Смекни!
smekni.com

Формирование толерантности у будущих педагогов профессионального образования с помощью этических (стр. 7 из 7)

После предлагалось проанализировать способы поведения других и причины такого выбора.

О нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.

Также, предлагается еще несколько методик на выявление уровня сформированности толерантности. (см. Приложение №3)

Выводы по 2 главе

Определить отношение к людям, проявление сочувствия, сопереживания можно опираясь на некоторые критерии: эмоционально-чувственный, когнитивный, практический.

От уровня сформированности этих показателей зависит уровень сформированности толерантности. Мы выделили несколько уровней сформированности толерантности: высокий, , средний, низкий.

Воспитание толерантных отношений личности рассматривается сегодня как неотъемлемая часть нравственного воспитания человека, сущностной характеристикой которого, является единство целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов. Процесс воспитания толерантных отношений у студентов должен способствовать развитию их эмпатических способностей, коммуникативной установки, способности к адекватному выбору стратегии психологической защиты в общении и строиться с учетом антропологического, аксиологического, личностного и деятельностного подходов.

В этой главе мы рассмотрели несколько принципов формирования толерантности: Общепедагогические: (принцип целенаправленности, учет индивидуальных и половозрастных особенностей, принцип культуросообразности, принципы связи воспитания толерантности с жизнью, принцип уважительного отношения к личности, принцип опоры на положительное в человеке) ., частные (принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности, принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность человека, принцип единства знания и поведения, принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении, принцип диалогичности и сотрудничества, принцип воспитывающей рефлексии).

Заключение

Процесс глобализации, происходящий в современном мире, способствует расширению культурных границ, созданию «единого культурного поля» и влияет на интенсивность межкультурного общения. Расширение межкультурных связей неизбежно приводит к возникновению все новых социальных, политических, конфессиональных, экономических, образовательных и прочих проблем.

В связи с этим на первый план выходят проблемы воспитания толерантности и установок на межкультурное общение. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» активно осуществляется в более чем 30 регионах России, где ученые-педагоги и практики участвуют в апробации новых курсов и общественных проектов по ее реализации.

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Базовые характеристики толерантности как социокультурного феномена исследуются в контексте различных областей научного знания и соответственно специфического определения ее содержания в каждой из них. Положения, касающиеся роли и места толерантности в общественной жизни раскрываются в философских трудах P.P. Валитовой, Д.В. Зиновьева, В.М. Золотухина, В.А.Лекторского, М.Л. Мчедлова, Л.В.Скворцова, В.А. Тишкова, М. Уолцера, В.В. Шалина. Разработкой методических программ формирования у школьников толерантного сознания занимаются А.Г. Асмолов, В.В. Беляева, В.В. Глебкин, И.Ф. Девятова, М.С. Жамкачьян, B.C. Магун, М.М. Ма-гура, Л.А. Наумов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова.

Воспитание толерантных отношений личности рассматривается сегодня как неотъемлемая часть нравственного воспитания человека, сущностной характеристикой которого, является единство целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов. Процесс воспитания толерантных отношений у студентов должен способствовать развитию их эмпатических способностей, коммуникативной установки, способности к адекватному выбору стратегии психологической защиты в общении и строиться с учетом антропологического, аксиологического, личностного и деятельностного подходов.

Несмотря на теоретическую и практическую значимость перечисленных исследований, проблема целенаправленного воспитания толерантности подростков в процессе этических диалогов требует дополнительного изучения. Анализ состояния проблемы в практике обычных российских школ показывает, что этические диалоги сегодня - не данность, а поставленная задача, которую необходимо решать как на уровне учителя (осознание важности специальных усилий по воспитанию терпимости культурных различий, формированию межкультурной компетентности и приобретение необходимых методических умений), так и на уровне образовательного учреждения (координация деятельности по воспитанию толерантности на уровне мегаполиса, региона, страны).

Библиография:

1. Архангельский Л. М. Социально-этические проблемы личности. - М, 1974.

2. Горецкая И.Л. Краткий толковый словарь русского языка. – М.: Рус. язык, 1988.

3. Дубровина И. В., Круглов Б. С., Психологические аспекты формирования ценностных ориентации и интересов учащихся//Ценностные ориентации и интересы школьников. - М, 1983.

4. Емельянова И.Н. Идея духовности: исходные теоретические положения. В кн.: Гуманная педагогика и духовный мир учителя. – Тюмень, 2001.

5. Кадол Ф. В. Нравственное развитие старшеклассников//Открытая школа. 2000. № 1.

6. Кадол Ф. В. Воспитание чести и достоинства//Воспитание школьников. 1998. № 2.

7. Комарова Т. К., Кондратьева С. В. Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности//Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 3.

8. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М, 1984.

9. И. С. Кон. Психология современного подростка. - М, 1987.

10. Круглова Н.В. «Взорванная» толерантность (в сборнике «Религия и нравственность в секулярном мире») М., 2000. С.48.

11. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. - М, 1999.

12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии: М.: Просвещение, 1994. – 576 с.

13. Прохоров А.М. Современный энциклопедический словарь. – 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. -1632 с.: ил.

14. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1993. – 608 с.

15. Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. - М,1981.

16. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М, 1971.

17. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах. – М.: Пед. об-во России, 2000. – 416 с.

18. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1987. – 590 с.

19. Шемшурина А. Этические диалоги со старшеклассниками//Воспитание школьников. 1998. №№ 4, 6.