Смекни!
smekni.com

Методы обучения 4 (стр. 5 из 8)

5. Противостоящая номотетической сензитивности идеографиче­ская сензитивность— способность улавливать и понимать своеоб­разие каждого конкретного человека.

Если теоретическую и номотетическую сензитивность можно раз­вивать в ходе лекционных и семинарских занятий, то для развития наблюдательной и идеографической сензитивности необходимо практическое участие в групповом тренинге [12].

Из сказанного ясно, что хотя описанные виды тренинга и не на­правлены на получение знаний из той или иной конкретно-научной области, но полученный в ходе занятий опыт может повысить эф­фективность любого обучения за счет изменения позиции обучаемо­го, повышения его активности и способности лучше взаимодейство­вать с другими учащимися и преподавателями.

2.3.2 Игровые методы

Игровые методы- вид групповых методов обучения, основанных на игровом моделировании учебно-профессиональной деятельности.

Выделяют разные виды игр, используемых как в учебных целях, так и для решения реальных проблем (научных, производственных, организационных и т.п.), это учебные, имитационные, ролевые, организационно-деятельностные, операционные, деловые, управлен­ческие, военные, рутинные, инновационныеи др. Они не поддаются строгой классификации, так как выделяются часто по разным основаниям и в значительной степени перекрывают друг друга. В. С. Дудченко относит традиционные деловые и имитационные игры к рутинным, противопоставляя их инновационным по нескольким критериям.

Не противоречит такому делению и предлагаемая Ю. Н. Емельновым характеристика операционных игр (к которым он относит деловые и управленческие) как имеющих сценарий с жестким алгоритмом «правильности» и «неправильности» принимаемого решения. Некоторые авторы находят истоки игровых методов в магических обрядах древности и в более явной форме — в военных играх XVII в. В современной форме деловая игра впервые была проведена в Ле­нинграде в 30-х годах, но не получила дальнейшего развития в соци­ально-экономических условиях того времени и была заново изобре­тена в США в 50-х годах. В настоящее время существуют сотни ва­риантов деловых и учебных игр.

А. А. Вербицкий определяет деловую игру как форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, ко­торые характерны для этой деятельности как целого. Такое воссоздание достигается за счет знаковых средств, моде­лей и ролей, играемых другими людьми. При правильной организа­ции игры обучающийся выполняет деятельность профессиональную по форме, но учебную по своим результатам и основному содержанию. Нельзя забывать, что имитационная учебная модель всегда упрощает реальную ситуацию и особенно часто за счет лишения ее динамичности, элементов развития. Обычно учащийся имеет дело только со «срезами» разных ста­дий развития ситуации. Но это неизбежная плата за право на ошибку (отсутствие тяжелых последствий, которые могли бы наступить при принятии неправильных решений в реальных условиях), низкую стоимость моделей, возможность воспроизводить на моделях ситуации, вообще невозможные на реальных объектах и т.п.[12, с.203].

Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:

- свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию преподавателя, но без его диктата и осуществляемая учащимися по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности;

- творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.

- эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность;

- деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта;

- деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека;

- деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени.

Большая эффективность учебных деловых игрпо сравнению с болеетрадиционными формами обучения (например, лекцией) достигается не только за счет более полного воссоздания реальных условийпрофессиональной деятельности, но и за счет более полного личностного включения обучаемого в игровую ситуацию, интенсификации межличностного общения, наличия ярких эмоциональных переживаний успеха или неудачи. В отличие от дискуссионных и тренинговых методов, здесь возникает возможность направленного вооружения обучаемого эффективными средствами для решения задач, задаваемых в игровой форме, но воспроизводящих весь контекст значимых элементов профессиональной деятельности. Отсюда название «знаково-контекстное обучение» — для вузовского обучения, где широко используются различные формы комплексного воссоздания условий будущей профессиональной деятельности. Таким образом, в игровых методах осуществляется опора на третий и четвертый из семи сформулированных вышеприемов повышения эффективности обучения. Двуплановый характер игровых методов, т.е. наличие плана иг­рового, условного, и плана учебного, заставляющего максимально приближать условия игры к реальным условиям профессиональной деятельности, требует постоянного балансирования между двумякрайностями. Доминирование условных моментов над реальнымиприводит к тому, чтоазарт захлестывает игроков и, стремясь выиг­рать во чтобы то ни стало, ониигнорируют основной, учебный план деловой игры. Доминирование реальных компонентов над игровымиприводит к ослаблению мотивации и потере преимуществ игрового метода перед традиционными.

