Смекни!
smekni.com

Особенности социализации в подростковом возрасте (стр. 4 из 6)

Открытие своего внутреннего мира — радостное и волнующее событие. Но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведе­нием, актуализируя проблему самоконтроля. «Я в своем представле­нии — это два существа: «внешнее» что ли и «внутреннее»,— пишет десятиклассница.— «Внешнее» (его можно назвать, пожалуй, «оболочкой») обычно является проявлением внутреннего— внутрен­нее диктует свои решения, размышления, доводы. Но иногда «обо­лочка» вступает в жестокое единоборство с «внутренним» существом. К примеру, захочется «оболочке» пококетничать или поступить не как должно, а как хочется, а изнутри ей кричат: «Нет! Нет! Нель­зя!» И как я рада, если «внутренняя» чаша весов перевешивает (к счастью, это происходит гораздо чаще), -- «внутреннему» суще­ству больше доверяю!»

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, не­похожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.

До подросткового возраста отличия ребенка от других привлекают его внимание только в исключительных, конфликтных обстоятельствах. Его «Я» практически сводится к сумме его идентифика­ций с разными значимыми людьми. У подростка и юноши положе­ние меняется. Ориентация одновременно на нескольких значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внут­ренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций активизирует его рефлексию, а также чувство своей особенности, непохожести на других. Сознание своей особен­ности, непохожести на других вызывает характерное для ранней юно­сти чувство одиночества или страха одиночества.

«Странное чувство сейчас преследует меня,— пишет в дневнике восьмиклассница.— Я чувствую одиночество. Раньше я, наверно, была центром общества, а теперь — нет. Но как ни удивительно, меня это не задевает, не обижает. Мне стало нравиться одиночество. Мне хочется, чтобы никто не влезал в мою жизнь, у меня полное равнодушие ко всем, но не к себе. Раньше, когда у меня наступало равнодушие, я думала: зачем жить? Но сейчас я очень хочу жить...» У этой девочки и в школе и дома все благополуч­но, и сама она социально очень активна. Чувство одиночества, о котором она пишет,— нормальное явление, следствие рождения внутренней жизни. Но подобное переживание может быть и драма­тичным. [2].

Представление подростка о себе всегда соотносится с групповым образом «мы»—типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «мы» полностью. Группа ленинград­ских девятиклассников оценивала, насколько определенные мо­рально-психологические качества типичны для среднего юноши девушки их возраста, а затем — для них самих. Образы собствен­ного «я» оказались гораздо тоньше и, если угодно, нежнее группо­вого «мы». Юноши считают себя менее смелыми, менее общитель­ными и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники. Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справед­ливость и верность. Ту же тенденцию Б. Заззо обнаружила у юных Французов.

Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собст­венной уникальности («По-моему, труднее меня нет»,-- написала в «Алый парус» девочка из Оренбургской области) с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чем старше н более развит человек, тем больше находит он различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда — напряженная потребность в психологической интимно­сти, которая была бы одновременно самораскрытием и проникно­вением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести па других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.

Не менее важно для развития самосознания и сознание своей преемственности, устойчивости во времени.

Для ребенка из всех измерений времени самым важным, а то и единственным, является настоящее — «сейчас». Ребенок слабо ощущает течение времени. Детская перспектива в прошлое невели­ка, все значимые переживания ребенка связаны только с его огра­ниченным личным опытом. Будущее также представляется ему только в самом общем виде.

У подростка положение меняется. Прежде всего, с возрастом за­метно ускоряется субъективная скорость течения времени (эта тенденция продолжается и в старших возрастах: пожилые люди, говоря о времени, выбирают обычно метафоры, подчеркивающие его скорость, — бегущий вор, скачущий всадник и т. д., юноши — статические образы: дорога, ведущая в гору, спокойный океан, высокий утес).

Развитие временных представлений тесно связано как с умст­венным развитием, так и с изменением жизненной перспективы ре­бенка. Восприятие времени подростком еще остается дискретным и ограничено непосредственным прошлым и настоящим, а будущее кажется ему почти буквальным продолжением настоящего. В юно­сти временной горизонт расширяется как вглубь, охватывая отда­ленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но и социальные перспективы. Как писал А. С. Макаренко, «чем старше возраст, тем дальше отодвигается обязательная грань ближайшей... перспективы. У юноши 15—16 лет близкая перспекти­ва уже не имеет такого большого значения, как у подростка в 12— 13 лет».

