Вопреки распространенной тенденции рассматривать подготовку к духовно-нравственному воспитанию как единичный процесс, который в каждом конкретном случае имеет специфические черты, обусловленные приоритетными ценностными установками, в исследовании выявлены общетеоретические основы подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников. Сопоставление различных направлений профессионально-педагогической подготовки позволило определить повторяющиеся признаки в каждом из них, имеющие своим следствием как положительные, так и негативные результаты. Это создало предпосылки для поиска интегративных характеристик подготовки, которые обеспечивают целостность и эффективность данного процесса в сложных условиях существования различных систем ценностей, разнотипности мировоззрения, противоречивости информационного пространства и т.п.
В ходе анализа философской и психолого-педагогической литературы выявлены исходные общетеоретические основы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию, которые представляют собой общепризнанные в науке методологические подходы, выступающие в качестве опоры для исследования проблемы подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию. К ним отнесены системный, синергетический, интегративный, культурологический и компетентностный подходы.
Общенаучной основой исследования является системный подход. В соответствии с положениями, разработанными Ю.А. Конаржевским, мы использовали системный анализ в нескольких его аспектах. Нами была определена совокупность элементов, составляющих процесс подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников (морфологический аспект), выделена внутренняя организация системы и определен способ, характер связи элементов (структурный аспект). Реализуя функциональный аспект системного анализа, мы определили механизм динамичного и эффективного функционирования процесса подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, выявили современные особенности внешней среды, влияющие на содержание и технологию как самого духовно-нравственного воспитания, так и процесса подготовки к нему.
Использование положений синергетического подхода к разработке системы подготовки будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию школьников позволило заложить условия для прогнозирования эволюции этой сложной системы, которая во многом определяется существующими в современном обществе системами ценностей и приобретением личностного смысла этих ценностей каждым участником педагогического процесса. С позиций интегративного подхода была преодолена изолированность изучения сущностных связей исследуемой подготовки, обеспечено обобщение знаний об исследуемом процессе. Культурологический подход являлся системообразующим при разработке содержания профессионально-педагогического образования, обеспечивающего подготовку студентов к духовно-нравственному воспитанию школьников. Его использование обеспечило взаимосвязь знаний о духовной сущности человека, о различных системах ценностей, о существующих концепциях духовно-нравственного воспитания, источниками которых являются различные, порой противоположные культуры (светская, религиозная и т.п.). С помощью аксиологического подхода определены ориентиры в содержании профессионально-педагогической подготовки. В соответствии с личностно-ориентированным походом созданы условия для осознания будущим педагогом себя как субъекта профессиональной подготовки.
С позиций компетентностного подхода акцентировано внимание на результате подготовки к духовно-нравственному воспитанию школьников, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность будущего учителя действовать в новых, проблемных ситуациях, связанных со сложными явлениями в духовно-нравственной сфере жизни человека и общества.
Применение данных научных подходов позволило нам сформулировать концептуальные основы духовно-нравственного воспитания и соответствующей профессионально-педагогической подготовки будущего учителя с точки зрения требований модернизации образования в условиях разнотипности мировоззрения, многообразия систем ценностей; разработки механизмов подготовки будущего учителя к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников в изменившихся социально-экономических условиях развития российского общества и условиях существования различных направлений в духовно-нравственном воспитании; определения компетенций будущего педагога в сфере духовно-нравственного воспитания школьников.
Основными источниками создания концепции подготовки будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию школьников являются:
– социальный заказ общества, сформулированный в нормативных документах и выраженный в существующих потребностях общества и отдельной личности;
– международный и отечественный педагогический опыт, его традиции и тенденции развития;
– фундаментальные теории современной общей педагогики;
– теоретические концепции, фиксирующие современный уровень развития духовно-нравственного воспитания;
– практический опыт осуществления духовно-нравственного воспитания;
– результаты проведенного исследования особенностей духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях.
Основную направленность концепции определили такие положения правовых документов, как: принцип светского характера государственной и муниципальной систем образования, принцип культуросообразности содержания образования, принцип субъектности образовательного процесса, положение о равенстве религий перед законом, включение в общую образовательную программу учебных заведений не только базового федерального, но и национально-регионального и вариативного компонентов и др.
Важнейшими составляющими разработанной концепции подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников являются ключевые положения, представленные ее закономерностями и принципами. На основе анализа количественных результатов исследований Р.Г. Гуровой, Е.И. Исаева, Н.А. Коваль, А.А. Орлова и др., а также результатов, полученных автором диссертации, были выявлены устойчивые, повторяющиеся связи (закономерности) между отдельными состояниями и компонентами изучаемого процесса, которые обусловливают их упорядоченное изменение. Часть педагогических закономерностей выявлена путем анализа психологических закономерностей (Н.А. Коваль, Р.Х. Шакуров и др.). В результате были определены три группы: закономерности обусловленности, закономерности эффективности и атрибутивные закономерности. К первой их них относятся детерминированность степени активности процесса формирования педагогической направленности личности будущего учителя его компетентности в сфере духовно-нравственного воспитания школьников социально-экономическими условиями жизни общества: чем противоречивее эти условия, тем выше активность; обусловленность вариативного компонента содержания подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников реальными (актуальными) и потенциальными возможностями студентов высших педагогических учебных заведений; взаимосвязь вариативного компонента содержания данной подготовки и особенностей современного состояния духовно-нравственного воспитания школьников; обусловленность результативности подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников неравномерностью духовного развития личности. Закономерностями эффективности являются зависимость продуктивности подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников от целесообразной реализации психологических и педагогических механизмов, лежащих в основе воспитания; детерминированность результатов исследуемой подготовки типом духовно-нравственных ценностей, выбранных педагогами, учебным заведением в качестве основы для целей профессионального воспитания будущего учителя.
Атрибутивные закономерности, отражающие качества и специфику каждого конкретного направления подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию, являются сущностными вариативными характеристиками исследуемого процесса.
Выявленным закономерностям соответствуют принципы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: принцип обеспечения ценностного самоопределения личности; принцип активизации смыслообразующего потенциала духовно-нравственных ценностей; принцип опоры на иррациональную и рациональную сферу личности будущего педагога; принцип учета актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития студенчества; принцип использования полярных ценностей.
В ходе исследования нами были выявлены несколько противоречий исследуемого процесса. Среди них: противоречие между признанием будущими учителями необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у них стремления к осуществлению данного вида деятельности. 93 % педагогов и 96,61% будущих учителей положительно относятся к осуществлению духовно-нравственного воспитания в современной школе. Однако менее 25 % и 30 % соответственно выразили желание осуществлять данную деятельность. Такое отношение педагогов и студентов педагогических вузов к деятельности по духовно-нравственному воспитанию связано с осознанием ими высокой ответственности за духовный мир молодого человека, признанием своей некомпетентности, несовпадением ценностных ориентаций педагогов, родителей, общества и т.п. Противоречие между признанием будущими учителями необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у них стремления к осуществлению данного вида деятельности является движущей силой процесса подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников. Это субъективное внутренне противоречие самого процесса подготовки.