Среди многообразных явлений действительности отдельные дети находят и выражают свою, пережитую и прочувствованную тему. Отражая действительность, ребенок самостоятельно отбирает образы, соединяет их в действиях и строит содержание, внося в него творческую инициативу, используя специфические для него выразительные средства.
Как показывает анализ рисунков, одни дети склонны использовать ритм штрихов, пятен, линейный контур, другие тяготеют к живописному отражению явлений действительности. Одно и то же явление дети воспринимают по-разному.
Творчество, как мы говорили, характеризуется двумя показателями. Оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию. Соответствует ли этим критериям детские рисунки, стихи, попевки, рассказы?
Индивидуальные творческие проявления отмечены большой дифференцированностью. Некоторые дети легко и быстро осваивают способы творческих действий и достигают очень хороших результатов. Обнаружилось, однако, что все без исключения дети с радостью включаются в созидательную деятельность. В условиях массового восприятия нас интересует не профессиональная подготовка, а всестороннее и активное художественное развитие ребенка. Еще не раскрытые предпосылки к творчеству должны быть выявлены и развиты у всех. Деятельность творческого воображения успешносочеталась с подражательностью, а интуиция – с сознательными поисками художественных средств.
Сказка дает ребенку позитивную установку, она наиболее близка его внутреннему миру, пример положительного персонажа, как правило, воодушевляет школьника, отрицательный герой побуждает избегать подобных действий.
В русской народной сказке заключено богатое содержание в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности, например: красна девица, ясный сокол; конь – волчья сыть, травяной мешок; встань передо мной, как лист перед травой и т. п. Дети используют их в собственной речи, что способствует не только развитию творчества самих школьников, но и в развитии нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей. В.П.Аникин указывал, что «сказки - своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве силжизни, труда и честности над бездельем, низостью»[5, с. 49].
Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка-школьника. Ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали.
Сказка, по мнению А.В.Запорожца, «выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого»[24, с. 34].
Сказку рассказывают ребенку, как только он научится понимать слова и говорить. Чтение и изучение русских народных сказок входит в школьную программу. На сказочные темы художники пишут картины, писатели – произведения, композиторы – музыку, а режиссеры ставят фильмы. Из года в год интерес к сказке возрастает.
Для чего ребенку нужна сказка? Для того, чтобы создавать структуру своего интеллекта, устанавливать разного рода связи: «я и другие», «я и вещи», «вещи подлинные и выдуманные». Сказка нужна ему для того, чтобы создавать себе представление о пространстве и о времени. Сказка полезна и как средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории.
Сказка – это кладезь характеров и судеб, откуда ребенок черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором еще не умеет задумываться, говорилось неоднократно[57, с. 137].
Сказки составляют для ребенка особый мир, некий театрик, отделенный от нас плотным занавесом. Примечательно, что, когда детство вступает в реалистическую пору, когда важнее всего содержание, сказка перестает интересовать ребенка. И происходит это именно потому, что ее «формы» перестали поставлять сыры для его жизнедеятельности.
Создается впечатление, что в структуре сказки ребенок видит структуру собственного воображения и что он в то же время его в себе развивает, создавая одно из необходимейших средств познания мира, овладения реальностью.
Всё идущее от лучших народных традиций пережило в сказках века и еще долго будет занимать ум, чувства и воображение человека. Эти простые мудрые и прекрасные рассказы дороги каждому, дороги так, как дорога Родина, народ и его история.
Глава II. Экспериментальная работа по развитию художественно-творческих способностей младших школьников во внеклассной деятельности
2.1. Специфика работа с младшими школьниками в процессе внеклассных занятий по изобразительному искусству
Каждый ребенок от природы художник. Рисование доставляет им удовольствие. Именно рисование, по мнению Л.С.Выготского, является ведущим видом творчества в детстве.[17, с. 81].
Детский рисунок специалисты называют графической речью. В пластической, изобразительной форме детям легче и свободней передавать свои ощущения, впечатления и размышления об окружающем мире.
В детстве характерно рисование по памяти. Процесс детского творчества не развернут во времени, ребенок творит «на одном дыхании», в один прием.
