Смекни!
smekni.com

Русские народные сказки как средство развития художественно-творческих способностей младших школ (стр. 7 из 11)

Диагностика результатов художественно-творческой деятельности через детский рисунок на тему русских сказок проводилась в январе 2005 г, далее в январе 2006г. и в январе 2007 г. в младшей школьной группе кружка изобразительного искусства.

Суть исследования заключается в следующем. Детский рисунок – как результат художественно-творческой деятельности очень важен. В чем зачастую проявляется гораздо больше индивидуальности, чем в словесных ответах детей.

В своей практической работе ученик идет от искусства к жизненным темам, поэтому его работа – показатель того, как глубоко он усвоил содержание темы и сумел слить ее со своими внутренними переживаниями. В данном случае представлено по три детских рисунка на каждый момент проведения диагностики. Чем это обусловлено?

Для установления результативности в группу исследования вошли дети с разными уровнями творческих способностей.

Н. Саина (1) - рисует смело, свободно, обладает высоким уровнем творческих способностей. Её работы отличаются правильной компоновкой, многообразием цветовых оттенков, яркостью и сочностью сказочных героев и у неё свой оригинальный творческий почерк.

Э. Яша (2) - обладает средним уровнем способностей. Он не способен самостоятельно увидеть красоту в жизни, хотя обладает сильным и подвижным изображением. Нуждается в постоянных подсказках со стороны учителя и учащихся.

В. Костя (3) – на момент начала исследования обладал низким уровнем способностей. У него преобладает автоматизм исполнения, творческие задачи ему не под силу.

Мы уже говорили о том, что творческие работы учащихся анализируем по пятибалльной системе. По рисункам детей мы можем проследить творческий рост каждого из представленных в группу исследований детей.

Таблица 2

Учащиеся 1 2 3
Виды работ

Анализ работ

образец натура композиция образец натура композиция образец натура композиция
1. Компоновка 4 5 5 3 4 4 2 1 3
2. Построение 3 4 5 2 3 5 1 2 3
3. Цвет 4 5 5 3 3 4 2 1 3
4. Мазок 3 4 4 3 3 4 1 2 3
5. Штрих 4 4 5 3 4 5 3 3 4
6. Перспектива 4 4 5 3 3 3 3 2 3
7. Пропорции человека 4 5 5 2 3 4 2 2 3
8. Составление композиции 4 4 5 4 3 4 3 3 3
9. Наложение красок 4 4 4 4 3 3 2 1 3
10. Степень образности 4 4 5 3 4 4 3 3 4

На основании вышеуказанной таблицы можно определить уровень творческих способностей детей:

Н. Саина (1) – усовершенствование высокого уровня творческих способностей;

Э. Яша (2) – повышение уровня творческих способностей;

В. Костя (3) – повышение уровня творческих способностей.

Диагностика результатов качеств ученика в самостоятельной творческой работе

1. Проявление познавательной активности ученика в самостоятельной деятельности сверх учебной программы.

Активен – сам находит тему для занятий или просит ее у учителя, т.е. проявляет инициативу в выборе работы и полную самостоятельность в ее выполнении.

Пассивен – самостоятельно тему выбрать не может и не проявляет инициативы, чтобы получить задание. Такой ученик не начинает работать до тех пор, пока ему не будет предложена тема. А качество и сложность их работы не ниже, чем у «активных».

2. Уровень самоорганизованности учеников, устойчивость, стремление к самостоятельной и творческой работе.

Устойчивость – работает ровно, систематически, доводит начатое до конца.

Неустойчивость – работает несистематически, от случая к случаю, но работу доводит до конца.

3. Характер выполнения работ.

Творческие – оригинальные работы, которые не являются копиями и могут быть выполнены по любому разделу науки, техники и искусства.

Полутворческие – работы, которые, являясь копиями каких-то образцов, содержат оригинальные элементы.

Нетворческие – копии других работ, выполненные уже усвоенным способом.

4. Сложность работ.

Сложные – превышающие требования школьных программ для данного возраста.

Средние – отвечающие требованиям школьных программ в момент их выполнения.

Простые – ниже требования школьной программы в момент их выполнения.

5. Объем затраченного труда на выполнение каждой работы.

Большие – требуют значительных затрат времени, отмечаются большим количеством изучаемого материала, заметно превышающим установленные нормы записи в творческую книжку.

Средние – отвечают нормам записи в творческую книжку.

Малые – ниже норм для записи в творческую книжку.

6. Качество выполнения работы.

Высокое – равноценное оценке «5».

Среднее – равноценное оценке «4».

Низкое - равноценное оценке «3».

Работы, выполненные на двойку, в творческую книжку не записываются.

Результаты качеств учащихся в самостоятельной творческой работе.

Таблица 3

п/н уч-ся Познава тельная акт. Самоорганизован ность Характер работы Слож ность работы Объем затраченного труда Качество работы
активен пассивен

устойчивость

неустойчивость творчес кий полутворческий нетворческий сложный средний простой большой средний малый высокое среднее низкое
2 кл.
1 5 5 4 5 5 5
2 4 4 4 4 4 4
3 5 3 5 5 4 5
4 4 4 4 4 4 4
5 4 4 3 3 4 4
3 кл.
1 3 4 4 4 3 4
2 5 5 4 4 4 4
3 5 5 5 5 3 5
4 4 4 4 4 5 5
5 4 4 4 4 4 4
6 5 4 5 5 5 5
7 4 5 5 4 4 4
8 5 5 5 5 4 5
9 5 5 5 5 4 5

Такой содержательный анализ работ по пятибалльной системе позволяет достаточно объективно определить не только нравственность интересов, но и личностные качества, проявляющие в том или ином виде деятельности, позволяет оценивать творческие возможности по трем уровням: высокий, средний, низкий.

Таблица 4

Уровни

развития

Эксп Экспериментальные классы
II класс Ш класс
Начало года Конец года Начало года Конец года
Высокий - 40% 22,3% 44,4%
Средний 40% 40% 66,6% 55,6%
Низкий 60 % 20% 11,1% -

По результатам трех экспериментальных методик установлено, что у учащихся, занимавшихся в художественном кружке, в конце года уровень развития творческих способностей возрос, суммарные показатели достоверно увеличились после проведенного обучения. Специальное обучение положительно повлияло на развитие оригинальности мышления и на тщательность обработки идеи. Учащиеся художественного класса отличаются быстротой и гибкостью мышления. На основе русских народных сказок у учащихся развиваются воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Уровень художественно-творческого развития учащихся выявил, что учащиеся обладают качествами, из которых складываются творческие способности.

2.3. Организационно – педагогические условия развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе внеклассной деятельности

С целью осуществления разностороннего художественно-творческого развития детей в общеобразовательных учреждениях создаются художественные студии, кружки, эстетические центры. Руководство развитием художественного детского творчества требует не только знания законов художественного творчества, но и знания психолого-педагогических основ развития детского творчества, и знания психологии ребенка, его индивидуальных особенностей, и учета возможностей работы с детьми в условиях студии или кружка. Поэтому, каждому, кто хотел бы работать с детьми в этих условиях, целесообразнее пройти подготовку на специальных курсах, где художники получат знания в области педагогики и психологии ребенка и познакомятся с условиями развития детского творчества. Педагоги, наряду с пополнением своих знаний, получат навыки и умения в художественной деятельности. Руководителям кружков, студий и центров необходимо постоянно повышать свою психолого-педагогическую культуру. Эффективность деятельности работы кружков по изобразительному искусству во многом зависит от творческой работы педагога и от условий, созданных для развития творчества детей.