22. Мокрецов А.И., Голубева В.П., Шамис А.В. Рабочая книга пенитенциарного психолога. Москва. 1998г.
23. Новоселова А. С. Учет индивидуальных свойств личности в процессе перевоспитания. Методические рекомендации. Пермь, 1988г.
24. Новоселова А.С. Психолого-педагогические основа взаимодействие убеждения и внушения как условия ресоциолизации личности осужденных. М., 2001
25. Олиференко Л.Я., Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьев Социально-педагогическая поддержка детей группы риска М., 2002
26. Организация воспитательно-профилактической работы с осужденными, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы. Ред. Пономарева С.Н. Рязань, 2002
27. Пирожков В.Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности // Психологический журнал, 1995, т. 16, № 2, с. 178-182.
28. .Пирожков В.Ф. Психология подростковой преступности. Т.1. М., 1998г.
29. Практикум по исправительно-трудовой психологии. Ред. Деева В.Г. Рязань 1990
30. Психологические тесты. сост Ахмеджаков Э.Р. М., 1996.
31. Психология. Словарь. Ред. Петровскою А.В. М., 1990.
32. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. М. 1998г.
33. Социально-психологические и социально-педагогические проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Сб. Научных трудов. М., 1981
34. Тигунцева Г.Н., Третьякова Л.М. Подросток-правонарушитель: социальные и психолого-педагогические аспекты. Иркутск, 2002
35. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 1998
Инструкция:
“Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем.”
Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с периодом прошлого .
На листе левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными элементами (депрессия, неуверенность, пассивность). Правая сторона (соответствует правой руке) и верх - с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действий.
Показатели и интерпретации
1. Положение рисунка на листе.
В норме рисунок расположен на средней линии стандартного вертикального листа. Лист бумаги лучше брать белый или кремовый. Карандаш средней мягкости. Простой ручкой или фломастером рисовать нельзя.
Положение рисунка на листе ближе к верхнему краю (чем выше, тем выраженнее) трактуется как высокая самооценка и недовольство собственным положением в социуме и недостаточностью признания со стороны окружающих, претензия на продвижение, тенденция к самоутверждению, претензия на признание.
2. Центральная смысловая часть фигуры.
Голова или заменяющая её деталь: голова, повёрнутая вправо - устойчивая тенденция к действительности, почти всё, что обдумывается и планируется, осуществляется до конца. Человек активно переходит к реализации своих тенденций.
Голова повёрнута влево - тенденция к рефлексии, размышлению, не человек действия, лишь незначительная часть замыслов реализуется или начинается реализацией. Нередко нерешительность, страх боязнь активных действий (что именно, необходимо выяснить дополнительно.
Положение в фас (т.е. голова направлена на рисующего) трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств: уши, рот, глаза. Глазам придаётся особое значение. Это символ присущего человеку страха. Это значительная особенность подчёркивается радужкой. Обратите внимание на отсутствие или наличие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры для женщин, для мужчин - женственные черты характера ( с прорисовкой радужки совпадает редко). Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Значимая деталь - уши. Соответствие прямое: заинтересованность в информации. Приоткрытый рот с прорисовкой языка (губ) трактуется как большая речевая активность. В сочетании с прорисовкой губ - чувственность. Иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерченный, трактуется как лёгкость возникновения страха и опасений, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная (огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение и порицание). Зачерченные рты округлой формы - боязливость и тревожность.
Увеличение (по сравнению с фигурой) головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а возможно и эрудицию в себе и окружающих. На голове часто расположены дополнительные детали: рога - защита, агрессия (в сочетании с другими признаками агрессии - ногтями, щетиной, иглами). Характер этой агрессии - спонтанная или защитная ответная. Перья - тенденция к самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие причёски - чувственность, подчёркивание своего пола, а иногда - ориентировка на свою сексуальную роль.
