Вопросами изучения игр посвящено немало работ зарубежных авторов, среди которых В. Вунд, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Гросс, К. Бюллер, З. Фрейд. Некоторым подобием деловых игр были и предшествующие им военные игры-учения. В частности, таковыми стали "Потешные полки", организованные а XVII в. для забав молодого царя Петра, которые явились своеобразной формой подготовки будущего монарха к военно полководческой деятельности.
В наше время аналогии современных деловых игр появились в Санrт Петербурге. Это связано с созданием в 1932 году организационно-производственных испытаний. И позже, в 1932 году, М.И. Калинин говорил о том, что студентами "надо было бы в институте некоторую практику решения жизненно важных задач поставить"" (4).
Однако, наиболее широкое распространенные деловые игры получили в связи с началом "эры компьютеризации", возродившись с США в 1957 году. Отечественные научные изыскания по проблемам использования ДИ датированы началом 70-х годов.
В 70-х г.г. Г.И. Щедровицкий изобрел модель коллективного мозгового штурма организационно деятельностную игру, в которой происходит, осуществляется общая мысленная работа, коллективная мыследеятельность, ведется напряженный ситуационный анализ, предпринимается проблематизация, вырабатываются новые ценности, новые цели, средства и методы их достижения, процессы и техно . Что же такое игра? Большинство дефиниций этого вида деятельности человека чаще всего проходит через понятия эмоции, забавы (play) роли, условной деятельности (perform), провила, ограничения от реального производительного труда (game).
Г.В. Плеханов считал, что игра - поражение труда, производная форма деятельности от труда, "дитя труда". Известно, что без человеческих эмоций невозможно познание истины.
А.С. Макаренко писал: "Игрушка тогда хороша, когда ребенок не играет, а действует" (5, с.40); "вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу" (там же, с. 72); "игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом" (там же, с. 79).
Советские ученые углубили это понятие, расширили, конкретизировали применительно к точке зрения психолого-педагогических наук. Таким образом, игра стала определяться как особый вид деятельности социального характера, производное первичного вида деятельности - труда (подобно умению); непродуктивная, около продуктивная, квазипродуктивная деятельность, мотивы которой находятся в собственно процессуальных актах деятельности - действиях, функциях и т.д.
Деловые игры определяются через понятия модель, имитация, метод, форма, средство, тренинг, подготовка, трансформация и другие термины, описывающие положение деловых игр в общей структуре деятельности человека. Выражаясь языком кибернетики можно сказать, что деловая игра характеризуется как формализованная упрощенная, направленная на существенные черты модель конфликтной педагогической ситуации.
"Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого" (6,с. 209).
Деловая педагогическая игра (ДПИ) как производная от деловой игры дает возможность не только управлять процессом усвоения знаний, но и формированием умений и навыков практической деятельности, а также реализовать значительный мотивационный потенциал формирования личности педагога в тех или иных искусственно воссозданных ситуациях профессионально-педагогической идентификации. Это один из "наиболее мобильных инструментов превращения теоретических достижений в элемент
практики", "переходный мостик между учением и трудом" (19,17).
Дидактическая игра в аспекте нашего исследования, определяемая как учебная, социально-управленческая имитация реальной, профессиональной, производственной деятельности является методом (стержнем методов), формой, средством деятельности подхода к подготовке педагога, позволяющим осуществить трансформацию теоретических знаний в практические умения и логический переход от информационной работы к непрерывной педагогической практике.
ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ можно рассматривать как целесообразно организованную педагогическую систему, как разновидность комплексного многокомпонентного средства формирования педагогической направленности , а также как организационное сочетание структур учебно-познавательной и игровой деятельности. Учебная деловая игра оставаясь педагогическим процессом, направленным на достижение целей обучения и воспитания, а не целей производства, является воссозданием контекста будущего труда в его предметном и социальном аспектах. В учебной деловой игре обучающийся выполняет квазипрофессиональную деятельность, несущую в себе черты как учебной, так и будущей профессиональной деятельности. Он усваивает абстрактные знания, умения и навыки в контексте профессии, как бы наложенными на канву профессионального труда (6).
