Какие проблемы у современного Монтессори-движения в США? Р. Зальцманн отмечает следующие проблемы. С 1963 г. Возникли стойкие противоречия между двумя крупнейшими общественными организациями, пропагандирующими идеи Монтессори: американским крылом Международной ассоциации Монтессори и Американским Монтессори-обществом. По выражению Н. Рамбуш, противоречие заключается в разных намерениях – поддержке «Монтессори-движения в Америке», с одной стороны, и «американизации Монтессори-движения», с другой. Сторонники последней точки зрения акцентируют внимание на различии европейской и американской культур, речи, экономических и социальных условий и настаивают на более тщательном учёте этих различий в процессе адаптации Монтессори-педагогики в США. Их оппоненты не считают различия принципиальными. Другая внутренняя проблема связана с недостатком Монтессори-учителей для детей 6 – 12 лет.
Имеются также трудности, связанные с взаимоотношениями системы Монтессори и «традиционного» образования. Несмотря на то, что отношение к системе Монтессори меняется в лучшую сторону, её всё же не признают официальные педагогические круги. Кроме того, снижение уровня рождаемости, наблюдавшееся в США в 1970-е гг., привело к уменьшению общего числа школ, в том числе школ Монтессори. Возникают серьёзные проблемы государственного финансирования Монтессори-садов и школ. В обычных детских садах и школах пропорции взрослых и детей колеблются между 1:7 и 1:4, в то время как в Монтессори-учебных заведениях на 30 детей приходится 1 учитель и 1 помощник. В такой ситуации они находятся в худших финансовых условиях. Кроме того, в обществе всё ещё бытуют ложные представления о системе Монтессори, и родители отдают туда детей, потому что они рано научаются читать, писать, считать, т. е. из соображений конкуренции. Они не понимают её идеи полноценного развития человеческой личности в целом.
2.2. Япония
Монтессори-движение в Японии прошло в целом через те же 3 стадии, что и в США: первая волна интереса и первые неудачи (1912 – 1917); латентный период (1918 – 1962); возрождение и реализация идей Монтессори на новом уровне (с 1962 по настоящее время).
Первое сообщение о педагогическом эксперименте Монтессори появилось в японской прессе в 1912 г., уже после того, как о нём стало известно в Европе. Образовательные круги Японии знакомились с её идеями по американской литературе и журнальным публикациям. До 1917 г. В японских печатных изданиях было 56 упоминаний о методе Монтессори. В свет вышли 5 книг японских авторов о сущности, основных идеях и практическом применении метода Монтессори.
В первый период информация о Монтессори-педагогике распространялась через лекции, семинары, конференции. Первые дидактические материалы были сделаны и использовались в детском саду города Кобе. Они создавались на основе фотографий, сделанных в США. В 1913 – 1919 гг. возникли первые детские сады, использующие идеи Монтессори.
Уже в 1916 г. Интерес к идеям Монтессори начинает спадать. Во-первых, с конца ХIХ в. Японская педагогика находилась под сильным влиянием немецкой педагогики. Поскольку в 1920-е гг. крупнейшие немецкие педагоги, такие, как Шпрангер, критиковали Монтессори, это сказалось в Японии. Во-вторых, в 1930 – 1940-е гг. в Японии, как и в Европе, усилились националистические и милитаристские тенденции. Поскольку идеи Монтессори о ценности и уникальности каждой личности шли вразрез с тоталитарной идеологией, многие сады закрыли. Сказывалась нехватка информации: имеющихся книг и публикаций в периодике было недостаточно для глубокого изучения этого педагогического явления. Во-вторых, не было хорошо подготовленных педагогических кадров, в частности учеников самой Монтессори. Кроме того, возможности обучения педагогов вообще были весьма ограничены. Японские педагоги учились лишь по книгам, они не проходили практической стажировки. Только единицы могли позволить себе поехать учиться в Европу или США.
В 1920 – 1930-е гг. движение Монтессори почти не проявляло себя, но некоторые её идеи всё же использовались. Так, например, Кийомару Коно начал обучение по этому методу и на его основе создал теорию самообразования. В 1919 г. он опубликовал работу «Принципы обучения детей», а в 1921 г. – статью «Восемь принципов обучения». Его теория самообучения значительно отличалась, однако, от подхода Монтессори. Были и другие попытки адаптации метода Монтессори в Японии. Софья Арабелла Альвин получила диплом Монтессори-учителя в 1914 г. в Риме. Она основала детский сад «Джакузи» и несколько других садов, а также прочла ряд лекций по Монтессори.
Возрождение этого педагогического направления в Японии произошло уже после Второй мировой войны в 1960-е гг. Большую роль в этом сыграли группа профессоров Токийского университета, сотрудники Дома ребёнка Тсукимигаока, Медицинского и института в Хиросиме, а также ряд представителей церкви. В 1968 г. была основана Японская ассоциация Монтессори. В начале 1970 г. при Токийском университете начал работу курс под руководством К. Люмера, практические занятия в котором вела Х. Матсумото. В 1973 г. Акабане-Шинохара основал ещё один курс в Киото. Существуют также Монтессори-курсы в Токио и Хиросиме, причём последние ориентированы на подготовку специалистов по работе с детьми с нарушениями развития.
