Процесс подготовки как система оказывается перед выбором путей разрешения этого противоречия. Оно может быть разрешено путем исключения из числа субъектов системы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников тех студентов, которые имеют серьезные основания для отказа от участия в этом процессе: понимание высокой ответственности за духовное развитие ребенка, боязнь педагогических ошибок, осознание личной мировоззренческой неопределенности и др. Этот вариант неминуемо приведет к разрушению системы и не даст возможность достичь поставленных целей. Противоречие может быть разрешено посредством формирования у будущего учителя мотивов долженствования, что сделает систему упорядоченной, жесткой, а, следовательно, препятствующей движению вперед, прогрессу. Третий путь связан с реализацией принципа дополнительности (комплиментарности), главной идеей которого является взаимопроникновение, взаимодополнение противоположностей друг друга. Он поможет системе перейти из одного качества в другое. Как известно, в критической точке бифуркации система становится крайне чувствительной к внешним воздействиям, которые могут быть самыми разными. Следовательно, четвертый путь – это развитие системы благодаря воздействию извне (например, в результате реализации государственных документов, регламентирующих процесс подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников). Это воздействие также придаст системе большую упорядоченность и жесткость.
В разработанной концепции разрешение основного противоречия связано с реализацией ряда принципов: обеспечение ценностного самоопределения личности; активизация смыслообразующего потенциала духовно-нравственных ценностей; опора на иррациональную и рациональную сферу личности будущего педагога; учет актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития студенчества; использование полярных ценностей.
Нами сформулировано положение о зависимости готовности будущего учителя к данному направлению воспитания от его интереса к различным видам педагогической деятельности в этой сфере (информационно-аналитической, исследовательской, художественно-творческой, конструктивной, комплексной), отличающихся востребованностью разных аспектов профессионально-педагогической компетентности. Каждый из этих видов деятельности имеет свои функции и предполагает освоение будущими педагогами соответствующих компетенций.
В качестве содержательно-смыслового наполнения концепции интегративно-вариативной полготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников выступают представленные в тексте диссертации структурно-функциональная модель готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, интегративные и вариативные характеристики процесса, этапы соответствующей подготовки.
В четвертой главе «Верификация концепции в процессе реализации системы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников» представлены структура системы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, механизм ее функционирования и результаты изучения динамики готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.
Основными компонентами реализованной системы являются цель и задачи, содержание, виды деятельности, ценностные отношения, воспитывающая и развивающая среда, управление, содержание которых отражает как общие черты, так и особенности существующих направлений; ценностные установки, идеалы, семантика духовно-нравственных понятий, позиции в вопросах самоопределения личности, методы.
Ее общей целью является готовность будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию как интегративное качество личности, обеспечивающее реализацию его задач в условиях разнотипности мировоззрения, существования различных систем ценностей. Вариативной целью – готовность будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию как интегративное качество личности, обеспечивающее реализацию его задач в рамках конкретного направления (гуманистического, этнопедагогического, культурологического, религиозного и др.).
Первая группа задач направлена на развитие духовно-нравственной сферы личности будущего учителя:
– освоение студентами значения духовных ценностей для конкретной общности людей (социальной, этнической, религиозной и др.) и извлечение личностного смысла этих ценностей, который заключает в себе субъективное эмоционально-оценочное отношение к их значению;
– развитие у студентов интереса к поиску личностных смыслов и т.п.
Вторая группа задач ориентирована на формирование педагогической направленности личности студента на деятельность по духовно-нравственному воспитанию школьников: формирование мотивации деятельности будущих педагогов по духовно-нравственному воспитанию (понимание духовности как видового признака человека; интерес к внутреннему миру своих воспитанников; ценностные установки личности будущего педагога: право воспитанника на личностное самоопределение, принятие ребенка таким, каков он есть; интерес к различным видам педагогической деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания школьников и др.).
Третья группа задач связана с формированием компетентности студентов в сфере духовно-нравственного воспитания школьников, которая представляет собой совокупность образовательных компетенций, необходимых будущему учителю для осуществления соответствующей деятельности (ценностно-смысловой, общекультурной, субъектной, информационной, коммуникативной, компетенции личностного совершенствования).
Содержательный компонент системы имеет три составляющие. Аксиологическая составляющая: знания о существующих системах духовно-нравственных ценностей и о ценностях педагогической деятельности; способы поведения личности в соответствии с этими ценностями; опыт поведения личности в нестандартной ситуации (творческий нравственный опыт); опыт эмоционального отношения к духовно-нравственным ценностям. Информационная составляющая: сведения о теоретико-методологических основаниях духовно-нравственного воспитания школьников, характеристиках его современного состояния, возрастных особенностях духовного и нравственного развития школьников, диагностике нравственной воспитанности детей; целях, принципах, содержании, методах и формах духовно-нравственного воспитания школьников и др. Операционная составляющая: знания о механизмах, лежащих в основе духовно-нравственного воспитания, способах деятельности педагогов по реализации его задач и проблемно-практические задания с целью формирования необходимых умений и навыков.
В рамках созданной системы подготовка осуществляется как в общепедагогических традиционных и инновационных методах и формах: диалог, метод проектов, дебаты, метод парадокса, исследовательский метод, метод свободы выбора в системе ограничений, лекции, семинары, практические занятия, профессиональная проба, научно-исследовательские лаборатории, спецкурсы, так и в формах, специфических для отдельных направлений: этнические праздники и обряды, игра, устное и прикладное народное творчество, паломнические поездки и т.п.
Важнейшими компонентами системы также являются вариативная деятельность субъектов образовательного процесса в высшем учебном заведении (информационно-аналитическая, исследовательская, художественно-творческая, организаторская и др.); ценностные отношения, возникающие в процессе подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников; вариативная воспитывающая и развивающая среда, которая обеспечивает учет индивидуальных интересов, способностей будущих учителей; управление системой подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников.
В соответствии с разработанной концепцией процесс профессиональной подготовки проходил поэтапно: адаптационный, базовый (инвариантный), ориентировочный, вариативно-практический, оценочно-результативный этапы, в содержании которых нашли отражение как логика профессионально-педагогической подготовки в целом, так и особенности духовно-нравственного развития будущих учителей. Каждому из них соответствовало конкретное звено механизма эффективного и динамичного функционирования системы, который представляет собой определенную последовательность реализации взаимосвязанных функций (адаптивной, функции культурного наследования, информационно-аналитической, мотивационно-целевой, креативной, оценочно-прогностической).
Формирующий этап педагогического эксперимента включал:
– использование методики приобретения студентами личностных смыслов духовно-нравственных ценностей на основе обогащения учебных дисциплин ценностным содержанием (посредством включения знаний о различных значениях нравственных и духовных понятий);