- между целостной природой образовательного процесса в вузе и наличием разнородных процессов профессиональной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию (подготовка на основе гуманистических ценностей, на основе экзистенциальных ценностей, на основе этнических ценностей, на основе религиозных ценностей и др.);
- между тенденцией педагогического знания к интеграции и отсутствием концепции интегративной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию;
- между признанием будущими учителями необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у них соответствующей компетентности и стремления к осуществлению данного вида деятельности и др.
Эти противоречия стали основанием для рассмотрения в ходе нашего исследования проблемы разработки концепции, определяющей сущность целостной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, учитывающей разнообразие существующих позиций, и реализации ее в системе, обеспечивающей готовность будущего учителя к этой деятельности в постоянно меняющихся условиях социально-экономической и духовной жизни российского общества. На основании этой проблемы нами сформулирована тема исследования: «Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников».
Цель исследования – разработать, теоретически и эмпирически обосновать концепцию интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, осуществить ее верификацию в ходе реализации соответствующей системы в образовательном процессе вуза.
Объект исследования – образовательный процесс в вузе, направленный на подготовку будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.
Предмет исследования – основные положения концепции, раскрывающие сущность интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников, и их реализация в соответствующей системе.
Гипотеза исследования: научная эффективность и практическая значимость концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников будут обеспечены, если:
1) методологической основой концепции является совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих подходов: системного и синергетического (общенаучный уровень), интегративного, культурологического и компетентностного (конкретно-научный уровень);
2) обоснованным ядром концепции выступают:
– закономерности подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, фиксирующие связи между основными компонентами, характеристиками процесса подготовки и типом духовно-нравственных ценностей; актуальными и потенциальными возможностями духовного и нравственного развития будущего учителя; целесообразным использованием психологических и педагогических механизмов; неравномерностью развития личности; особенностями духовно-нравственного воспитания как педагогического явления;
– принципы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, сформулированные на основе выявленных закономерностей;
3) содержательно-смысловым наполнением концепции являются:
– способы разрешения противоречия между признанием будущим учителем необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у него соответствующей компетентности, а также стремления к осуществлению этого вида деятельности как движущей силы исследуемого процесса;
– характеристики интегративности и вариативности исследуемого процесса;
– условия автономии различных направлений подготовки будущего учителя к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников как частей интегрированного целого;
– структурная модель, включающая два блока. В первом блоке смоделирована педагогическая направленность личности как совокупность педагогических ценностей, мотивов деятельности, мотивационно-ценностного отношения к духовно-нравственному воспитанию школьников. Во втором блоке – педагогическая компетентность как совокупность ценностно-смысловой, общекультурной, субъектной, коммуникативной, когнитивной компетенций и компетенции личностного самосовершенствования;
– этапы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников;
4) верификация концепции обеспечивается системой интегративно-вариативной подготовки, которая включает компоненты, присущие всей профессионально-педагогической подготовке в целом, но имеющие различия в ценностных установках, идеалах, семантике духовно-нравственных понятий, позициях в вопросах самоопределения личности, методах воспитания и обучения, характерных для ее отдельных направлений.
Задачи исследования:
Первая группа задач направлена на теоретическое и эмпирическое обоснование сущности интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников и предусматривает:
- изучение степени разработанности проблемы подготовки студентов к духовно-нравственному воспитанию учащихся и выявление основных направлений ее решения;
- анализ состояния подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в массовой практике;
- выявление предпосылок интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию в современных условиях;
- определение возможностей системного, синергетического, интегративного, культурологического и компетентностного подходов в подготовке студентов к духовно-нравственному воспитанию школьников.
Вторая группа задач посвящена обоснованию взаимосвязи духовного и нравственного воспитания и включает:
- выявление предпосылок интеграции духовного и нравственного воспитания в современных условиях развития общества;
- обоснование духовно-нравственного воспитания как интегративного процесса и анализ его особенностей в современных условиях;
- анализ развития духовно-нравственной сферы личности современных школьников.
Третья группа задач связана с созданием и реализацией концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в современных условиях:
- разработка структурной модели готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников и содержания ее элементов: ценностей, мотивов, ценностно-мотивационного отношения и компетенций будущего учителя в сфере духовно-нравственного воспитания;
- определение целей, закономерностей и принципов образовательного процесса, ориентированного на интегративно-вариативную подготовку студента к духовно-нравственному воспитанию школьников;
- обоснование системы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в современных условиях и определение механизма и условий ее функционирования.
Четвертая группа задач посвящена проверке эффективности реализации теоретических положений концепции в системе профессионально-педагогической подготовки:
- обоснование цели и организации эксперимента;
- верификация концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников;
- анализ действия механизма функционирования системы интегративно-вариативной подготовки будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию школьников;
- разработка пакета учебных программ, учебно-методических пособий, рекомендаций в целях совершенствования подготовки студента к духовно-нравственному воспитанию.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
1. Основные положения разработанных в науке методологических подходов: системного (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Ю.А. Конаржевский, Г.Н. Сериков, Э.Г. Юдин и др.); синергетического (А. Баблоянц, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, А.Ю. Лоскутов, А.С. Михайлов, Г. Николис, И. Пригожин и др.); интегративного (А.С. Белкин, В.С. Безрукова, М.Н. Берулава, Н.П. Рябинина, Н.К. Чапаев, И.П. Яковлев, Н.М. Яковлева и др.), культурологического (Е.В. Бондаревская, Г.И. Гайсина, И.Ф. Исаев, И.Я. Лернер и др.); аксиологического (В.И. Гинецинский, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.); компетентностного (А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, Д.А. Иванов, А.В. Хуторской и др.).
2. Философские категории общего, особенного и единичного, законы диалектики, положения о социальной обусловленности процесса личностного формирования человека содержанием морали и системой общественных отношений, в которые включена личность; о духовности как результате приобщения личности к общечеловеческим ценностям, духовной культуре и как способности личности к саморазвитию, самореализации; о духовно-нравственных качествах как диалектическом единстве социального и индивидуального, общего и единичного в духовности личности, о ценностях как компонентах духовной культуры (Л.П. Буева, А.Г. Здравомыслов, А.Б. Невелев, И.В. Силуянова, Л.Н. Столович, В.А. Ядов и др.).
3. Психологические теории развития личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Э. Эриксон и др.); теории педагогической интеграции (М.Н. Берулава, С.А. Старченко, Н.К. Чапаев и др.); теория моделирования (С.И. Архангельский, Б.А. Глинский, Э.М. Хакимов и др.); теории нравственного воспитания (О.С. Богданова, И.А. Каиров, С.М. Каргапольцев, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинский, А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова и др.) и духовного воспитания (Ш.А. Амонашвили, Т.И. Власова, В.В. Игнатова, Н.А. Коваль, Т.И. Петракова, Н.М. Романенко и др.); исследования сущности педагогического сознания (С.А. Днепров и др.) и природы духовности в психологии и педагогике (Т.И. Власова, Н.А. Коваль, В.А. Черкасов, В.Д. Шадриков и др.).