Г. М. Андреева полагает, что по существу между понятием «социализация» и «воспитание» нет различий . [2] При этом под воспитанием она понимает целенаправленное воздействие на личность всего общества. Но даже и такая трактовка воспитания не дает оснований ставить знак равенства между этими явлениями. Социализация в любом случае шире воспитания. Это во многом стихийный процесс, и не всегда осознаваемый. Понятие «социализация» тесно связана с понятием «адаптация».
Адаптацию можно рассматривать и как составную часть социализации и в качестве ее механизма. Слово «адаптация» означает приспособление. Различают два вида адаптации: психофизиологическую и социально-психологическую. Между ними существует взаимосвязь. Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личности ролью при вхождении в новую социальную ситуацию. По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает разной: позитивной, негативной, по механизму осуществления—добровольной и принудительной. Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий:
а) ознакомление; б) ролевую ориентацию; в) самоутверждение.
Итак, социально-психологическая адаптация—это конкретный процесс социализации.
Сложилась традиция, согласно которой принято выделять структуру социализации: 1) содержание (с этой точки зрения говорят о социализации и асоциализации как приспособлении к негативному опыту); 2) широту социализации, т. е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность. Выделяют также и такие характеристики социализации, как ее механизм, социальные институты, факторы и стадии социализации.
Как правило, прежде всего, рассматривают содержание социализации. Здесь важное значение имеет то, что предлагается личности в качестве социального и культурного «меню», какие картины мира, установки, стереотипы, ценности формируются у индивида в процессе социализации.
При этом большую роль играет локус контроля. Существуют два крайних типа локуса (лат. 1осиs—место) контроля: интернальный и экстернальный (Д. Роттер). В первом случае человек убежден, что его достижения или успехи зависят от личных качеств: компетентности, целеустремленности, интеллектуальных способностей. Во втором случае человек считает, что его успехи или неудачи являются результатом действия внешних сил—помощи или давления окружения и т. п. Локус контроля является особой личностной характеристикой, в зависимости от которой индивиды делятся на тех, кто более чувствителен к внешним воздействиям, и тех, чье поведение определяется внутренней стратегией. Но на формирование картин мира могут влиять защитные механизмы, мифологизация. В результате человек может воспринимать социальное безобразие как нормальное явление и быть вполне адаптированным к нему и наоборот. Поэтому оценивать содержание социализации следует не с позиции приспособленности личности к конкретным условиям (в конце концов, можно к чему угодно привыкнуть), а с точки зрения мировых стандартов, мировой цивилизации, культуры, общечеловеческого качества, образа и стиля жизни.
Содержание социализации—не прямой результат того, что человек видит и слышит. Человек может видеть—одно, слышать—другое, говорить—третье, думать—четвертое. Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой—отношением индивида ко всему этому. Причем эти отношения зависят не только от особенностей самой личности, но и от социальной ситуации, в которой она оказалась: материальных условий или, скажем, соображений, связанных с карьерой. Поэтому человек может только внешне демонстрировать законопослушание, лояльность к политическим и правовым институтам, зная, что в области политики существуют двойные стандарты, а за отклонение от правил игры, предписываемых норм, придется «платить». Иными словами, о содержании социализации нельзя судить только по вербальному поведению.
- Содержание социализации личности проявляется в шаблонах поведения, привычках, формировании, по мнению Т. Шибутани, общих значений, т. е. взглядов.
Наиболее ярко содержание социализации проявляется в особенностях национальной психологии: этностереотипах, эмоциональных оценках. При экспансии определенных культур эти различия стираются. Но видеть в такой унификации только одно благо неверно. Цивилизация выигрывает от культурных различий. Человечество должно освобождаться от варварского образа жизни, приобщаться к цивилизации, но не за счет утраты национальных культур. Современная тенденция—интеграция человечества в различных отношениях. Большую роль в этом играет процесс социализации личности, расширение ее содержания через приобщение к мировым социальным институтам.
Истинный смысл социализации заключается в актуализации «Я», раскрытии потенциалов личности, ее возможностей, креактивной природы.
Однако это возможно только в условиях настоящей демократии. В тоталитарном же государстве все обстоит совершенно иначе.