Детский рисунок – это графический рассказ. Пока ребенок рисует, он думает о предмете своего изображения так, как если бы он о нем рассказывал.
Кружок изобразительного искусства был создан для выявления художественно-одаренных школьников и развития их творческих способностей в рамках обычной общеобразовательной школы.
Ученик должен обладать пятью качествами, которые можно развить, если есть природные задатки:
1. Быть способным к рисованию;
2. Иметь природную склонность к рисованию;
3. Склонность к познанию, к повышению квалификации;
4. Умственная активность;
5. Способность к творчеству.
Наша основная цель - создание картин, образов, игрушек, композиций, панно на сказочные темы, выполненные карандашом, акварелью, гуашью, пластилином, бумагой, природным материалом. Сказочная тематика интересна тем, что детям легче удаются композиции на сказочные темы, поскольку при выполнении работ перед учащимися открывается широкий простор для фантазии, тем более, что в младшем школьном возрасте детей привлекает все необычное, фантастическое, сказочное.
Работа в кружке велась по трем равноценным направлениям:
1.Рисование по образцам (срисование со специально изготовленных таблиц).
2. Рисование с натуры.
3. Работа над композицией.
У нас изготовлены серии таблиц по следующим темам (в каждой серии по 5-10 таблиц):
1) грибы - мухомор, подосиновик, белый и др.;
2) рыбы - разные рыбы с фоном;
3) простой натюрморт – посуда, овощи, фрукты;
4) подводный мир – материал для композиции;
5) предметы старинного русского быта и оружие – ковши, ложки, щиты, копья и др.;
6) овощи и фрукты - для начинающих;
7) русские костюмы – женский, мужской (по мотивам сказок);
8) русская деревянная архитектура – открытки для композиции;
9) орнамент, узор – русский и созданный учащимися (произвольный);
10) лица сказочных героев (величиной по 4-6 см.) – срисованы с различных иллюстраций к сказкам;
11) сказочные животные (драконы) – материал для композиций;
12) фигура человека в движении – срисована с различных журналов в виде зарисовок;
13) облака – используются в композициях;
14) голова и ноги лошади – зарисовки с иллюстраций.
Также подобрана библиотечка книг с иллюстрациями русских народных сказок и книги с иллюстрациями Н.Кочергина, И.Билибина, Д.Дмитриева, М.Врубеля и другие на тему русских сказок, которыми ученики могут пользоваться и при срисовании, и при работе над композицией. Имеются образцы тканей разных расцветок, и используем на занятиях настоящие или муляжи овощей и фруктов.
С помощью таблиц ученик всегда без хлопот может выбрать то, что ему нужно. Чтобы владеть навыками и правилами рисования и чтобы проявилась одаренность школьника, выполнение работ анализировали по методике И.П.Волкова [15, с.11]:
1.Компоновка на листе – правильное расположение в месте элементов картины.
2. Построения. Имеются в виду обычные академические построения.
3. Цвет. Смешивание красок, многообразие цветовых оттенков.
4. Мазок. В одной картине не может быть двух одинаковых мазков по цвету, форме, площади. Чем разнообразнее мазок, тем выше квалификация.
5. Штрих. Тонирующий, набросочный.
6. Перспектива. Линейная, воздушная.
7. Анатомия и пропорции человека.
8. Правила составления композиции.
9. Технология наложения красок. Для каждого случая требуется свой способ наложения красок.
10. Степень образности в передаче явления, события, сцены – это то, что в картине передано все самое характерное.
Все начинающие, независимо от возраста и способностей, в первые месяц-два срисовывают со специальных таблиц. На столе лежат серии таблиц на различные темы. И каждый раз, когда ученик начинает рисовать, например, берет понравившуюся сказочную рыбу, учитель напоминает об этих правилах рисования: компоновка в листе, построения, цвет, штрих и т.д. Затем ученик переходит к рисованию с натуры, а учитель, независимо от того, что рисует ученик, опять напоминает свое: «компоновка в листе, построения, штрих, мазок, перспектива и т.д.». И через 2-3 года ученик уже владеет навыками работ.