Смекни!
smekni.com

Русские народные сказки как средство развития художественно-творческих способностей младших школ (стр. 3 из 11)

5) Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку [47, с. 9].

Процесс творчества развивает мышление детей, приносит радость и душевное равновесие. Рисование заставляет ребенка думать и тем самым активизирует мысль, образное видение мира, развивает пространственное мышление.

Семантика творчества и изобразительной деятельности едина. Ребенок рисует и то, что видит вокруг себя, и то, что чувствует, и то, что подсказывает ему игра, фантазия.

В отличие от взрослых, много рисующих натуру, ребята больше рисуют по воображению, свободно фантазируя и в то же время своеобразно-реально отражая мир. Их больше интересует изображение действий, событий. Процесс творчества развивает мышление детей, приносит радость и душевное равновесие. Изучая особенности детского изобразительного творчества, ученые и педагоги отметили, что до 8-10 лет дети рисуют смело, не боясь красок и размера листа, свободно выражают в рисунке свои мысли. Им в это время не хватает жизненного опыта, и они интуитивно, т.е. повинуясь внутренней подсказке, личному впечатлению, отражают в рисунке свой мир» [4, с .53]. Многие художники обращаются к детскому творчеству как к неиссякаемому источнику искренности, непосредственности, художественной выразительности. Посредством изобразительного искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни, а получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т.е. учатся эстетически познавать жизнь.

. Таким образом, изобразительная деятельность только тогда будет носить творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.

Заслуженный учитель школы РСФСР, к.п.н. известный педагог-новатор И.П. Волков, который в своей школе г. Реутова Московской области создал художественную студию и проработал там много лет, отметил такие аспекты своей работы [15, с.3 ]:

1. Посещение занятий учащимися должно быть добровольным.

2. Профориентация школьников также необходима, как и профориентация на технические профессии.

3. В работе школьной художественной студии учитель полностью может использовать свою педагогическую квалификацию и творческий потенциал.

Организуя обучение творчеству, И.П.Волков исходил из следующих положений [15, с. 44]:

1. Младшеклассник не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний, умений и навыков. Поэтому практические задания надо давать, опираясь на имеющиеся у него знания и использовать их как можно полнее.

2. Работы должны выполняться грамотно, т.е. творческая фантазия детей в конкретной работе должна воплощаться грамотно, по пути развития знания правил и умений применять их на практике.

3. Младшеклассник, если даже повторит за учителем все правила, самостоятельно не может сделать грамотно многоплановую творческую работу. Поэтому творчеству в начальный период нужно учить постепенно, т.е. выполнить работу с элементами творчества.

4. Творческая деятельность ученика рассматривается в совокупности с самостоятельной. Самостоятельность ученика проявляется, если он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объем работы. А творчество проявляется, когда при единой для всех теме ученик создает оригинальное изделие с соблюдением изученных правил.

Также И.П.Волков разработал свою методику развития творческих способностей детей. Он выделил четыре основные физические качества детей, которые лежат в основе успешного овладения многими профессиями [6, с.47].

1. Координация движений рук. Чем лучше развита координация движений рук у учащихся, тем проще ему овладеть новым видом труда. Уроки рисования у шестилеток всегда начинаются с рисования узоров на листке в клетку. Подбирают образцы, где нужно проводить во весь лист горизонтальные и вертикальные прямые. Если ученик сможет «на глаз» провести несколько параллельных линий во весь лист, сделать «от руки» окружность, то он выполнит любой рисунок.

2. Быстрота реакции в решении задач в пределах изученного материала. Под словом «быстрота» понимают практически мгновенное решение задачи на различные темы. Эти качества вырабатывают с первых дней обучения и делают это разными способами. Ответ хором является одним из основных приемов активизации внимания учащихся, приобщает всех учащихся к участию на занятии.

3. Память. Память – это фундамент многих видов деятельности, она необходима и для устного счета. Чтобы устно решить задачу с трех, и тем более с четырехзначными числами, надо какое-то время в памяти держать одновременно несколько чисел. Поэтому память тренируют специально.

