Смекни!
smekni.com

Русские народные сказки как средство развития художественно-творческих способностей младших школ (стр. 5 из 11)

Начинающего рисовать рисование с натуры вообще-то ничему не учит: на натуре нет мазка, штриха, не выражены ярко цветовые оттенки, там бесчисленное количество элементов (особенно в пейзаже) и можно лишь достичь фотографичности в ее изображении.

В течение двух лет каждый ученик в той или иной степени должен ознакомиться со всеми темами, т.е. срисовать по две-три таблицы из каждой серии.

Для тех, кто прошел первоначальную подготовку или срисовал с таблиц 10-12 работ, работа строится по следующему плану:

1. Две недели - рисование с натуры карандашом.

2. Две недели - рисование с натуры акварелью.

3. Две недели - срисование с таблиц или со специально подобранных книг.

В нашей работе особое место занимает работа красками, потому что только краски придают картине яркость, сочность, звучание, как будто оживают все сказочные герои. Мы выбрали работу акварелью как наиболее доступный вариант. Работаем тремя основными и дополнительными цветами.

Для того, чтобы ученик владел цветом осмысленно, ему совершенно необходимо цветовая таблица, благодаря которой он на практике убедится, что из пяти красок можно получить бесконечное количество цветовых оттенков.

Для выработки рисунка мы предлагаем детям при просмотре мультфильмов иметь перед собой бумагу, карандаш и рисовать их героев. Выполнение набросков с телеэкрана развивает фантазию. Учит рисовать людей и животных в динамике, вырабатывает изящество рисунка.

Можно давать задания на свободные темы, которые не ставят ребёнка в жесткие рамки. В заданиях типа «нарисовать, что больше понравилось или запомнилось в сказке» присутствует ситуация свободного выбора – важное условие для творчества. Могут иметь место и различные тематические задания: «нарисуй самую смешную сцену, в которой ты больше сочувствовал герою, которая понравилась» и т. д.

Книжка-самоделка или открытка - это самостоятельное творческое произведение ребёнка. Эти работы у детей получаются как кадры из мультфильмов. В рисовании открыток мы всячески поощряем включение в них узоров. Такая работа способствует развитию фантазии, приучает к тщательности выполнения работы, а главное – резко усложняет её.

Если ребёнок не в состоянии сам придумать узор для открытки, он берёт его из таблиц-образцов по серии «Орнаменты», развивает их в своей работе, частично видоизменяя. Это может быть как узор в целом, так и отдельные его элементы.

Практикуем создание учениками серии открыток из 4-8 штук по мотивам народных сказок. Серия открыток позволяет наглядно показать ученику достоинства и недостатки его работы.

Работа над иллюстрацией - основная тема учащихся, посещающих кружок. Перед ними текст литературного произведения и можно нарисовать его героев так, как представляется в воображении. Так как ребята читали русские народные сказки, видели множество иллюстраций в книгах, то у них уже сложились определенные образы, и если они решили сделать иллюстрацию на какую-то тему, особых проблем у них не будет. Двух похожих иллюстраций у ребят не бывает.

Выполнение иллюстраций - это последняя ступень перед созданием композиции - собственного произведения. Дети используют подсобный материал, т.е. кладут перед собой книжки с иллюстрациями и составляют свои композиции. При работе над композицией они пополняют свои знания о костюме, интерьере, гармоничном сочетании красок и т.п., приучаются работать с книгой. Поэтому они могут срисовать фигуру человека или костюм с какой-то иллюстрации, видоизменяя его или делая точную копию. Но во всех случаях общая композиция у учащихся должна быть собственной. Придет время – и они будут создавать уже свои произведения. Основное правило составления композиций-иллюстраций такое же, как и при рисовании открыток: рисуется одна фигура в действии или несколько фигур во взаимодействии с правильной компоновкой в листе и добавляется фон. Ребята делают рисунки в плоскостном варианте, т.е. без светотени. Размер иллюстрации - лист альбома для рисования 25х35 см.

Творческая активность детей на занятиях изобразительного искусства зависит также и от разнообразия видов деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, декоративно-прикладное искусство – основные виды изобразительной деятельности.

Остановимся на рисовании. В теории изобразительной деятельности при решении вопросов цветового и графического отображения действительности сложились две противоположные тенденции. Представители одного направления (А.В.Бакушинский, Е.А.Флерина, В.С.Щербаков, Б.М.Неменский) указывают на ведущее значение цветового пятна в обучении детей рисованию. Другие исследователи придерживаются противоположного мнения при решении вопроса о роли цветовых графических средств изображения в развитии творческих способностей личности (Е.И.Игнатьев, И.И. Кириенко, Н.Н. Ростовцев, Н.П. Сакулина, В.С.Кузин).