Психологические исследования не только подтверждают эту мысль, но и показывают, что изменение временной перспективы тес­но связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на внутренний самоконтроль и ростом потребности в до­стижении. И то и другое сильно зависит от социальных и культур­ных условий.

Расширение временной перспективы означает также сближение личного и исторического времени. У ребенка эти две категории почти не связаны друг с другом. Историческое время восприни­мается как нечто безличное, объективное; ребенок может знать хро­нологическую последовательность событий и длительность эпох, и, тем не менее, они могут казаться ему одинаково далекими. То, что было 30—40 лет назад, для 12-летнего почти такая же «древность», как и то, что происходило в начале нашей эры. Чтобы подросток действительно осознал и прочувствовал историческое прошлое и свою связь с ним, оно должно стать фактом его личного опыта. Это происходит, например, когда красные следопыты идут по следам героев Великой Отечественной войны или слышат живой рассказ очевидца.

Значение разных проекций времени — прошлого, настоящего и будущего—неодинаково для людей разного возраста. Беззабот­ное детство живет настоящим, для юноши главным измерением времени становится будущее. Дописывая предложенную «Алым парусом» неоконченную фразу «Я в своем представлении...», 16-лет­ние чаще всего говорят о своих потенциях и перспективах. Сего­дняшний день, включая и собственное «я»,—залог будущего, мо­мент становления: «Я в своем представлении...»—как короткая фраза в конце неоконченной повести: «Продолжение следует...» или: «Я — человек, но еще не Человек».

Но как сознание своей единственности и особенности приводит подростка к открытию одиночества, так чувство текучести и необра­тимости времени сталкивает его с проблемой конечности своего существования и понятием смерти, занимающей важное место в юношеских размышлениях и дневниках.[14]


2. 2. Особенности социализации личности в

подростковом возрасте

Для обеспечения нужных результатов социализация созданы эффективные приемы массового манипулирова­ния или, иначе говоря, «модификации» поведения лю­дей. К их числу относятся способы массового внуше­ния, гипноза, дезинформации, умолчания, запуска слу­хов, «промывки» мозгов, «оболванивания», осуществля­емые в целях обеспечения лояльности, формирования нормотипической личности, удобной правящему мень­шинству. В условиях тоталитаризации социализация обеспечивается, помимо гласной психологической обра­ботки, и с помощью глобальной слежки за людьми» психологического воздействия внушения или страха за отклонение от принятых стандартов, остракизма за ина­комыслие, психического насилия, включая психотрон­ное оружие.

При этом следует иметь в виду, что социализация не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как объекта социализации [15, 23]. В связи с этим тра­диционную точку зрения на механизм социализации сле­дует дополнить. Обращение к теории социального об­мена позволяет это сделать.

Важным параметром социализации являются инсти­туты социализации, от которых зависит ее содержание. К числу институтов социализации относят политические, экономические, общественные институты, в том числе — семью, детские дошкольные учреждения, школу, нефор­мальные группы, официальные организации. Эффектив­ность социализации зависит от нравственного, культур­ного, экономического состояния социальных институтов:

семьи, школы и др.

В споре о значении институтов для социализации личности обычно предпочтенье отдают семье. Действи­тельно, по сравнению с влиянием других социальных институтов, семья занимает особое место в социализа­ции личности. Ее ничем нельзя заменить. Судьба детей, воспитывающихся вне семьи, говорит об этом. Как пра­вило, эти люди страдают из-за неадаптированности, нарушенных эмоциональных контактов, групповой иден­тичности.

Сила влияния социальных институтов зависит от их авторитетности (референтности) для личности.

Трудности процесса социализации во многом опре­деляются кризисом системы образования. Отсутствие материальной базы, учебников, духовный вакуум, ни­щенское положение учителей приводят к невежеству, бескультурью, бездуховности учеников и подрывают ос­новы полноценной социализации, порождают комплек­сы и страхи.