4. Глазомер. Чаще дети учатся размечать детали «на глаз» и уже к концу I класса могут свободно разделить альбомный лист пополам, начертить линию или приклеить деталь посередине листа и т.д.

Таким образом, развивая целенаправленно эти четыре качества, учитель дает возможность ученикам довольно быстро научиться ориентироваться во всех изучаемых нами видах труда.

Развитию творческих способностей, бесспорно содействует и стиль проведения самих занятий: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничества учителя и учеников, внимание каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха.

1.3. Роль народных сказок в раскрытии творческих способностей детей младшего школьного возраста

Большое место во внеклассном чтении младших школьников занимают детские сказки. А дети старшего дошкольного возраста вырастают именно на русских народных сказках. Это сказки о животных – самый распространенный вид сказок, и дети их легко запоминают. Это и волшебные сказки, которые учат ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо. Чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувство ребенка. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир.

Дети очень любят сказки, потому что в них – «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь»[3, с. 70].

Одной из самых близких и любимых для ребенка вещей всегда была книжка с картинками, с красочным оформлением, иллюстрациями. Необходимо показать ребятам все многообразные формы и виды книг. Художник по-разному решает не только конструкцию своей книги (книги-раскладушки, гармошки и т.д.), но и иллюстрации. Необходимо показать детям несколько трактовок одного и того же произведения разными художниками-иллюстраторами, обратить внимание на различия в выразительности решения иллюстрации одного и того же произведения разными художниками, на единый характер иллюстраций в каждой книжке, на роль обложки, ее отличие от иллюстрации в тексте. Нужно, чтобы дети помнили о том, что цветом, рисунком выражается настроение, отношение художника к событию или герою.

В каждом учебном году, начиная со II класса, в программе расширяется список художников, с которыми знакомятся учащиеся и которых они должны запомнить. Так они знакомятся творчествами художников-иллюстраторов Татьяны Мавриной, Юрия Васнецова, Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Виктора Чижикова, Виктора Анненкова и других.

Искусство художественной иллюстрации – самая близкая к литературе область изобразительного искусства.

Одни считают, что иллюстрация должна «воссоздавать, переводить на язык изобразительного искусства написанное автором, это и есть ее основная задача». Другие рассматривают иллюстрацию как «зрительное, образное пояснение, сопровождение, а иногда и дополнение текста»[60, с. 5].

Г.Н.Волков в разделе «Сказки» учебного пособия «Этнопедагогика» выделяет познавательный, дидактический и воспитательный аспекты сказок. Он предлагает следующие виды работы со сказкой в процессе обучения и воспитания: чтение сказок и их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатока сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Мы считаем, активная работа по содержанию сказки должна посредством интегративной связи присутствовать и на занятиях кружка изобразительного искусства.

Велика роль сказок в развитии личностной сферы учащихся. Сказка дает положительную установку ребенку, она наиболее близка его внутреннему миру, пример положительного персонажа, как правило, воодушевляет школьника, отрицательный герой побуждает избегать подобных действий.

Сказка как особый литературный жанр имеет свои специфические особенности. В сказках воплощаются живые и значительные представления о подлинном мире. Сказки живо и ярко отражают народный быт, окружающую природу и т.д. В то же время в сказке отражение живой, реальной действительности сочетается с богатством и своеобразием фантастических образов.

Как же отражается специфика этого жанра в творческих работах детей?

В первую очередь в творческих рисунках на сказочные сюжеты мы обнаруживаем смелость и богатство воображения. Некоторые дети, желая показать сказочность образа, изменяют реальные цвета, присущие тому или иному объекту, придают ему фантастический оттенок.

В рисунках дети используют иногда такое цветовое сочетание, которое придает изображению таинственность и фантастичность Беспокойный фоннеба – оранжевое с яркими красными полосами – усиливает тревожное настроение рисунка, изображающего черного колдуна, который несет «через леса, через моря» богатыря. В этих рисунках мы видим своеобразное переплетение вымысла и правды, фантастического и реального.