Теперь несколько слов о лепке. Для нее, как правило, в работе с детьми используется пластилин или соленое тесто, которое с успехом заменяет глину. Ребята лепят на занятиях с натуры, по памяти, по представлению. Для усиления эмоционального воздействия занятий можно предложить детям выполнить следующие занятия:

1) слепить из пластилина контрастные образы: коварного и трусливого, доброго и смелого, веселого и грустного героя, глупого и умного и т.д.;

2) посмотрев мультфильм по мотивам русских народных сказок, слепить то, что зародилось в этот момент в душе ребенка;

3) слепить сюжет прослушанной сказки.

На занятиях аппликацией ребята знакомятся с основными приемами вырезывания: вырезывание из бумаги, сложенной вдвое; вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз; вырезывание из бумаги, сложенной гармошкой; обрывание краев бумаги (когда нужно передать особенности поверхности некоторых предметов: пушистый мех, снег, облако, гребни волн и т.д.). Особенно незаменима аппликация в тех случаях, когда нужно быстро и красиво оформить класс к Новогоднему празднику. В этих случаях творчеству детей нет предела.

Несколько слов о конструировании. Создавая любую конструкцию, детям приходится обдумывать замысел, выполнять эскиз в виде рисунка на бумаге, решать оформление предмета не только в отношении формы, дополнительных деталей, но и цвета. В зависимости от использования того или иного материала, можно выделить три вида работы:

1) конструирование из бумаги (бумажная пластика);

2) конструирование из природного материала (шишки, мох, семена, скорлупа, корни и т.д.);

3) конструирование из готовых форм (коробки, пробки, катушки и т.д.)

Конструирование из бумаги предполагает изготовление различных предметов и форм из плоского листа. Самые простые игрушки можно сделать путем сгибания листа бумаги пополам и на несколько частей: сгибания, подрезания и склеивания; складывания в разнообразных комбинациях; использование выкроек для создания сложных, объемных рисунков. Также учащиеся выполняют панно в рамке из бумаги, учатся и рамку выполнять из бумаги, и все свойства бумажной пластики учатся использовать для создания картин-панно.

Природный материал с успехом используется для изготовления различных сказочных персонажей. Кроме этого из природного материала можно выполнить прекрасные панно: картинки-миниатюрки изо мха, панно из ткани и природных материалов, панно из перьев промысловой и домашней птицы.

В декоративно-прикладном искусстве дети знакомятся с элементами дымковской, городецкой, хохломской, украинской росписи. Также с помощью таблиц-образцов расписывают русские народные костюмы по мотивам сказок. По окончании занятий можно провести занятие-обобщение, выполнение коллективной работы по украшению коллективной панно. Методика работы такова. Берутся два ватмана (формат 24) и тонируются в любой цвет по выбору. Дети выполняют задание на квадратных листочках (30х30), а затем, выбрав и выполнив определенный мотив, приклеивают свои работы к общему листу, соблюдая ритм. Если результат индивидуальной деятельности зачастую не удовлетворяет подростка, то результат коллективного труда превосходит все его ожидания, успех способствует положительному эмоциональному отношению к занятиям изобразительным искусством. (В приложении 3, 4, 5 представлены занятия на тему: «Сказочные цвета. Вариация и импровизация на тему народных росписей», «Маска, ты кто?» и «Иллюстрирование к русским народным сказкам».)

Несколько слов об оценке и самооценке работ учащихся. Дело в том, что почти во всех видах деятельности такие единицы есть: в рабочих профессиях – это рабочие разряды, в науке – ученые степени, в спорте – разряды, рекорды, баллы и т.д. И только в изобразительном искусстве произведения оцениваются по принципу «нравится – не нравится». И идут поэтому бесконечные споры среди художников, в особенности среди учащейся молодежи о том, что лучше, а что хуже, кто прав, кто не прав. А спор неразрешим. Общеизвестно: если ученик знает о своих ошибках в рисунке, то можно сказать, он их уже исправил на 50 %. И наоборот: если ошибка ему неизвестна, как он может ее исправить? Для того, чтобы быстро продвинуться в мастерстве, ученики должны уметь анализировать не только в целом свою конкретную работу, но в первую очередь отдельно по 10 выделенным нами компонентам, на которых она строится. Это позволяет учащимся контролировать свое продвижение вперед.

В своей работе мы использовали один очень эффективный способ оценки уровня достижений. Например, ученик сделал жанровую композицию-картину или иллюстрацию. Напомним, что композиция на сказочные темы дает больший простор фантазии и позволяет сравнительно легко выполнить 10-й компонент – образность. В композиции сходятся все знания и умения (все эти 10 компонентов в одной работе), и сразу видно, в чем у ученика пробел. Малый эффект в обучении дает оценка работы в целом – ученику нужен оценочный анализ отдельных компонентов рисунка. Например, ученик кладет перед собой перечень 10 правил и свою композицию. Анализируя, он оценивает ее по каждому пункту по пятибалльной системе. Наибольший эффект дает случай, когда несколько учеников кружка оценивают работу своего товарища. Они называют свои оценки, после чего выводится средняя. Такой вариант не только обеспечивает высокую точность оценки, но и приучает определять уровень и своей работы.