С точки зрения Э. Фромма, в этих условиях наблюдаются такие способы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция и конформизм. Мазохизм—это стремление к подчинению, отказ от «Я», слитие его с кем-нибудь или чем-нибудь, иначе говоря, это бегство от одиночества, свободы.
Социализация в виде садизма осуществляется путем: 1) постановки других людей в зависимое положение от себя и приобретения над ними неограниченной власти; 2) эксплуатации других; 3) запугивания окружающих.
Деструкция как способ социализации заключается в избавлении человека от чувства собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира. Разрушить мир — это последняя, отчаянная попытка, по Фромму, не дать миру разрушить человека.
Конформизм (от лат. сопfогmis—подобный) в его крайнем выражении означает отказ от собственного «Я» и превращение человека в робота, автомат, подмену подлинной личности псевдоличностью.
В результате жесткой социализации в условиях тоталитарного общества формируется «одномерный» человек или «массовый» человек, человек «организации», «извне — ориентированная личность», «автоматически ориентированная личность», «автоматически конформная личность». Автором данной концепции является Г. Маркузе. Одномерному человеку свойственно: некритическое отношение к действительности, к поведенческим и пропагандистским стереотипам, отсутствие индивидуальности, манипулируемость, консерватизм, искаженное видение мира; сугубо потребительская ориентация, унификация «Я». Кто всесторонне и глубоко анализировал проблему, связанную с содержанием социализации, тот знает, что сегодня ни на уровне функционирования системы массовой коммуникации в масштабах страны, ни на уровне действий педагогического корпуса во всех звеньях системы образования, ни в просветительской деятельности различных общественных организаций и социальных институтов, не просматриваются, и в целом и в частности, глубоко продуманные, последовательно целенаправленные и хорошо скоординированные попытки реализации убеждения, что главный итог социализации: усвоение того, человек—это высшая ценность.
Столь же определенно можно утверждать, что во всех общественно-государственных институтах, призванных формировать объективную картину мира, нет четкой программы, осуществление которой вооружало бы людей действительно системой научных знаний о человеке. Из этого факта следует, что если в структуре отношений личности окажется сформированным гуманистическое по своему характеру доминирующее отношение, то ему будут подчинены и все другие отношения этой личности.
Естественно, реализовать эту цель в теперешней социальной ситуации чрезвычайно трудно, но тем не менее, если мы хотим иметь общество с человеческим лицом, упорно работать над ее осуществлением необходимо,
Личность усваивает социальный опыт посредством
определенных механизмов. Со времен Тарда по этому поводу нет практически разногласий среди социальных психологов, Считалось, что механизм социализации включает в себя такие формы, как: 1) имитацию, подражание; 2) идентификацию; 3) руководство [23] Однако механизм социализации гораздо богаче и разнообразнее. В этой связи следует заметить, что социализация личности осуществляется прежде всего в процессе различных видов общения: массового, группового, межличностного, делового, неформального, влияния средств массовой информации, в целом, культуры [15]. Особую роль в структуре механизма социализации выполняет конформизм. Особенности этого явления были подробно изучены С. Ашем, К. Осгудом и Ф. Крачфильфом, а в отечественной социальной психологии И. С. Коном, А. П. Сопиковым, а также учениками А. В. Петровского и др.
Для обеспечения нужных результатов социализация созданы эффективные приемы массового манипулирования или, иначе говоря, «модификации» поведения людей. К их числу относятся способы массового внушения, гипноза, дезинформации, умолчания, запуска слухов, «промывки» мозгов, «оболванивания», осуществляемые в целях обеспечения лояльности, формирования нормотипической личности, удобной правящему меньшинству. В условиях тоталитаризации социализация обеспечивается, помимо гласной психологической обработки, и с помощью глобальной слежки за людьми» психологического воздействия внушения или страха за отклонение от принятых стандартов, остракизма за инакомыслие, психического насилия, включая психотронное оружие.
При этом следует иметь в виду, что социализация не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как объекта социализации. В связи с этим традиционную точку зрения на механизм социализации следует дополнить. Обращение к теории социального обмена позволяет это сделать. В процессе обменных сделок, определения выгоды складывается вектор, направленность социализации личности, в конечном счете ее самоопределение.