Все эти данные ученика записываем в творческий дневник школьника. Для ученика – это стимул деятельности, обеспечиваемый его продвижение в развитии. Ученик сам регулирует, сколько отметок в нем иметь, он знает, что его работы регистрируются и что даже через много лет он сможет показать его другим людям. Творческий дневник позволяет наладить контакт между родителями и учителем, облегчая руководство развитием индивидуальных способностей ребенка, регулирование и контроль за его самостоятельной и творческой деятельностью сверх учебной программы.
Такой контроль позволяет проследить зарождение и становление склонностей, отношение к работе и ряд других качеств, касающихся деятельности.
Оценка детского творчества в разговоре с детьми – сложное и тонкое дело. Осторожно, постепенно, давая попутно соответственные пояснения, следует подходить и к специальной терминологии. Главное в разговоре – атмосфера сотворчества, способность общаться с ребенком как с «настоящим» художником, вера в его возможности.
Залогом успеха является способность уловить замысел каждого ребенка, подчас лишь смутно ощущаемый детьми, - умение «читать» детский рисунок.
Вот критерии оценки достижений учащихся художественной студии И.П.Волкова [15 ,с. 121]:
1) работы старых мастеров: раннего Репина, Сурикова, Семирадского, Флавицкого – 10-й разряд;
2) собственные работы и работы других художников тоже сравнивают по этой 10-балльной шкале.
«Если вы хотите достичь высот, то нужно на всю мощь и во взаимосвязи включить в свою деятельность способность, школу (образование), самообразование, разум», - пишет П.И.Волков.
Многообразие способов изображения, композиционное и цветовое богатство рисунков надо рассматривать как показатель активности детского воображения. Основная задача учителя – не убить в детях самое ценное: стремление к изображению своего видения.
Основные возрастные особенности младшего школьника, влияющие на его художественный интерес и активность в изобразительной деятельности [31, с. 40]:
- высокая эмоциональность;
- целостность восприятия;
- развитое воображение;
- конкретно-образное мышление;
- высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе;
- увлеченность процессом деятельности;
- низкая направленность интереса на качество результата;
- легкое переключение с одного вида деятельности на другой;
- быстрая утомляемость от однообразной работы.
Особо хочется подчеркнуть актуальность создания кружка изобразительного искусства. Каковы же преимущества кружковой работы по сравнению с современными условиями классных уроков? Если в общеобразовательной школе на уроке учитель приобщает детей к культуре, лишь прикасаясь вместе с ними к проблеме художественного языка, то в изокружке времени достаточно и на осмысление проблем художественного языка. Еще важно и то, что условия работы в кружках принципиально отличаются от школьных условий.
Каждый учащийся свободен в выборе способа и средств выражения в решении общей проблемы. Если того требует тема или замысел, ребенок может привести с собой нужный ему в работе материал. Ребенок имеет право отступить от общей темы, чтобы выплеснуть в работе захлестнувшее его чувство, после чего вновь вернуться к задачам программы.
На занятиях могут присутствовать и подключаться к самостоятельной работе родители, братья и сестры, друзья. Открытость занятий, свобода ребенка в выборе места работы, общение и свободное взаимодействие с методическим фондом не мешают в работе, более того, стимулируют творческий процесс.
2.2. Анализ и итоги экспериментального исследования
Диагностическая работа проводилась на базе Арыктахской школы п. Арыктах Кобяйского улуса, в группе учащихся II – III классов в количестве 14 детей. Цель эксперимента: установить, как развивается творческие способности каждого отдельного ребенка в группе и коллектива в целом в процессе внеклассных занятий по изобразительному искусству. Диагностика осуществлялась в трех направлениях:
1) диагностика уровня творческого развития в данной группе детей (в три этапа);
2) диагностика результатов художественно-творческой деятельности через детский рисунок, как главный результат творческой деятельности;
3) диагностика качеств учеников в самостоятельной творческой работе.
1) Диагностика уровня творческого развития ребенка.
При наработке критериев оценки уровня развития ребенка, за основу взята концепция универсального механизма таланта психологов И.Акимова, и В.Клименко.
