Смекни!
smekni.com

Русские народные сказки как средство развития художественно-творческих способностей младших школ (стр. 9 из 11)

Работа была организована в парах после предварительной беседы о том, что мы много обращались к сказкам на разных уроках, а теперь представим себя учёными, которые создают мудрую книгу, энциклопедию. Каждая страница в энциклопедии объясняет какое-нибудь понятие. Попробуем рассказать, что такое сказки, кем они были созданы и для чего, о чём говорится в сказках, для чего они необходимы. А ещё сделаем предположение: наверное, через тысячу лет мир сильно изменится. Останутся ли в нем сказки ?

По итогам данного дипломного исследования мы предлагаем рекомендации для родителей и педагогов по использованию сказки как средства активизации обучения и воспитания на принципах гуманности.

- Читая или рассказывая ребёнку сказку, учитывайте особенности формы и содержания. То есть, предлагайте ребёнку поразмыслить, почему герой поступает так, а не иначе, что побуждает его к этому выбору.

-Акцентируйте внимание на познавательном аспекте сказки: например, если встречаются элементы счёта, вовремя переспросить: двенадцать суток летела булава, это сколько примерно времени? Сколько добрых дел сделал серый волк Ивану? А сколько плохих волк делал в других сказках? Почему жир в тарелке бедной хозяйки расплылся на много мелких глазков, а в тарелке скупой слился в один большой и т.д. Отвечайте, на возникающие по ходу сказки вопросы ребёнка, расширяя тем самым границы его познания.

- Развивайте при помощи сказки умение ребёнка моделировать знакомую ситуацию в новых условиях: а может ли произойти такая же ситуация в современном мире, в нашем классе? Как мы её решим?

-Используйте аксиологический аспект сказок в формировании этических ориентиров ребёнка, воспитании уважения к сверстникам и старшим, толерантности.

-При помощи философского аспекта сказок развивайте у ребёнка основы логического мышления, творческого воображения.

-Используйте сказочные ситуации, поступки героев в качестве положительного или отрицательного примера в ситуации повседневного общения с ребёнком.

-Придумайте сказки вместе с детьми , выявляя и корректируя при этом трудности и страхи вашего ребёнка.

Нами составлен далеко не полный список рекомендаций по использованию сказки в обучении и воспитании младших школьников. Читайте сказки вместе с детьми и дополняйте его своими предложениями, помня, что сказка есть основа народной мудрости и этического самосознания народа.

Чтобы узнать творческие способности детей, родителям надо с малых лет постараться узнать, в чем наиболее одарён их ребёнок. И, чтобы узнать о художественных способностях ребёнка надо построить графический профиль его интересов. Это можно выяснить с помощью анкеты, созданной американскими учёными де Хааном и Кафом .

У ребенка художественные способности, если он:

1. В своих рисунках и картинах изображает большое разнообразие разных предметов, ситуаций, людей.

2. Серьёзно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьёзным , когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-то события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.)

4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создаёт композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.)

6. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того , чтобы изображать события или вещи в трех измерениях и пространственно.

Надо ответить на вопросы анкеты и дать оценку в баллах (по пятибалльной системе). Если характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте пять баллов, если она выше средней – четыре и т.д. Оценка «два балла» - самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам. Общее количество набранных баллов внутри одной области надо делить на количество вопросов и полученное число откладывайте на пересечении оценки в баллах по оси Х и той области способности, которую вы проверяете.

Построенный графический профиль способностей ребенка может оказаться полезным и в том случае, когда ребенок имеет склонность к новым, оригинальным идеям, но стесняется эту способность демонстрировать и старается ее не проявлять в детском саду или школе. Можно подбодрить ребенка, сказав, например: «Молодец, ты умеешь творчески мыслить!»

Заключение

В наше время в образовании со всей очевидностью и глубиной выявились два существенных противоречия.

Первое из них - это противоречие между творческостью и технологичностью. С одной стороны, требования современной ситуации таковы, что простого обладания некоторой суммой знаний недостаточно; необходима постоянная готовность к изменению, готовность к творчеству. Развитие творческих способностей должно стоять во главе современного образования. С другой стороны, образование – это всегда определенная технология, а творческое развитие таинственным образом ускользает из рамок технологии.

Второе противоречие – это противоречие между необходимостью индивидуального подхода и массовостью обучения. Возможности индивидуального подхода в школе настолько ограничены, что чаще всего он сводится к варьированию объема усваиваемой информации и скорости ее усвоения.

Разрушение этих проблем школа пытается искать на путях гуманизации образования. А гуманизация образования тесно связана с творчеством. Творчество – привнесение чего-то нового. Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а следовательно, появление в мире каждой человеческой индивидуальности – это появление чего-то нового; реализация этой неповторимости, уникальности – это и есть творческий акт.