Существовал закон, на основании которого к участию в турнире допускался только тот рыцарь, отец, дед и прадед которого были людьми свободными. Вот почему местность, предназначаемая для турнира, пестрела обыкновенно гербами, свидетельствующими о древности того или другого рыцарского рода. Здесь всегда были под рукой люди, которые могли свободно читать гербы и девизы (надписи на гербах) и давать желающим необходимые объяснения.
В каждой европейской стране рыцарство имело свои отличительные черты, ведь помимо доспехов использовались и разнообразные элементы декора.
Во Франции рыцаря называли шевалье, в переводе с французского «всадник». Французские рыцари использовали в своей амуниции многочисленные украшения, такие как: разноцветные перья, утонченность, плавность линий. Шевалье любили выглядеть модно, изысканно.
В Испании рыцаря называли кабальерос, в переводе испанского «всадник». Они любили яркость красок, насыщенность цвета. Но также кабальерос использовали большое количество порой ненужных элементов, которые мешали мобильности рыцаря.
В Германии рыцаря звали риттером, в переводе с немецкого «всадник».Для немецких рыцарей, в отличие от французских и испанских, характерны сдержанность, простота цвета и линий, минимум элементов декора.
Появление рыцарства стало исторической необходимостью: защита земель, своих подданных. Однако рыцарство внесло и огромный вклад в сокровищницу европейской культуры.
- Группа Культурологов (8 человек)
Культура средневековья: Культура Западной Европы эпохи Средневековья развивалась под влиянием 2х факторов. Во-первых, на культуру влияло христианство. Церковь помогала духовному объединению народов. Во-вторых, Средневековье восприняло от античности некоторые приемы строительства храмов, создания мозаики, фрески, книжной миниатюры. В результате слияния этих 2х направлений искусство Средневековья приняло яркую, самобытную форму.
Архитектура, скульптура. Средневековая архитектура развивалась очень быстрыми темпами. Время унесло с собой многие архитектурные памятники. До наших дней сохранились только здания религиозного культа. В X-XII вв архитектура находилась под влиянием романского зодчества ( от латинского romanus – «римский»). Таким образом, этот стиль был позаимствован из эпохи Священной Римской империи.
Характерными чертами романского стиля являются:
· Здания огромные по размерам (чтобы вместить наибольшее число людей, желающих принять участие в богослужениях)
· Это были здания, целиком выстроенные из камня
· Массивные толстые стены, круглые опоры, гладкие поверхности
· Использовали рельефы, их помещали над входами
· Настенные росписи – библейские сюжеты. Изображения плоскостные, необъемные
В XIII-XV вв романский стиль сменился готическим ( от итальянского gotico – «готический», по названию германского племени готов)
- Готический собор легок, устремлен ввысь
- Внутри в качестве опоры стали использовать арки, придающие ощущение полета
- Витражи – изображения, составленные из скрепленных между собой цветных стекол. Витраж помещали в проем окна, благодаря чему в храме было много света
- Внутри и снаружи собор украшало множество статуй, рельефов
- Рельеф – скульптурное, выпуклое или углубленное, изображение
- В результате пространство собора создавало образ небесного мира, воплощения мечты о чуде
Музыка: Средневековая музыка имела древние христианские корни. Первыми музыкальными произведениями были молитвенные песнопения. В XI веке произошло отделение светской музыки от церковной.
Можно выделить 2 вида музыкальных инструментов:
- Щипковые (струнные) – виела, лютня
- Духовые – труба, флейта, рога
Также выделяют различные темпы в средневековой музыке. Темп называли ЛАДОМ:
- Дорийский – подвижный, ловкий
- Гиподорийский – жалобный, плачевный
- Фригийский – стремительный, возбужденный
До наших дней дошли:
- Золийский (мы его знаем как минорный)
- Ионийский (мажорный)
Культ Прекрасной Дамы: Как уже говорили, на средневековую культуру оказало влияние христианство. Одним из христианских культов был культ Девы Марии, которой поклонялись все верующие. Постепенно представление о Деве Марии усложняется, и образ Девы Марии сменяется образом Прекрасной Дамы. Прекрасная Дама – это чаще всего чужая жена, ставшая для рыцаря образом его духовной любви.
Появляется понятие «куртуазная любовь», оно встречается в конце XI века в поэзии трубадуров Франции. Слово «куртуазность» произошло от английского courtly love - «концепция любви». Концепция – система взглядов по определенному вопросу. Итак, куртуазность – порядок отношений между рыцарем и его Дамой. Эти отношения сравнивались с отношениями между вассалом и его господином. Дама – господин и, соответственно, служащий ей рыцарь – вассал.
Рыцарь посвящал своей Даме подвиги на турнирах и на поле брани. Он должен был проявлять изысканные манеры и высокие нравственные качества: великодушие, смелость, отвагу, мужество, доблесть, верность, благородство, щедрость.
