Принцип единства знания и поведения
Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толерантности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.
· соблюдение взаимосвязи уровней формирования толерантности;
· перевод толерантности из области знания в область действия.
Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении
Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды, модель которой схематично мы изобразим следующим образом: (см.приложение №1)
· опора на позитивный опыт толерантного взаимодействия;
· создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе, в отношениях учителей и учащихся;
· использование демократического стиля педагогического руководства;
· организация диалога и сотрудничества в коллективе;
· организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.
Принцип диалогичности и сотрудничества
Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура.
· актуализация, стимулирование потребности воспитанников к самовоспитанию толерантности;
· организация активных форм и методов воспитания толерантности.
Принцип воспитывающей рефлексии
Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.
· побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности.
2.2. Реализация педагогических условий по формированию толерантности будущих педагогов профессионального образования
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:
I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:
1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
5) формирование умения определять границы толерантности.
II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:
1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;
2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;
3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;
4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.
Существует несколько подходов воспитания толерантности. Рассмотрим несколько из них:
Подходы к воспитанию толерантности:
Личностно-ориентированный:
· признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;
· признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;
· опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера;
· индивидуальный подход
Деятельностный:
· опора на активность, сознательность и самостоятельность;
· ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого человека;
· обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;
· построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей
Этический диалог - то многоплановый диалог, ориентированный на нравственную рефлексию, в процессе которой учащийся получает опосредованно выраженную помощь в самоопределении, осознании своих отношений с окружающим миром, осмыслении себя как личности, как гражданина, как нравственно воспитанного человека.
Так, А.И.Шемшурина в «Этических диалогах со старшеклассниками» приводит примеры занятий, где объясняет понятия сочувствие, любовь и т.д. Беседы основываются лишь на разборе изречений мыслителей, которые вскрывали сущность данных понятий в форме аллегории. На наш взгляд, это полезно, но не так продуктивно. Введение сопряжённых нравственных понятий при разборе понятий в "этических диалогах" дало бы большую эффективность. Например, если мы к понятию сочувствие прибавим сопряжённое нравственное понятие, а именно "понимание чужого горя" и сравним их, то можно увидеть эгоистическую основу сочувствия. И это не абсурд.
Предположим, что человек Y сочувствует человеку X. Чтобы проявить сочувствие, Y ставит себя на место X и в своём воображении проигрывает то, что случилась с X. В сознании Y возникают схожие эмоции, и он, в зависимости от силы и яркости своего воображения, сможет ощутить те переживания и страдания, что и X. Y становится жаль себя в ситуации, в которую попал X, и он сочувствует ему, но, в действительности, он жалеет себя в образе X. "Понимание чужого горя" способствует лучше и глубже проникнуться чужой болью.
Обратим внимание на фрагмент такого диалога:
...-Следовательно получается, что человек родится, чтобы “деять” (творить, делать) доброе в жизни. Деять добро – добродетель. И добродетельным можно назвать человека, в мыслях и поступках которого царит доброе начало. Требуются ли для этого усилия самого человека? Почему и в чём? Подвести к мысли, что толерантность, доброе отношение к людям не требует особых усилий, они встречаются постоянно в повседневной жизни.
Такие диалоги, как показал опыт, позволяют синтезировать имеющиеся и получаемые воспитанниками из всех социальных институтов воспитания знания о человеке, человеческих отношениях в обществе, а также включать суммарные знания, необходимые развивающемуся человеку, об общечеловеческих ценностях, правилах культуры поведения, психологии общения.
В соответствии со спецификой возрастных категорий воспитанников этический диалог доводит до разума подростков не только содержательную сторону этических понятий, но и историю возникновения и развития этической мысли, закономерность отобранных человечеством норм морали. Одновременно этические занятия способствуют естественному проникновению педагога в мир отношений и общения детей конкретного коллектива, что делает их инструментом опосредованного влияния на коллектив и на индивидуальный мир развивающейся личности.
Также, предлагаем обратиться к опыту учащихся.. Предлагается выбрать наиболее свойственный вариант поведения в следующих типичных жизненных ситуациях:
Классный руководитель объявил ребятам, что на ёлку в цирк (или какое-то местное учреждение) удалось достать 18 билетов и сказал: “Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по-другому”.
Ставиться вопрос как поступить и анализируются предложения.
Углубление учащихся в нравственный выбор даёт возможность им соотнести различные варианты поведения с собой и собственным опытом, а анализ своего выбора, его комментарий – задуматься о нравственной ценности мысленно совершённого поступка. И здесь очень важно дать ориентиры для данной оценки, опять же опосредованно подводя их к осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения.
Этот анализ очень важен, так как в процессе активного диалога учащиеся осмысливают, что же считать добрым, и, главное, тонкость и сложность принятия наиболее чуткого и тактичного решения. И здесь в процессе диалога уместно обсудить всегда ли справедливое решение соответствует доброму. Пусть подумают, поспорят. Ведь бросить жребий, например, значит поставить всех в ту одинаковую ситуацию, когда никому не обидно. Но равные условия для всех – это не обязательно доброе решение. Может быть, именно во имя доброты по отношению к кому-то следует отказаться от формальной справедливости, когда всем поровну.
Такой поворот, ведя к развязке сюжета, позволяет углубить диалог, затронуть важные проблемы.
Такие диалоги, как показал опыт, позволяют синтезировать имеющиеся и получаемые воспитанниками из всех социальных институтов воспитания знания о человеке, человеческих отношениях в обществе, а также включать суммарные знания, необходимые развивающемуся человеку, об общечеловеческих ценностях, правилах культуры поведения, психологии общения.
Предлагается также незаконченный рассказ, (см.Приложение №2) в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.