По данным Х. Матсумото, к началу 1990-х гг. в Японии насчитывалось 1758 Монтессори-детских садов, 466 Монтессори-центров дневного ухода, 120 Домов ребёнка, использующих её метод. Вместе это составляет 2344 дошкольных образовательных учреждения, или примерно 5% от их общего числа. На японский язык были переведены поздние труды Монтессори: «Секрет детства», «Открытие ребёнка», «Впитывающее мышление». В этот период над теоретическим осмыслением и практической реализацией идей Монтессори работали учёные и практики, получившие образование в США, Италии, Индии. Регулярно проводились конференции Японской ассоциации Монтессори, семинары и круглые столы для специалистов и большого числа участников. Благодаря всем этим факторам, а также изменению государственной политики в области образования, допускающей теперь разнообразные подходы в воспитании, система Монтессори была принята и признана в современной Японии. Был сделан вывод, что её методы, средства и содержание обучения являются приемлемыми для японской культуры.
2.3. Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Малайзия
По свидетельству А. Джоостена, влияние идей М. Монтессори на педагогику Индии чрезвычайно велико. Все учебники по педагогике признают значение системы Монтессори в обновлении целей и практики воспитания. Экзаменационные программы всегда включают соответствующие вопросы. Имя Монтессори упомянуто во всех словарях индийских диалектов, его произношение и написание уже «индианизировано». Спрос на Монтессори-педагогов имеется со стороны не только Монтессори-садов и школ, но и «традиционных» учебных заведений. Она широко известна и почитаема в Индии, и её часто называют «Мать Монтессори» или доброта сердца, её вклад в борьбу за права и свободу развивающегося человека. Она стала почти культовой личностью.
История Монтессори-движения в Индии А. Джоостен также разбивает на три периода: 1913 – 1939 гг., 1939 – 1949 гг., с 1949 г. по настоящее время. В первый период в Индию проникла информация о методе Монтессори, и делались начальные попытки создания детских садов. Так, уже в 1913 г. официальный представитель правительства Индии принял участие в первом Международном Монтессори-курсе в Риме. Первые детские сады были основаны в крупных городах – Аллахабаде, Венаресе, Бомбее, Калькутте, Хайдерабаде. Пропаганде и распространению идей Монтессори в Индии в большой степени способствовали С. Сарабхаи, Е. Сендинг, Г. Бхадека. Её первая книга была переведена на ряд языков Индии.
Следующий этап связан с пребыванием в Индии Марии Монтессори и её сына Марио Монтессори в 1939 – 1949 гг. Они эмигрировали туда в самом начале Второй мировой войны и там прошло 10 лет их плодотворной деятельности. Они проводили курсы для педагогов.
Монтессори-движение в Индии оказало влияние на соседние страны – Пакистан, Шри-Ланку, Цейлон, Малайзию.
Ряд проблем Монтессори-движения в Индии – экономические, социологические и культурные. Экономические: трудности финансирования. Монтессори-общества, находя источники финансирования, частично теряют независимость. Система Монтессори стала предметом торговли, и это не идёт на пользу её развитию. Социальные: 90% окончивших Монтессори-курсы – женщины. В Индии в силу традиций зачастую не могут себе позволить уехать туда, где требуются представители их профессии, они не могут жить совершенно самостоятельно; разнообразие языков, затрудняющие работу; желание родителей как можно скорее получить результат обучения, чтобы ребёнок мог быстрее покинуть школу и начать работать. В школах часто не хватает мест, и родители забирают детей из Монтессори-садов и определяют их в дошкольные учреждения при школах, чтобы гарантировать место в школе. Как и повсюду, в Индии обсуждается проблема приемлемости для страны педагогической системы, возникшей в другой культуре. Проблема адаптации выдвигается на передний план, часто делаются неуклюжие попытки такой адаптации без достаточных знаний и соответствующего научного сопровождения, что приводит к неудачам. При этом для повышения престижа учреждения используют имя Монтессори, и отсутствие эффекта также связывается с этим именем.
2.4. Филиппины
История Монтессори-движения на Филиппинах начинается с 1952 г., когда монахиня из Голландии сестра Г. Бургеманс основала детский сад при Колледже святого Джозефа в Куэзон-Сити. В 1957 г. другая голландская монахиня сестра Аккурсия открыла на Филиппинах Монтессори-школу для детей с нарушениями развития. Филиппинка П. Солвиен основала в 1964 г. детский сад, а в 1966 г. по окончании курсов в Италии – Монтессори-центр. Другой центр был основан И. Гомез Вельхаф, получившей диплом в США.