Культура эпохи Средневековья лаконична, проста, торжественна. Для того чтобы кратко передать специфику этой культуры, достаточно сказать – «строгая красота».
- Группа Литературоведов (8 человек)
Баллада – излюбленный жанр Средневековья, зародившийся в эпоху рыцарей и прекрасных дам. Баллада – повествовательная, эпическая песня. Её сюжетность подчёркивается отсутствием описания внешности и чувств героев, предыстории конфликта, авторского отношения к происходящему. Рассказ строго объективен.
Баллады Германии
В Германии в XII в. французское слово ballade, итальянское
ballata означало небольшое лирическое стихотворение, состоящее чаще всего из восьми - двенадцати строф с припевом (рефреном), содержащее любовную жалобу. Германские баллады (народные и литературные) подразделялись так:
· Героические
· Легендарные
· Исторические
· Рыцарские
· Сказочные
Исполняли баллады в Германии рыцари-миннезингеры
(нем. Minnesinger, от Minne – любовь, Singer – певец; певец любви). В Средние века в Германии миннезингерами назывались поэты-певецы, авторы-исполнители рыцарской лирики. Песни миннезингеры исполняли в сопровождении струнных инструментов. Стихи миннезингеров, воспевавшие культ «прекрасной дамы», носили изысканный характер. Расцвет миннезанга относится к 12-13 вв. Миннезингеры - служилые рыцари, побывавшие при дворах разных немецких сеньоров. В своем творчестве они отражали жизнь и настроения различных сословий, переходя от рифмованной легенды к высокому слогу рыцарской лирики. Миннезингеры гордились своим происхождением, своей рыцарской жизнью и придавали последней гораздо больше значения, чем своим поэмам и песням любви: «Мое призвание - рыцарство; пусть сохранилось бы мое мужество; а кто меня любит за пенье, тот, думается мне, плохо знает меня». Вечные странники, не имеющие своего крова, миннезингеры зарабатывали себе на жизнь своим мечом и балладами, сочиненными на заказ. Свои песни миннезингеры называли «Leiche»( лейты)- песня хороводная, любовная или майская, с частыми переменами в темпе. В песнях этих сказывается жизнерадостная и чувственная личность рыцаря - поэта, воспевавшего счастливую или несчастную любовь.
Манесский кодекс - наиболее известный средневековый песенник на немецком языке - хранится в библиотеке Гейдельбергского университета. Кодекс является представительным собранием средневековых лирических песен и баллад и источником сведений об искусстве миннезанга.
В средние века в немецких землях существовало противостояние между рыцарским миннезангом и деревенским мейстерзангом – народной балладой, выражающееся в жестоком пародировании народом рыцарских баллад, романов и самого рыцарского образа жизни с его пирами, турнирами, охотой.
Для немецкой народной баллады характерен мрачный сюжет и трагический финал, что является отражением жизни народа эпохи средневековья. В книге Фрица Куршмана о голоде в средние века «Hungersote im Mittelatt» собраны сотни текстов из хроник. В них разворачивается бесконечное траурное шествие стихийных бедствий, голодных лет и эпидемий с неизбежной развязкой — мором и традиционными жертвами — бедняками.
Баллады Англии и Шотландии
Установить точно дату зарождения англо-шотландской баллады как жанра народного творчества трудно. Самая ранняя английская баллада, дошедшая до нас — баллада об Иуде — датируется XIII веком. В XIV столетии существовали "баллады" в прямом смысле этого слова как в Шотландии, так и в Англии. Во второй половине этого столетия баллады различных типов и различного происхождения пользовались в Англии и Шотландии значительным распространением. В XV столетии развитие этой формы продолжалось, и она достигла настоящего расцвета.
Английские и шотландские баллады также имеют свою классификацию:
· Разбойничьи («Деяния Робин Гуда»)
· Лирико-драматические («Прекрасная Анни из Лох-Роян», «Клятва верности», «Баллада о любви»)
· Исторические («Охота и Чивиотских холмов», «О битве при Оттер битве при Оттенберге"ов"меют свою классификацию: «О битве при Дерхеме»
· Фантастические («Томас Рифмаг», «Баллада о двух сёстрах»
· Бытовые («Баллада о мельнике и его жене», «Старуха, дверь закрой»)
Авторами баллад были крестьяне, ремесленники, бродячие торговцы, а исполнителями — певцы из народа, иногда профессиональные певцы-менестрели, сопровождавшие исполнение баллады игрой на музыкальных инструментах. Наиболее благородными и возвышенными считались медные духовые инструменты: трубы, рога, свирели, флейта, волынка. Соеди дворян процветала также игра на арфе и лютне. Более простонародными были струнные инструменты – предшественники современной скрипки: фидель, ребек и рабаб.