3. Несущая, опорная часть фигуры - постамент, ноги, лапы. Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размерам всей фигуры и по форме. Основательность - обдуманность при ПР - опора на существующую информацию, значимую, существующее положение.
И, напротив, - поверхность суждений, легкомыслие, необоснованность выводов, особенно при отсутствии или почти отсутствии ног.
Обратить внимание на характер соединения ног с туловищем (корпусом): соединены точно, тщательно или слабо, небрежно или совсем не соединены. Это - характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями.
Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость форм ног, любых элементов определённой части - это конформность суждений и установок, их стационарность, банальность. Разнообразие в положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность, иногда (соответственно необычности формы) даже творческое начало (в норме) или инакомыслие, ближе к патологии.
4. Части, возвышающиеся над уровнем фигуры.
Могут быть функциями или украшениями: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики, что-то вроде завитушек, кудрей, цветов. Первые - энергия, охват разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным, неразборчивым притеснением окружающих. Либо любознательность, участие в как можно большем количестве мероприятий, завоевание себе места под солнцем, увлечённость своей деятельностью. Смелость - соответственно значению символа (щупальца, крылья и т.д.).
Второе - склонность к обращению на себя внимания, манерность.
5. Хвост.
Выражает отношение к собственным действиям, поступкам, решениям, выводам и размышлениям, своей вербальной продуктивности судя по тому, повёрнут хвост вправо или влево на листе. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвоста. Движением вверх - уверенно, положительно, бодро или движением вниз - недовольство собой, подавленность, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.д. Особо обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, особенно пышные, длинные, разветвлённые. Вправо - по поводу своих действий или поведения, влево - по поводу своих мыслей, пропущенного момента, собственной нерешительности.
6. Контур фигуры.
По наличию или отсутствию выступов (типа шипов, панциря, игл, прорисовки и затемнений контура). Это - защита от окружающих. Агрессивная защита, если она выполнена в острых углах. Со страхом и тревогой, если имеют место затемнения, запачкивания контурной линии. С опасением или подозрительностью, если поставлены щит, заслоны линии удвоены и т.д. Верхний контур - против вышестоящих людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. старших по возрасту (родителей, учеников, руководителей, начальников). Нижний - против насмешек, непризнания, отсутствие авторитета у нижестоящих подчинённых, боязнь осуждения. Боковые - недифференцированная опасность и готовность к защите любого порядка в любой ситуации. То же самое - элементы защиты, расположенные по контуру, внутри него, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - защита своих мнений, убеждений, вкусов.
7. Общая энергия.
Оценивается количеством изображённых деталей: только ли необходимых или также и усложняющих конструкцию (дополнительные). Много - выше энергии, наоборот - экономия энергии, застенчивость, органика, хроническое соматическое заболевание То же подтверждается характером линий - слабая, паутинообразная. Обратный характер линии не является полярным (жирная, с нажимом), обратный - это не энергия, а тревожность. Особо обратить внимание на резко продавленные линии, видные с обратной стороны (судорожный, высокий тонус рисующей руки) - резкая тревожность. Обратите внимание, какая деталь, какой символ выполнен подобным образом (к чему привязана тревожность).
8. Оценка характера линий.
Дублирование, небрежность, неаккуратность соединений, островки находящих друг на друга деталей и линий, зачёркивание частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной очень сильно и т.п. - расценивается как при анализе пиктограмм. Также фрагментарность - линий и форм, незаконченность рисунка и оборванность.
9. Тематически - животные делятся на угрожающие и нейтральные (подобие льва, бегемота, волка или птицы, муравья, белки, кошки или собаки). Это отношение к своему я, представление о своём положении в мире, как бы идентификация себя по значению с животными. В данном случае, рисуемое животное - представитель самого рисующего.
10. Уподобление животного человеку, начиная с постановки его в положение прямохождения ( на 2 лапы вместо 4), кончая одеванием в человеческую одежду, включая похожесть морды на лицо, лап на руки - свидетельство об инфантилизме, эмоциональной незрелости.