70. Эльконин Д.Б. Психология детской игры.- М.: Педагогика.- 1978.
71. Энциклопедический словарь юного художника./Сост Н.И.Платонова, В.Д.Синюков.- М.:Педагогика - 1983.- 415 с.
72. Яковлев А. Возвращение к сказке или первый шаг по дороге к действительности // Первое сентября.- 2001. - 22 дек.- с.6.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конспект занятий
Тема занятий: «Сказочные цветы. Вариация и импровизация на тему народных росписей»
Тема коллективной работы: « Сказочные цветы для царевны Несмеяны»
Форма организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная.
Принцип организации коллективной композиции: свободное размещение.
Материалы, инструменты: гуашь, кисть, ножницы.
Рекомендации по организации и выполнению совместной работы.
В начале урока учитель рассказывает школьникам историю о плачущей царевне. Внимательно рассмотрев изображение на динамической таблице, дети выясняют причину слез царевны Несмеяны: в её садике не растут цветы. Чуть появившись над землёй, они вянут и чернеют. Как развеселить Несмеяну? Надо помочь ей вырастить красивые цветы, но для этого много нужно знать и уметь. Во-первых, знать какие бывают цветы в природе. Во вторых, цветы должны быть необыкновенными, сказочно красивыми. Первая проблема решается после просмотра слайдов с изображением цветов. Вторая- более сложная, но и её можно решить, вспомнив сказочную красоту цветов русских народных промыслов - Городца, Полховского Майдана, Северной Двины.
В ходе своеобразной игры каждому ребёнку поручается «вырастить» сказочный цветок, который можно будет пересадить в садик царевны. Чтобы «пересадка» прошла безболезненно для цветов, их надо аккуратно вырезать, сохраняя листья и стебель с почвой на корнях (часть листа бумаги, которая вставляется в карман палисадника царевны).
Во время самостоятельной работы весёлая музыка способствует творческому успеху детей. После того, как дети изобразили цветы и подготовили к «пересадке», «помощники » учителя собирают их с парт и переносят к садику царевны. Учитель убирает старые, засохшие и почерневшие цветы и «высаживает» в садик сказочные. Затем он незаметно для детей разводит руки царевны, и дети видят, что произошло чудо – царевна заулыбалась, т.к. очень обрадовалась той красоте, которую сообща создали дети в её садике.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Конспект занятий
Тема занятий: «Маска, ты кто?»
Творческая работа: Учись видеть и рисовать разные выражения лица. Заверши роспись масок. Нарисуй веселую маску для новогоднего представления.
Основные цели и задачи:
1. Дать учащимся представление о карнавальной , обрядовой маске, существующей в пределах народной культуры в разных странах.
2. Развивать потребность детей в творчестве.
3. Показать учащимся с помощью линейного рисунка, как разное выражение одного лица зависит от положения линии губ и бровей, выражения глаз.
4. Формировать у младших школьников художественно-графические умения в передаче пропорций и выражения лица.
Дополнительно необходимо иметь готовые маски и художественно-дидактическую таблицу «Пропорции лица».
Примерный ход занятия:
1. Знакомство учащихся с масками разных народов. Высказывание младших школьников о том, какие маски понравились, какие сведения о масках в учебнике для них новые.
2. Беседа о ритуальных масках. Обыгрывание карнавальных масок, приготовленных к занятию.
3. Объяснение учащимся по схематическому рисунку, как изображать пропорции лица. Выполнение ими на отдельном листе линейных набросков с передачей разного выражения лица.
4. Раскраска масок в творческой тетради.
5. Выполнение учащимися своего эскиза веселой маски для новогоднего представления.
6. Итоги: в игровой форме «Маска, кто ты?» указываем образное решение масок, выполненных ребятами на уроке; отмечаем в маске декоративность, передачу характера и эмоционального выражения лица. Уточняем, что ещё необходимо привнести для превращения данного эскиза в настоящую маску на занятиях художественного творчества.
7. тема занятия предоставляет возможность для вовлечения детей в увлекательную творческую игру, связанную с подготовкой к новогоднему маскараду. Необычность темы поражает воображение учащихся уже при первом чтении текста учебника и рассматривании масок Японии, Мексики, России.
Используя справочный материал, объясняем учащимся происхождение ритуальной маски у разных народов, своеобразие её связей с жизнью, трудом, с творческим восприятием природы.
Завершается беседа обыгрыванием карнавальных масок. Это могут быть маски, выполненные учащимися. Игровые приёмы разнообразны. Одевают дети маски и показывают инсценировки из разных сказок. Дети должны отгадывать , из какой сказки показывали представления. Детям эта самая большая радость, сделать своими руками маску так, чтобы под маской не узнали: «ты кто?».
Делаю вывод о том, что карнавальная маска - декоративный, обобщенный образ. Он может напоминать нам черты диких и домашних животных или сказочных героев, которые представляют добрыми или злыми, прекрасными или страшными и т.д.
Чтобы изобразить маску, надо познакомиться с пропорциями лица, сделать быстрые схематические зарисовки, передающие разное выражение лица. Вывешиваем на доске художественно-дидактическую таблицу и вместе с детьми определяем расположение глаз, носа, губ по отношению к размеру овала лица; отмечаем также, какова зависимость между линией губ и бровей, выражением глаз, если человек смеётся, сердится и т.д.
Дети быстро выполняют небольшого размера наброски на отдельном листе, а также раскраску на отдельном листе, а также раскраску масок в тетради.
Основное время на уроке посвящено разработке своего эскиза весёлой маски для новогоднего представления.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Методика организации коллективного творчества
Тема занятия : «Иллюстрация к русским народным сказкам»
Тема коллективной композиции: «Карта страны русских народных сказок»
Форма организации коллективной деятельности: коллективно-индивидуальная.
Принцип организации коллективной композиции: свободное размещение на общей плоскости.
Материалы, инструменты: акварель, кисть, белая бумага, фломастеры, клей.
Рекомендации по организации и выполнению совместной работы.
Учитель, опираясь на знание детьми русских народных сказок, предлагает им составить карту страны русских народных сказок. Преподаватель дает представление об условности изображения на картинах, сравнивает виды карт, например на страницах учебников истории и географии, карты- путеводители для туристов, а также знакомит с особенностями графического языка. Чтобы карта страны сказок получилась верной, нужно договориться о том, кто какую сказку, т.е. сторонку сказочной страны будет изображать для общей карты. Для этого учитель показывает список известных русских народных сказок, заранее написанный на части классной доски. Необходимо оговорить материал и стиль изображения фрагментов карты. Учитель показывает образец стиля графического изображения, который может стать единым языком изображения в индивидуальных рисунках учеников: светлые акварельные пятна и четкая линия фломастера.
Учащиеся на отдельных листах выполняют фрагменты-иллюстрации сказочной страны, затем обрывают края рисунка, чтобы при стыке отдельных работ не было жестких линий. Фрагменты размещаются на общей плоскости большого листа. Изображение обобщают линиями дорог и надписями, например: «Тридевятое царство», «Лес Баба-Яги», «Ущелье Змея Горыныча» и т.п. В центре карты стоит камень с указателями сторон света.
После утверждения карты её фрагменты переносят на лист плотной бумаги.