Смекни!
smekni.com

Русские народные сказки как средство развития художественно-творческих способностей младших школ (стр. 2 из 11)

Для педагогов и психологов-практиков это и плохо, и хорошо. На творчество легко влиять – его легче индуцировать и раскрыть, но легче и придавить, «перекрыть ему кислород» [56, с. 31]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что творческие способности нужно развивать и поддерживать именно в младших классах.

Творчество включает в себя несколько понятий, различают литературное, театральное, художественное. В свою очередь творческая деятельность, по определению Л. С. Выготского: «Это деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо ее цели, либо способы. Условно всю деятельность людей можно разделить на творческую и на нетворческую. Творческая деятельность выступает как непосредственный двигатель прогресса, определяющий качественно различные его ступени, не творчество оказывается лишь средством количественного накопления условий для коренных изменений, т.е. для творчества» [18, с. 245].

Изучением творчества занимаются такие зарубежные психологи как Ж. Пиаже, В. Вунд, К. Бюлер, К. Юнг, А. Адлер, М. Вертгеймер, Т. Рабо, К. Роджерс, отечественные психологи как Л.С. Выготский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, К.Н. Корнилов.

«Творческой деятельностью мы называем всякую такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [17,с.3]. Такое определение творческой деятельности дает Л.С. Выготский. Он рассматривает процесс творческого воображения со всех сторон, в изменении и развитии, и пишет, что «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека…Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» [17, с. 10].

Л.С. Выготский внес большой вклад в исследование творческой деятельности детей. Главная его заслуга состоит в том, что творчество признает за всеми людьми, а не только за немногими избранными.

В современной педагогике под творчеством детей понимают деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет тогда, когда ребенок воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо такое, что он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел ребёнка [57, с. 40].

Определение, данное И.П.Волковым, больше всего подходит для объяснения творческой деятельности младшего школьника: «Творчество младшего школьника – это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению задачи» [14, с 48].

Таким образом, результатом творческой деятельности младшего школьника должен стать самостоятельно созданный продукт: макет, рисунок, задание, придуманное самим учеником, стихотворение, рассказ, игрушка или даже предложение, словосочетание и т.п.

Чтобы ребенка вооружить способностями к творческим достижениям, недостаточно развивать только умственные способности. Вместе с тем надо воспитывать и личность. Но не надо рассматривать воспитание творческих способностей так, как будто он растворяется в общем развитии личности. Поэтому надо формировать качества, которые присущи творческой личности. Этого можно добиться через формы деятельности, насыщенные игровой направленность.

« Творчество – это незримые ниточки, соединяющие сердце. Чтобы человек благотворно влиял на человека, утверждайте в духовной жизни коллектива и личности творчество», писал В.А.Сухомлинский. [62, с 56].

Б.П.Никитин утверждает, что творчество – это чрезмерно важная сторона активной деятельности воспитанника, в которой особенно сильно переживается радость мышления. [47, с 56].

Таким образом, исходя из психолого-педагогических исследований по проблеме развития творчества детей младшего школьного возраста, можно сделать следующие выводы:

- творчество особенно тесно связано с деятельностью воображения, подобно этому нельзя исключать из творчества и мышление, т.к. оригинальные решения могут возникнуть тогда, когда у ребенка развито творческое воображение, когда у ребенка сформирован определенный стиль мышления;

- творческие способности легче раскрыть и развить у детей именно в младшем возрасте, поскольку они способствуют поднятию коэффициента интеллекта ребенка в более старшем возрасте;

- для того, чтобы развивать творчество, необходимо иметь дело с эмоциональным содержанием. Следовательно, роль взрослого в развитии творческого потенциала ребенка заключается в обеспечении его эмоционального самовыражения;

- творческая деятельность воображения в большей степени зависит от прежнего опыта человека, от его богатства и разнообразия. Из сказанного можно сделать вывод, что необходимо обогащать и расширять опыт ребенка, чтобы создать прочные основы для его творческой деятельности;

- творчество является вершиной развития человека, человеческих способностей, а возрастная сензитивность этих способностей совпадает с периодом обучения ребенка в начальных классах. Поэтому перед учителем начального звена встает задача развития творческих способностей каждого ученика.

1.2. Пути развития творческих способностей детей во внеклассной

деятельности.

Одной из важнейших задач сегодняшнего дня является предпрофильная подготовка младших школьников к жизни, к труду, воспитание личности, готовой и способной творчески, с полной отдачей сил работать на различных сферах деятельности после окончания школы. В начальных классах закладываются основы трудовой подготовки, качества характера творческой личности.

«Профиль» каждого ребенка представляет также исследовательский интерес. Можно выяснить, какими специальными способностями обладает ребенок, с помощью анкеты, созданной американскими учеными Де Хааном и Кафом. [50, с 53].

В каждой школе есть одаренные дети, способные достичь при благоприятных условиях обучения выдающихся результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Важно только найти для каждого такую деятельность.

«Все дети талантливы, - утверждает педагог-новатор И.П.Волков, опыт работы которого направлен на создание условий для раскрытия творческих способностей детей. – Надо только, чтобы школа помогла каждому узнать свои способности. Детям интересно учиться, когда они любят свою школу, любят своего учителя» [14, с 48].

Какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут. Ребенка надо учить и развивать всесторонне, чтобы дать возможность проявиться его скрытным, может быть очень глубоко, способностям. Осуществить это можно только в процессе обучения под руководством взрослых.

Над проблемой развития творческих способностей в свое время работали такие отечественные педагоги, как Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.Ф.Шаталов, позднее Г.В.Лабунская, Б.П.Никитин, И.П.Волков, Л.Н.Кныш, Г.В.Трегубова и другие.

Над этим в Республике Саха (Якутия) работают учителя-практики Т.А.Данилова, Д.Е.Моисеева, Р.И.Никифорова, Е.М.Николаев, М.С.Слепцова, З.В.Татаринова.

В нашей работе мы обратимся к опыту некоторых из них.

Проблемой развития творческих способностей и склонностей школьников занимается И.П.Волков. По его мнению, все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Чтобы младший школьник создавал такие продукты, необходимо, подчеркивает Волков, обеспечить благоприятные условия и снабжать учащихся минимумом обще- профессиональных знаний.

При проектировании и организации уроков творчества, Волков использует принципы, которые разработал он сам. Они таковы:

1. Фундаментом любого творчества является знание.

2. При выборе учебного материала должны строго отбираться только те сведения, которые нужны для решения данной задачи.

3. Изучаемый материал должен многократно повторяться, при этом, чтобы избежать монотонности, надо ранее изученный материал повторять в новых разнообразных вариантах.

4. Разностороннее развитие ученика.

5. Младшеклассник с интересом может делать одну и ту же работу не более чем на трех-пяти занятиях, то для того, чтобы поддержать интерес к труду, надо часто менять виды работ для формирования устойчивого интереса к учению.

6. Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого. «Грамотность – это правила. Знание правил и умение применять их на практике дают мастерство. Мастерство – это квалификация».

7. Постоянный контроль учителя за работой ученика.

8. Индивидуальный подход [14, с 45].

Одним из педагогов-новаторов, который занимался развитием творческих способностей детей, является Б.П.Никитин. По его мнению творческим можно назвать человека, который может решать творческие задачи. Для того, чтобы успешно развивать творческие способности, Б.П.Никитин советует придерживаться некоторых условий:

1) Раннее начало физического развития ребенка.

2) Заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

3) Максимальное напряжение сил, т.е. способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше.

4) Ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-то делом, в выборе способов работы и т.д.