И в дискуссионных методах, и в тренинговых большое значение в учебных деловых играх придается элементам проблемности. Зада­ния должны включать в себя определенные противоречия, к разре­шению которых обучаемый подводится впроцессе игры.

2.3.3 Проблемные методы

Под проблемным обучением обычно понимают обучение, протекающее в виде снятия (разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций.

Постановка вопросов, формулирование противоречий и рассо­гласований, проблематизация знания — такие же древние приемы активизации обучения, как и сам процесс учения. Чем же проблем­ный подход отличается от традиционных подходов? По-видимому, удельным весом и местом, отводимым проблемной ситуации в структуре учебной деятельности. Если в традиционных методах сначала излагается некоторая сумма знаний, а затем предлагаются тренировочные задания для их упрочения и закрепления, то во втором случае учащийся с самого начала ставится перед проблемой, а знание открывается им самостоятельно или с помощью преподавателя. Не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию — таков девиз проблемного обучения.И этоне просто перестанови слагаемых. Характер, таким образом, рожденного знания принципиально отличается от знания, получаемого в готовом виде. Оно хранит себе в снятом виде сам способ его получения, путь движения к истине.

Знание, полученное с помощью проблемного обучения, не оказывает негативного влиянияна творческое мышление, в отличие от знания, полученного традиционными методами. Более того, проблемные методы непосредственно стимулируют развитие творческого мышления. Фактически разрешение проблемной ситуации — это всегда творческий акт, результатом которого является не только получение данного конкретногознания, но и положительное эмоциональное переживание успеха,чувство удовлетворения. Желание вновь и вновь переживать эти чувства приводит к порождению новых и развитию существую­щих познавательных мотивов.

Разумеется, для понимания проблемы учащемуся необходимо опи­раться на уже существующее знание, которое, в свою очередь, могло бытьполучено как традиционными методами, так и в результате про­емного обучения. В последнем случае знание содержит внутри себя как бы зародыши нового знания, определенные векторы, задающие направления его потенциальному развитию. В этом смысле проблем­ное обучение называется развивающим, так как учащийся в ходе его не только получает данное конкретное знание, но усиливает свои познавательные возможности и стремление к познавательной дея­тельности. Как отмечает Л. С. Сержан, проблемная ситуация всегда содержит в себе некоторое новое знание, в частности «знание о не­знании», т.е. знание о том, чего именно он не знает. Анализ этой про­блемной ситуации должен превратить ее в проблемную задачу. Пе­реход от одной проблемной задачи к другой составляет суть про­блемного обучения.

Проблемные ситуации возникают при обнаружении несоответ­ствия между сложившимися у учащегося системами знаний и новы­ми требованиями, которым эти знания не удовлетворяют; при необ­ходимости выбора одной (адекватной) из многих уже существую­щих систем знаний; при столкновении с новыми условиями приме­нения уже имеющихся знаний; при возникновении противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практи­ческой нецелесообразностью или невозможностью его использова­ния.

Правила создания проблемных ситуаций:

- проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению материала;

- выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании;

- задание должно основываться на тех знаниях и умениях, которыми уже владеет учащийся;

- неизвестное, которое нужно открыть, должно иметь форму общейзакономерности, обобщенного способа действия и т. п.;

- предлагаемое задание должно лежать в зоне ближайшего раз­витияучащегося и соответствовать его возможностям.

Основная трудность в проблемном обучении — подбор проблемных задач, которые должны удовлетворять следующим условиям:

1) должны вызывать интерес у обучаемого;

2) быть доступны его пониманию(т.е. опираться на уже имеющиеся знания);

3) лежать в «зоне ближайшего развития;