Государственный комитет Российской Федерации
по высшему образованию
Якутский Государственный университет
им. М.К. Аммосова
Педагогический институт
кафедра дошкольной педагогики и психологии
Дипломная работа
на тему: Отражение сюжетов кукольного театра в рисунках детей старшего дошкольного возраста
Выполнила:
студентка з/о НПО, ППД-96-2
Кузнецова Анна Артемовна
Научный руководитель:
к.п.н., доцент ПДВ
Карамзина Ульяна Анатольевна
Якутск - 1999
Оглавление
Стр | ||||||
Введение. | Актуальность. Задачи........................................................ | 3-7 | ||||
Глава 1. | Психолого-педагогические условия изображения сюжетов кукольного театра в рисунках старших дошкольников.................................................................... | 8-20 | ||||
1.1. | Образная выразительность в рисунках детей.................................................................................... | 8-15 | ||||
1.2. | Особенности передачи театрального сюжета в композиции рисунка.......................................................... | 16-18 | ||||
1.3. | Отражение в композиции рисунка детей старшего дошкольного возраста содержания кукольных спектаклей.......................................................................... | 19-20 | ||||
Глава 2. | Исследование эффективности использования методов формирования умений создавать композицию рисунка после просмотра кукольного спектакля.......................... | 21-57 | ||||
2.1. | Определение уровня композиционных умений и навыков в рисовании старших дошкольников................ | 21-31 | ||||
2.2. | Система и методика проведения интегрированных занятий................................................................................ | 32-49 | ||||
2.3. | Эффективность использования кукольного спектакля как средство развития композиционных умений и навыков у дошкольников.................................................. | 50-57 | ||||
Заключение................................................................................................. | 58 | |||||
Список использованной литературы....................................................... | 61 | |||||
Приложение................................................................................................ | 67 |
Введение.
Задачи перестройки народного образования в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено – дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Одной из таких является изобразительная деятельность. Она рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.
Проблема отражения детьми старшего дошкольного возраста сюжетов кукольного театра в рисунках является многоаспектной и актуальной.
Актуальность темы.
Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей.
Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления дошкольника, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка. В отличие от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.
Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения. Значение кукольного театра подчеркивалось и изучалось в исследованиях Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, У. А. Карамзиной.
Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.
Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Мы считаем, что в связи с недостаточным развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном в своих рисунках, нежели словами. Детский рисунок, являясь одним из средств отражения сюжетов кукольного театра, содержит духовную культуру содержания произведения, переданного посредством постановки кукольного спектакля. Рисование для ребенка – своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей.
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.
Происходит игнорирование специфики изобразительной деятельности. Это проявляется в том, что ребенок не создает образ, а копирует изображение с заранее подготовленного педагогом образца; в сознательном ограничении изображения в предметном рисовании; в излишней опеке ребенка; в низком уровне квалификации педагога.
В теории изобразительной деятельности вопрос о роли средств художественной выразительности в создании детьми образов в рисунках рассматривался прямо или косвенно, но больше внимания уделялось изучению цвета (В. С. Мухина, А. А. Мелик-Пашаев, Т. Г. Казакова), формы (Р. Мирошкина), композиции (Е. В. Шорохов, С. Д. Левин). Роль эмоции в осуществлении изобразительной деятельности играет важную роль. От того, какие переживания вызывают у ребенка персонажи спектакля кукольного театра, зависит раскрытие их выразительного образа в композиции рисунка.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования “Отражение сюжетов кукольного спектакля в рисунках детей старшего дошкольного возраста” актуальна и на данный момент недостаточно изучена.
Объект исследования.
Развитие изобразительных способностей ребенка в композиционном построении рисунка по сюжету кукольного спектакля.
Предмет.
Использование разных видов кукольного театра в развитии композиционного строения рисунков детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза. При использовании интегрированного художественного образа кукольного спектакля его эмоционально-эстетических средств, возможно овладение детьми более сложными сюжетными композициями в рисовании.
Цель.
Изучение и выяснение развития композиционных особенностей детского рисунка под влиянием кукольного театра.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1. Изучение педагогической и психологической литературы по проблемам детского восприятия, мышления, воображения, эмоции и изобразительной деятельности.
2. Экспериментальное изучение эффективности показа спектакля кукольного театра в развитии композиционного построения рисунков детей.
3. На основе полученных данных разработать комплекс методических рекомендаций по использованию кукольного театра для формирования у детей старшего дошкольного возраста умения создавать композицию изображения в своих рисунках.
Методы исследования.
В ходе исследования были применены следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования;
- наблюдение за воспитательно-образовательным процессом в старших группах;
- экспериментальное обучение и обработка полученных результатов на основе математических методов исследования.
Научно-теоретическая основа. Наше исследование построено на методологической основе деятельностного подхода в психологии А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, исследований детского изобразительного творчества Г. В. Лабунской, Н. А. Ветлугиной, Г. С. Комаровой, Е. В. Шорохова, А. Михайловой.
Практическая значимость работы заключается в том, что практические методы и приемы исследования кукольного театра в изобразительно-художественной деятельности могут быть использованы воспитателями ДОУ для усовершенствования воспитательно-образовательного процесса по художественному восприятию разных видов искусства, развитию детского изобразительного творчества.
Организация исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явился ясли - сад “Кэнчээри” с. Амга Амгинского улуса. В ходе эксперимента участвовали дети старшей группы, в количестве двадцати человек.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, рекомендации, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретическая часть.
Психолого-педагогические условия изображения сюжетов кукольного театра в рисунках старших дошкольников.
1.1. Образная выразительность в рисунках детей
старшего дошкольного возраста.