Смекни!
smekni.com

Формирование толерантности у будущих педагогов профессионального образования с помощью этических (стр. 4 из 7)

Педагогу следует в начале года определить последовательность проведения обобщающих бесед. Выполнение этого требования обеспечит систематичность в сообщении студентам этических знаний.
Большое значение для эффективности беседы имеет правильный подбор иллюстративного материала.

Одновременно с подбором иллюстративного материала следует продумать, какие педагогические средства необходимы, чтобы предложенный студентам материал помог им усвоить знания о нравственных нормах, соотнести с собственными мыслями, переживаниями, поступками. Решение этих задач возможно при правильной постановке вопросов, направляющих ход обсуждения литературных источников.

Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование — обеспечить активность студентов в процессе самой беседы.

При проведении беседы по прочитанному очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства студентов, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Последовательность вопросов должна подвести студентов к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей.

Систематические беседы с студентами обеспечивают прочность усвоения знаний о нравственных нормах.

Учителя отмечают, что благодаря проведению этических бесед во всех классах, в детском коллективе более интенсивно формируется общественное мнение, которое осуждает нарушение норм морали, высоко оценивает положительные поступки.

Этические беседы с студентами дают положительные результаты в том случае, если они согласуются со всеми другими воздействиями.
Цель этического просвещения — переведение внешних воздействий во внутренние сознательные побуждения, формирование таких внутренних этических стимулов, как совесть, долг, честь, достоинство. Осуществление этой цели возможно только при развитии активности студента, его самодеятельности, включения его в самостоятельную, коллективную деятельность.

Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение. Особенность проведения этических бесед в в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. После ее проведения классному руководителю необходимо провести работу по углублению выявленных нравственных понятий, норм поведения, организуя практическую деятельность студентов. Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий: Беседа должна носить проблемный характер. Воспитатель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать учащимся самим находить на них ответы.

Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно студентов с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют воспитателю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу.

Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения – объективности, справедливости, культуры общения.

Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий.

1. Очень важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу.

Очень важно постоянно проверять эффективность этического просвещения. Одним из его показателей является развитие нравственных представлений и понятий, изменения в поведении детей. Учитель должен систематически следить за тем, какие изменения происходят в сознании и поступках студентов, как они себя ведут без его постоянного контроля, насколько устойчиво их поведение. Изучение детей позволяет обоснованно вносить необходимые коррективы в содержание и методику проведения этических бесед.

Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации студентам. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом.

Выводы по 1 главе.

Процесс глобализации, происходящий в современном мире, способствует расширению культурных границ, созданию «единого культурного поля» и влияет на интенсивность межкультурного общения. Расширение межкультурных связей неизбежно приводит к возникновению все новых социальных, политических, конфессиональных, экономических, образовательных и прочих проблем.

Существующие реалии общественного развития предопределяют необходимость понимания культурных особенностей народов для достижения взаимного признания. Этому способствует разработка соответствующих образовательных стратегий, которые нашли отражение в документах ООН, Совета Европы и ЮНЕСКО и задают направления педагогической рефлексии.

В связи с этим на первый план выходят проблемы воспитания толерантности и установок на межкультурное общение.

Толерантность - готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения/взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

В своей работе как средство формирование толерантности, мы выбрали этические беседы

Высоко оценивает роль этических бесед А. С. Макаренко. «Я помню,— говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе».

Нас так много, и мы все такие разные. Сейчас, как никогда, всем нам стало ясно, что мы должны быть вместе. Нетерпимость к человеку иной веры, языка, культуры, традиций уже не раз ставила цивилизацию на край гибели.

2.1. Критерии и принципы формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования

Определить отношение к людям, проявление сочувствия, сопереживания можно опираясь на некоторые критерии.

Критерии (от греч. kriterior) – мерило для оценки чего-либо, средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения – такое определение понятия «критерии» находим в философском словаре.

В энциклопедическом словаре под критериями понимаются «…признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценка какого-либо явления».

Признак в толковом словаре И.С. Ожегова рассматривается как «…показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-нибудь». За основу мы взяли патриотизм.

В большой советской энциклопедии А.М. Прохоров пишет: «Критерии (от греч. средство для суждения), признаки, на основании которых определяется оценка».

Итак, критерии – это средства проверки чего-либо, признак, на основании которого производится оценка.

Исходя из этого можно выделить следующие критерии сформированности толерантности:

·эмоционально-чувственный (выражение сопереживания к родному народу, к людям разных национальностей, уважение к культурному наследию различных стран,);

·когнитивный (наличие представления о людях, живущих на нашей планете, их культурном наследии, проявление любознательности);

·практический (способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).

От уровня сформированности этих показателей зависит уровень сформированности толерантности. Мы выделили несколько уровней сформированности толерантности: высокий, , средний, низкий. Выделение этих уровней дает возможность примерно увидеть уровень сформированности толерантности, что помогает определить направление, в котором следует вести работу по формированию толерантности, а также выявить динамику роста уровня развития толерантности.