В том случае, когда культурная среда, в которой находится ребенок, использует принципы и методы обучения далекие от врожденных, приучает его пользоваться шаблонами, репродуцированием, воспроизводством и механическим запоминанием, процесс развития таланта останавливается. Он либо отмирает, либо сохраняется в виде слабоуправляющих потенций. Но стоит лишь создать необходимые условия для свободной самореализации и насильно остановленный процесс вновь начинает нарастать, ребенок достигает нормы в развитии, заложенного природой универсального таланта. Три уровня творческих действий (гармоничный, имитаторский и ремесленный) могут быть присущи действиям личности любого возраста и уровня мастерства.
Критерии оценки уровня творческого развития следующие:
Гармоничный уровень развития таланта.
- Ребенок в своем творчестве выражает то, что чувствует его душа, творчество для него – отражение душевной работы, источник положительных эмоций.
- Жизнь, во всех ее проявлениях (горести и радости, прекрасное и безобразное, открытия и разочарования), являются для ребенка материалом для творчества. Он работает, подчиняясь стремлению гармонизировать, уравновешивать, упорядочивать, познавать.
- Ученик умеет видеть задачу, сам выбирает цель, путь, метод, не боится рисковать.
- За внешними проявлениями жизни видит внутреннее содержание.
- Через самопознание особенностей своего визуального восприятия приходит к открытию законов, на которые опирается изобразительное творчество, поэтому использует эти законы гармонично и оптимально.
- Сумма технических приемов творчества для него не цель, а средство выражения, не стремясь к оригинальности, он обладает яркой самобытностью и оригинальностью творческого почерка, так как творчество для него материализация себя.
- Ищет оптимальные взаимосвязи между формой, содержанием и чувством, которое стремится выразить.
- Осознает, осваивает и использует в творчестве то, что является носителем чувства и смысла.
- Способен к гармоничному синтезу чужого опыта.
- Спокоен к признанию и критике, к похвалам и поощрениям.
Уровень имитации творчества.
- Взаимодействие человека с миром и искусством сводится к культуре потребления, поэтому он готов только к восприятию красивых сторон жизни и искусства, отрицает возможность изображения прочего.
- Вторичен в восприятии, не способен самостоятельно увидеть красоту первоисточника в жизни, воспринимает гармонию только тогда, когда ее увидел и показал в своем творчестве талант.
- Источник вдохновения находит не в жизни, а в искусстве, вдохновляясь произведениями, которые считает оригинальными и гармоничными.
- Имитирует внешнюю сторону творческого процесса, нуждается в постоянных заимствованиях и подсказках.
- Стремится к оригинальности в выборе тем, средств выражения, но сказать действительно новое и оригинальное ему пока не под силу; стремится к овладению разнообразными техниками и приемами изображения, видит в этом суть творчества.
- Может обладать сильным и подвижным изображением, при этом ворочает и манипулирует заимствованными образами, штампами, банальностями, стереотипами.
- Слепо использует методики изображения на плоскости, его знание основано на запоминании, поэтому он часто ошибается.
- Капризен, ревнив к чужому успеху, требует поощрения, признания, наград.
Уровень ремесленного исполнения.
- Творческой деятельностью занимается из послушания, рисует то, что предлагают, так как привык покорно следовать чужой воле и разумным доводам.
- Творческие задачи подменяет ремесленными, нарабатывает автоматизм исполнения, слепо копируя образец и натуру.
- Способен к использованию ограниченного числа заученных приемов и знаний, которые даются ему с большим трудом, но осваивает их он прочно и надежно.
- Старается быть незаметным, боится наказания.
Диагностика уровня развития проводилась в марте 1999 г., январе 2000 г. и в январе 2001 г.
Таблица 1
Уровни творчества | 1999 | 2000 | 2001 |
Гармоничный | 3 % | 5 % | 7 % |
Имитаторский | 9 % | 9 % | 7 % |
Ремесленный | 2 % | - | - |
По ее результатам можно сделать следующие выводы:
1. За годы работы кружка изобразительного искусства ремесленный уровень развития творчества исчезает совсем, так как цели работы кружка направлены на реализацию творческих способностей детей.
2. Увеличивается гармоничный уровень развития творчества за счет побуждения глубинных творческих механизмов ребенка.
3. Имитаторский уровень развития снижается, но достаточно медленно. Это объясняется тем, что часть детей часто пропускала занятия по болезни и другим причинам.
2) Диагностика результатов художественно-творческой деятельности через детский рисунок на тему русских сказок.