Смекни!
smekni.com

Особенности социализации в подростковом возрасте (стр. 5 из 6)

Драматичный характер приобретает процесс социа­лизации в период ломки социальных институтов, аномии (француз, аnоmiе — отсутствие законов), вызывающих конгнитивный диссонанс.

Помимо понятия социальных институтов социализации, следует выделять факторы, ее определяющие. Сме­шивать их не следует, несмотря на то, что в литературе они употребляются как синонимы. К числу факторов, создающих трудности в области социализации, можно отнести состояние экономики, т. е. качество жизни, эко­логическую обстановку, возникновение экстремальных ситуаций (вооруженных конфликтов, стихийных природных бедствий, крупных аварий) и т. п. Подробно об этом говорится в следующем параграфе. Но так быва­ет не всегда.

Личность не может сразу с момента рождения усвоить весь социальный опыт. Социализация — процесс дли­тельный, протяженный во времени и пространстве, да­же постоянный. Социализация детей отличается от со­циализации взрослых, и тем более — пожилых. При этом она имеет индивидуальный аспект и связана с определенными циклами в области физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, позна­вательного и социального развития личности. Стади­альность социализации объясняется соотношением развития, человека и спецификой социальной ситуации, в которой он оказывается в разные периоды жизни.

Существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Социологический — акцентирует внима­ние на процессе усвоения человеком репёртуаров соци­альных ролей, завоевания положения в той или иной общности, ценностей, норм, культуры.

Примером данно­го подхода c точки зрения профессора Г. М. Ан­дреевой [2], которая расчленила социализацию на три ста­дии, является: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Такие стадии, конечно, выделять можно, но данный подход од­носторонен или, точнее, однолинеен.

Психоаналитический — противоположен социологиче­скому подходу. С позиции данного подхода стадии социализации увязываются с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов чело­века. 3. Фрейд—основатель психоанализа выделил три компонента человеческой психики — «Ид» («Оно»), «ЭГО» («Я») и «СуперЭГО» («Сверх-Я»). Содержа­ние «Оно» составляет либидо, т. е. позитивные любов­ные, сексуальные импульсы, и танатос, т; е. деструктив­ные, разрушительные импульсы. «Я» —сознательное на­чало. Наконец, «Сверх-Я» возникает на основе «Я» и воплощает в себе интериоризованные (от лат. тре­ног—внутренний) индивидом «родительские образы» моральные запреты. Это, так сказать, моральная цензура.

«Я» и «Оно» находятся в постоянном конфликте. Их отношения можно сравнить с неестественным отноше­нием между всадником и лошадью: не всадник управ­ляет лошадью, а лошадь управляет всадником. Поэто­му всадник всячески вынужден сдерживать и направлять лошадь, иначе он может погибнуть. Вместе с тем «Я» подвергается нажиму со стороны «Сверх-Я», морального сознания, совести. Нарушение требований «Сверх-Я» вызывает у человека чувство вины. Этот конфликт, по мнению Фрейда [7], является, неразрешимым, и в нем лежит ключ ко всем проблемам личности и общества.

Влияние бессознательного на процесс социализации личности трудно переоценить. Отрицать это бессмыслен­но. Тем не менее, более реальным подходом к рассмот­рению стадий социализации является компромиссный, учитывающий как социологические, так и психоанали­тические взгляды на этот счет. В связи с этим можно выделить: первичную; маргинальную; устойчивую соци­ализацию, а также стадию, связанную с необходимостью адаптироваться к новой ситуации; например, в связи с выходом человека на пенсию и некоторыми другими обстоятельствами.

Маргинальная (промежуточная или псевдоустойчи­вая) социализация—социализация подростка. Подрост­ковый возраст являет собой ступень полового созре­вания и продолжается до того момента, когда человек становится взрослым. Это переходный возраст от дет­скости к взрослости, связанный главным образом с са­моутверждением личности, групповой идентичностью.

Устойчивая социализация совпадает с овладением определенным статусом и выполнением широкого спект­ра социальных и межличностных ролей. Данная стадия связана со стабильным положением человека в обще­стве или в какой-либо общности. Она свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности.