С. Д. Неверкович, исследуя игровые методы подготовки кадров, пишет, что деятельностный подход к игровым методам подготовки кадров управления - "средство развития субъектов управления", "в осуществлении развития личности человека заключается, следовательно, специфика деятельностного подхода в игровом обучении"; "рефлексивный, поисковый, мыслительный, организующий компоненты игровой деятельности реализуют исследовательское отношение к деятельности, формируется исследовательский тип деятельности". "Организационно обучающие игры опираются на разработку основных процессов игровой деятельности, а не на модели конкретных ситуаций, как в случае деловых игр" (33).
Деловые игры характеризуются следующими основными признаками; наличием участников игры (обучаемых), у которых общая задача - анализ обстановки, и принятием решений в соответствии с назначенной каждому должностью (ролью); наличием руководителя игры, который должен выдавать информацию об обстановке, анализировать решение участников игры и корректировать ее; созданием определенных условий для анализа обстановки и принятия решений обучаемыми; созданием неопределенной, а в ряде случаев конфликтной ситуации; невозможностью полной формализации ситуации; динамичностью изменения обстановки и наличием обратной связи между предварительными решениями участников игры и окончательными, связанными с изменением обстановки (7,с. 62).
Учебно-деловые игры организуются на следующих принципиальных положениях: имитационное моделирование; проблемность; совместная деятельность; диалогичность; двухпланетность (6).
Деловая игра нами понимается как важнейшее средство, метод, форма, способ максимально возможного приближения к будущей профессиональной деятельности специалиста; это учебно-практическая имитационно-подготовительная деятельность будущих специалистов, являющаяся этапом перехода от игровой деятельности к практической. Дидактическая игра представляет собой универсальный технологический инструмент организации учебно-практической деятельности будущих учителей, позволяющий снизить уровень психофизиологического перенапряжения реализацией процесса на соответствующем эмоциональном фоне деятельности его участников. Игровая деятельность, состоящая из игровых действий, составляющих в комплексах определенные функции, может определятся и как действенная, профессиональная подготовка человека к труду. Характерной чертой деловой игры является их комплексность и полуфункциональность. Комплексная дидактическая учебная игра (КУДИ), на наш взгляд, может стать тем технологическим средством, которое реализует цели и задачи профессиональной подготовки будущих учителей в условиях учебнопрактической их деятельности в педагогическом ВУЗе. Место профессиональной подготовки в общей структурной модели деятельности специалиста может быть условно отображено на следующей схеме:
Большое число исследователей рассматривают деловые игры в плане направленности процедуры их реализации. Как правило, авторы публикаций предлагают 3 этапа осуществления игрового процесса
I этап - подготовительный, информационный, теории деловой игры, "блок сообщений", на котором: проверяется теоретическая готовность студентов к занятию, введение, изучение ситуации, правил игры, распределение ролей и уяснение позиций и организация играющих (выбор темы, назначение участников, выбор формы проведения, выбор места проведения, определение педагогических задач).
II этап - игровой, производственный, знакомства с игрой, "блок обсуждений", на котором: выполняется ряд тренировочных заданий, собственно игровой процесс, проводится деловая игра, микро преподавание.
III этап - заключительный, на котором проводится коллективный анализ игры, подводятся итоги игры, разбираются оптимальные варианты с общей дискуссией, обсуждается роль преподавателя в проведении игры.
И.Н. Решетень считает, что необходимо в соответствии с этими этапами проводить группы игр - ознакомительные, дисциплинарные и заключительные. Одним из основных вопросов решения проблемы применения в педагогике деловых игр является вопрос о профессиональной нагрузке, которую несет эта форма деятельности людей. В этом отношении авторы научно-исследовательских работ по изучению игр придерживаются следующих мнений.
Т.А. Мамигонова видит функции педагогической игры следующие: идеологическая, гносеологическая, психологическая, дидактическая.