Валя Т. расположила лист вертикально и объяснила это тем, что она будет рисовать старушку Тэбэнэкээн крупным планом.
Таким образом, мы видим, что дети осознанно подошли к выбору средств реализации своего замысла. Приведенный пример показывает, что в случае общего направления темы у каждого формируется свой замысел, представление от том, что он нарисует, как решит поставленную перед ним задачу. На этом занятии каждый ребенок создавал свою иллюстрацию к спектаклю. Даже тогда, когда тема картинки совпадала, решение было оригинальным.
В конце занятия старушка Тэбэнэкээн собрала рисунки детей, поместила их на стенде. Дети любовались своими работами, рассказывали друг другу о содержании своих рисунков.
Анализ рисунков показал высокий уровень владения средствами композиции (78,7%) (см. приложение 10). Отмечено: владение воздушной перспективой, ритмом – 100%, изображение динамики движения персонажей, расположением объектов – 90%, яркость цвета положительного персонажа – 80%, яркость цвета отрицательного героя, увеличенное изображение положительного героя- 70% и минимальное изображение – 40%. Также выявлено высокий уровень владения средствами композиции у девятерых детей (от 62,5% до 100%), средний уровень у одного ребенка (50%).
Степень повышения уровня владения средствами выразительности мы объясняем тем, что была дана конкретная установка перед просмотром спектакля от лица самого персонажа, а также заинтересованность детей при помощи нетрадиционной формы проведения занятия.
Полученные показатели характеризуют о повышении уровня композиционного построения рисунка. Это позволяет судить о том, что большая часть детей приобрела навыки нахождения адекватных выразительно-изобразительных средств для воплощения театрального образа в рисунке. Зная, что в возрасте между 10-15 годами, у детей наступает период перелома и охлаждения к рисованию (об этом исследования вели Люкенс, Барнес, Кершенштейнер) [ ]. Можно предположить, что у этих детей будет отмечаться дальнейшее развитие изобразительного творчества. Так как сформированные композиционные умения и навыки путем вариативных и интегрированных занятий содействуют новому подъему изобразительного творчества.
Заключение.
Полученные нами материалы позволяют заключить, что основа формирования композиционных умений и навыков в отражении сюжетов кукольных спектаклей лежит в умении наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет объекта и в то же время способности сохранять целостное впечатление от спектакля кукольного театра.
Большое значение в процессе создания образов приобретают индивидуальные особенности детей – сознательном использовании выразительных средств изобразительной деятельности.
В процессе экспериментальной работы мы обнаружили, что спектакль кукольного театра способен быть сильным эмоциональным стимулом, активно питающим детское творчество. Интенсивное эмоциональное воздействие, высокий художественный уровень спектакля приводит к интересным и многообразным изображениям в детских рисунках.
Итак, исследования, направленные на выяснение эффективности показа спектакля кукольного театра в развитии композиционного построения рисунков детей, подтверждают, что дети овладевая театральным искусством, усваивают разнообразные способы рисования разными изобразительными материалами.
Таким образом, кукольный театр способен выполнять важнейшие функции: познавательную, гедонистическую, суггестивную, преобразовательную, социализирующую, композиционную и т.д. Он помогает ребенку острее чувствовать происходящее, обогащает мир его душевных переживаний.
Рисунки детей, у которых сформированы артистические навыки в плане переживания и воплощения образа, отличаются разнообразием, выразительностью: по характеру реализации замысла, успешности выполнения рисунка путем применения выразительных средств изобразительной деятельности.
Экспериментальные исследования, направленные на выяснение значения эффективности интегрированного художественного образа кукольного спектакля, его эмоционально-эстетических средств, подтверждают овладение детьми более сложными сюжетными композициями в рисовании.
Выработанные нами игровые упражнения и задания, направленные на развитие творчества детей вызывают у детей как к интуитивным, так и преднамеренным, как к самостоятельным, так и подражательным действиям.
Мы приходим к выводу, что формирование композиционных умений и навыков зависит:
1. От процесса возникновения и становления творческой изобразительной деятельности детей (обогащение впечатлениями – сам акт творчества – применение в жизни его продукции).
2. От путей становления художественного образа у детей (замысел – поиски средства – воплощение).
3. От последовательно меняющихся взаимоотношений взрослого и детей (показ процесса творчества – частичное соучастие в нем – самостоятельная композиция детей).
На основе заключения нашего эксперимента воспитателям детских садов, руководителям студийных работ, кружков по изобразительной деятельности рекомендуем:
1. Применять рисование по сюжетам кукольного спектакля. Это объясняется тем, что рисунки детей более широко представляют восприятие детьми того или иного образа. Наш метод варьирования и комбинации различных приемов формирования композиционного построения может сохранить творчество детей посредством кукольного театра.
2. Использовать домашний кукольный театр для укрепления психического здоровья детей как своеобразную "куклотерапию", для налаживания взаимоотношений детей и взрослых и сближения их психологического контакта.
Список использованной литературы:
1. Аникин В.А., Русская народная сказка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1977.
2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1978.
3. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. – Я., 1968.
4. Боголюбская М.К., Габенкина А.Л. Хрестоматия по детской литературе. – М.: Просвещение, 1975.
5. Бойко Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии. //Советская педагогика. № 1, 1970.
6. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М.: Педагогика, 1981.
7. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. –М.: Педагогика, 1972.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
– С.-П., 1997
9. Воспитание детей к игре. – М.: Просвещение, 1983.
10.Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред. Т.А.Марковой. – М., 1979.
11.Воспитание и обучение детей 6-го года жизни. /под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой, -М., 1987.
12.Волков Б.С., Волкова Н.В. Меттоды изучения психики ребенка. – М., 1994.
13.Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. –М., 1992.
14.Дошкольникам о художниках детской книги: Книга для воспитателя детского сада. /Под ред. А.А.Афанасьева и др.. –М.: Просвещение, 1991.
15.Дьяконова Ю.И. Якутская сказка. –Ленинград, 1990.
16.Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. – М.: Просвещение, 1992.
17.Зварыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Перспективное планирование по формированию игры. – М., 1989.
18.Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995 г.
19.Зубарева Н.М. Дети и изоискусство. –М., 1969.
20.Игнатьев Е.И. Психология изодеятельности детей. –М., 1961.
21.Игрушки и пособия для детского сада /Под ред. В.М.Изгаршевой. – М., 1992
22.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1984.
23.Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. – М.: Просвещение, 1971.
24.Капустина Р. Познавательная активность детей на занятиях по рисованию. //Дошкольное воспитание. – 1986. - №10
25.Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. –М.: Просвещение, 1982
26.Карамзина У.А. Театр кукол в детском саду. – Якутск: издательство ЯГУ, 1978.
27.Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1977.
28.Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. – М., 1968.
29.Козырева С. Отражение музыкального образа в детских рисунках. //Дошкольное воспитание. – 1988. -№ 17.