Последняя стадия социализации сопряжена с утра­той статуса, ряда ролей после выхода человека на пен­сию. В это время человек дезадаптируется и, как пра­вило, тяжело переживает положение, в котором оказал­ся. Тяжелые переживания вызываются нередко утра­той близких, смысла жизни, необратимыми процессами старения организма, чувством одиночества и ненужно­сти. Но эти переживания во многом компенсируются за счет любви к внукам, которая придает жизни смысл, создает ощущение полезности, повторения жизни.

Социализацию можно рассматривать как типичный, так и единичный процесс. Типичность определяется со­циальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных различий.

Социализация как «типичный» процесс означает похожесть ее протекания для представителей типичных социальных групп или возрастных—одинаковых рели­гий, культуры, одних и тех же положений. Не зря Л. Н. Толстой писал, что все счастливые семьи похожи друг на друга. Социализация безработного типична для безработных, но отличается от социализации преуспе­вающего бизнесмена. То же самое можно сказать о бро­дягах, бездомных, хронически больных, инвалидах. Здесь уместно вспомнить рассказ А. Чехова «Толстый и тонкий». Совершенно по-особому, но все равно типич­но проходит социализация эмигрантов, связанная с вы­нужденной необходимостью адаптироваться к чужой языковой среде, культуре. Своеобразна социализация национальных меньшинств, маргиналов. Социализация как «единичный» процесс возникает за счет его инди­видуальной окраски: способностей, внешних данных, степени конформности, коммуникабельности личности, индивидуального уровня идентичности, т. е. стремления к развитию своих способностей, осознания своего жиз­ненного пути как уникального и др.

Человек может внешне демонстрировать свою социализированность. В связи с этим встает вопрос о внеш­них и внутренних критериях этого процесса.

Критериями социализированности личности явля­ются: 1) содержание сформированных установок, сте­реотипов, ценностей, картин мира человека; 2) адаптированность личности, ее нормотипическое поведение, образ жизни; 3) социальная идентичность (групповая и общечеловеческая).

Однако главным критерием социализированности личности выступает не степень ее приспособленчества, конформизма, а степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности. Главная цель социализации личности не в ее унификации, превращении в послуш­ный «винтик» и «болтик», а в удовлетворении потреб­ности в самореализации (А. Маслоу) и в развитии спо­собности для успешного осуществления этой цели.[20] "В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личност­ный рост и не на достижение единственной в своем ро­де индивидуальности, а на унификацию, стратифика­цию, нивелировку «Я».

Заключение

Итак, несмотря на то, что в юности самооценка должна быть адекватна в большинстве случаев, нельзя забывать и о том, что неадекватная самооценка встречается. Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «Я» («Кто я? Какой я? Каковы мои способности? За что я могу себя уважать?»), а с другой стороны - осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал? Кто мои друзья и враги? Кем я хочу стать? Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стал лучше?»). Первые обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементов социально-нравственного самоопределения. Этот самоанализ часто иллюзорен, как во многом иллюзорны юношеские жизненные планы. Но сама потребность в самоанализе – необходимый признак развитой личности и целенаправленного самовоспитания. В обыденном сознании нередко отождествляются такие понятия, как «человек», «индивид», «личность».

Поскольку социологию человек интересует, прежде всего, как продукт общества, а не как продукт природы, то для неё важнейшее значение имеет категория «личность». Чем выше уровень образования родителей, тем большая ве­роятность, что их дети собираются продолжать учебу после школы и что эти планы будут реализованы. Следует отметить, что уровень реализации жизненных планов юношами значительно выше, чем девушками. Объясняется ли это большим реализмом юношей, или их большей настойчивостью, или просто тем, что при прочих рав­ных условиях многие вузы, исходя из специфики, предпочитают на­бирать мужчин,— вопрос до сих пор остается открытым.


Литература

1. Абрамова Г. С. возрастная психология М – 2000г. – 624с.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1988. — С. 337

3. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968.

4. «Возрастная психология и педагогика»,