давая возможность воспроизводить любые движения корпуса, головы и рук куклы.
2. Упражнения на придерживание основного положения куклы, которое заключается в том, что ось (воображаемая), проходящая через кисть и локтевую точку руки кукловода, перпендикулярна плоскости пола; изменение наклона туловища; закидывание головы куклы; сведение рук куклы; перемещение куклы по ширме.
3. Распределение ролей. Здесь учитывалось желание детей, какую роль они хотели бы сыграть.
4. Упражнения для овладения сценическим пространством:
- игры и упражнения по формированию деятельности в вымышленных условиях (т.е. в предлагаемых обстоятельствах)
- упражнения на развитие сценического внимания, воображения и памяти;
- действия с воображаемыми и реальными предметами (одиночные и с партнерами);
- упражнения на развитие образных представлений (движения хитрой лисы, движения, испуганного зайчика и т.д.)
- групповые игры, необходимые для сыгранности актерского коллектива (диалоги персонажей на заданную тему);
- использование в этюдах сюжетов с конкретными игровыми задачами (попросить, приказать, образовать и т.д.)
Мы провели беседу о способах художественнообразной выразительности в кукольном театре, показали несколько вариантов целесообразного размещения декораций. Внимание детей мы обратили то, что в каждой сказке есть разные персонажи, которые не могут говорить и двигаться одинаково, что у каждого из них есть свои привычки, свои особенности.
Характер деятельности разыгрывании различный ситуаций, задаваемых экспериментатором, был манипулятивный. Они как бы примеривались к куклам, производили отдельные движения и лишь потом начинали "оживлять" их.
Задания детям:
1. Обыграть ситуацию – зайчику холодно (под дождем, в холодной избушке);
- хитрая лиса идет к домику зайчика с намерением выгнать его оттуда;
2. Петух разговаривает с зайчиком, выясняет, почему зайчик грустный.
3. Интонацией, голосом показать характер трусливого зайца, хитрой лисы, храброго петуха.
Композиционные построение рисунков по спектаклю настольного театра "Куобах хайдах кутуруга суох буолбута" показал средний уровень развития (55,2%) (см. приложение 5). Овладение воздушной перспективой составляет 85,7%, изображение ярким цветом положительного персонажа – 75,0%. Дети недостаточно выделяют увеличенное или миниатюрное рисование персонажей, слабо передают динамику движения героев (57,1%). Отметим, что все расположили свои композицию по всему листу. Наибольшую высокую степень овладения художественными средствами показали Лиза Н. и Сеня Н. (по 75%). Они показывают усвоение воздушной перспективы, к положительному герою применяют яркий цвет, передают динамику движения персонажей и т.д.
Следующим произведением, использованным в отражении детей кукольного спектакля в своих рисунках, является сказка Ш.Перро "Красная шапочка" (театр петрушек). В постановке этого спектакля участвовали сами дети. Сказка довольно хорошо знакомая детям, её содержание не доставляет трудностей для запоминания. В подготовке участвовали все дети экспериментальной группы. Здесь детям была дана полная свобода деятельности, т.е. они сами были и художниками, и актёрами, и режиссёрами. Эта деятельность носила игровой характер и имела свойство импровизационности. Дети живо включались в активный творческий процесс. Их рисунки после просмотра спектакля, участия в нем показали высокий уровень средств выразительности (70,3%) (см. приложение 6). Высокий уровень (100%) отмечается у Иры А., Айтала С. Они используют наибольшее количество средств выразительности. Низкий уровень (37,5%) у Вали И. Её рисунок отличается линейной перспективой, яркостью только положительного героя, отсутствием отрицательного персонажа, ритм и динамика отсутствуют.
В дальнейшем нашем исследовании мы использовали русскую народную сказку "Колобок" (настольный, картонажный театр). Хотя это не предусмотрено Программой обучения и воспитания в старшей группе, рисование по этой сказке совпал с выступлением перед младшими дошкольниками ясли-сада. Дети раскрашивали силуэты персонажей, активно включались в создание декораций. Чтобы помочь красиво и разнообразно изобразить деревья, организовали наблюдения детей за природой, познакомили их с тем, как передают картины природы художники в иллюстрациях к произведениям писателей, в пейзажной живописи. Все это вызывает у детей более глубокий эмоциональный отклик.
При постановке спектакля "Колобок" требовалась большая работа по подготовке детей к выразительной передаче образов сказки, а затем их образному решению в рисунках. Велась работа над выразительностью речи, движений персонажей (быстро и легко) скачет зайчик, тяжело переваливается с ноги на ногу медведь и т.п.)
Детские рисунки по спектакли "Колобок" отличаются высоким уровнем композиционного построения (62,5%) (см. приложение 7). Дети все используют воздушную перспективу, яркость положительных героев, ритм, расположение композиции по всему листу.
Мы отмечаем недостаточное овладение таким выразительным средством, как цвет и определенное изображение отрицательных героев (20%). Самый высокий уровень проявился в рисунке Саши В. Свою работу он дополнил интересным, на наш взгляд, изображением: зайчик, запряженный в сани, а на санях сидит ёжик с грибами на спине. Колобок дополнен шляпой. Одежда Лисы в рисунке Саши красиво украшена узором, на шее бусы, а на голове приколото украшение, т.е. персонажи очеловечены.
Дети дали своим работам следующие названия: "Встреча колобка с лисой" (Саша В.), "Колобок, колобок! Я тебя съем!" (Сеня Н.), "Подожди, лиса, я тебе песенку спою" (Лиза Н.), "Колобок встретил волка" (Айтал С.), "Бабушка встретил волка" (Айтал С.), "Бабушка положила на стол колобка" (Таня Н.).
В основном тема рисунков-встреча колобка с волком. Это возможно объяснятся с тем, что игры и детей, которые исполняли роль зайца и медведя были маловыразительными – тихий голос, ошибки ведения персонажа, в частности, медведя. Медведь несколько раз падал из-за неустойчивой поддержки кукольников.
На изображение детей повлиял показ иллюстраций к этой сказке художника Е. Рачева. Так, дети на всех персонажей-животных рисуют одежду, что является характерной особенностью изображений данного художника..
Учитывая, что созданное изображение анализируется и вновь может дополняться, развиваться, вызывать новые образы, ассоциации, мы выделяем, что формирование замысла, его обогащение и уточнение происходит в процессе создания изображения. Так, дети дополняли колобка кудрявой шевелюрой или придавали ему облик девочки, пририсовывая яркий бантик.
Нам следует отметить, что на каждом занятии формировались умения и навыков композиционного построения сюжетных рисунков. Направляли детей на поиски и внесение в изображение дополнений. При этом использовали поощрение, привлечение внимания детей к находкам сверстников.
Изобразительное движение руки при рисовании связано с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестезически и зрительно. Например: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение. При восприятии движения и осознании мышечного ощущения у ребенка образуется представление о нём. На этой основе строятся исполнительные действия, образуется, условно говоря, мышечная память движения, накапливается двигательный опыт.
Исходя из этого, мы проводили закрепление правильных технических навыков и умений путем рисования и закрашивания любимых игрушек, овощей и фруктов, образов сказочных героев. Это вызывало их любопытство, желание рассмотреть объект и изобразить его.
Таким образом, проведенный анализ рисунков формирующего этапа показал, что дети получили возможность создавать выразительные изображения. Они полно и свободно воплощают задуманное содержание. Умело используют композиционное построение, проявляют инициативу, творчество. Вместе с тем характеризованы индивидуальные различия, свойственные каждому ребенку манеры исполнения.