Драматичный характер приобретает процесс социализации в период ломки социальных институтов, аномии (француз, аnоmiе — отсутствие законов), вызывающих конгнитивный диссонанс.
Помимо понятия социальных институтов социализации, следует выделять факторы, ее определяющие. Смешивать их не следует, несмотря на то, что в литературе они употребляются как синонимы. К числу факторов, создающих трудности в области социализации, можно отнести состояние экономики, т. е. качество жизни, экологическую обстановку, возникновение экстремальных ситуаций (вооруженных конфликтов, стихийных природных бедствий, крупных аварий) и т. п. Подробно об этом говорится в следующем параграфе. Но так бывает не всегда.
Личность не может сразу с момента рождения усвоить весь социальный опыт. Социализация — процесс длительный, протяженный во времени и пространстве, даже постоянный. Социализация детей отличается от социализации взрослых, и тем более — пожилых. При этом она имеет индивидуальный аспект и связана с определенными циклами в области физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности. Стадиальность социализации объясняется соотношением развития, человека и спецификой социальной ситуации, в которой он оказывается в разные периоды жизни.
Существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Социологический — акцентирует внимание на процессе усвоения человеком репёртуаров социальных ролей, завоевания положения в той или иной общности, ценностей, норм, культуры.
Примером данного подхода c точки зрения профессора Г. М. Андреевой [2], которая расчленила социализацию на три стадии, является: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Такие стадии, конечно, выделять можно, но данный подход односторонен или, точнее, однолинеен.
Психоаналитический — противоположен социологическому подходу. С позиции данного подхода стадии социализации увязываются с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека. 3. Фрейд—основатель психоанализа выделил три компонента человеческой психики — «Ид» («Оно»), «ЭГО» («Я») и «СуперЭГО» («Сверх-Я»). Содержание «Оно» составляет либидо, т. е. позитивные любовные, сексуальные импульсы, и танатос, т; е. деструктивные, разрушительные импульсы. «Я» —сознательное начало. Наконец, «Сверх-Я» возникает на основе «Я» и воплощает в себе интериоризованные (от лат. треног—внутренний) индивидом «родительские образы» моральные запреты. Это, так сказать, моральная цензура.
«Я» и «Оно» находятся в постоянном конфликте. Их отношения можно сравнить с неестественным отношением между всадником и лошадью: не всадник управляет лошадью, а лошадь управляет всадником. Поэтому всадник всячески вынужден сдерживать и направлять лошадь, иначе он может погибнуть. Вместе с тем «Я» подвергается нажиму со стороны «Сверх-Я», морального сознания, совести. Нарушение требований «Сверх-Я» вызывает у человека чувство вины. Этот конфликт, по мнению Фрейда [7], является, неразрешимым, и в нем лежит ключ ко всем проблемам личности и общества.
Влияние бессознательного на процесс социализации личности трудно переоценить. Отрицать это бессмысленно. Тем не менее, более реальным подходом к рассмотрению стадий социализации является компромиссный, учитывающий как социологические, так и психоаналитические взгляды на этот счет. В связи с этим можно выделить: первичную; маргинальную; устойчивую социализацию, а также стадию, связанную с необходимостью адаптироваться к новой ситуации; например, в связи с выходом человека на пенсию и некоторыми другими обстоятельствами.
Маргинальная (промежуточная или псевдоустойчивая) социализация—социализация подростка. Подростковый возраст являет собой ступень полового созревания и продолжается до того момента, когда человек становится взрослым. Это переходный возраст от детскости к взрослости, связанный главным образом с самоутверждением личности, групповой идентичностью.
Устойчивая социализация совпадает с овладением определенным статусом и выполнением широкого спектра социальных и межличностных ролей. Данная стадия связана со стабильным положением человека в обществе или в какой-либо общности. Она свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности.
Последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей после выхода человека на пенсию. В это время человек дезадаптируется и, как правило, тяжело переживает положение, в котором оказался. Тяжелые переживания вызываются нередко утратой близких, смысла жизни, необратимыми процессами старения организма, чувством одиночества и ненужности. Но эти переживания во многом компенсируются за счет любви к внукам, которая придает жизни смысл, создает ощущение полезности, повторения жизни.
Социализацию можно рассматривать как типичный, так и единичный процесс. Типичность определяется социальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных различий.
Социализация как «типичный» процесс означает похожесть ее протекания для представителей типичных социальных групп или возрастных—одинаковых религий, культуры, одних и тех же положений. Не зря Л. Н. Толстой писал, что все счастливые семьи похожи друг на друга. Социализация безработного типична для безработных, но отличается от социализации преуспевающего бизнесмена. То же самое можно сказать о бродягах, бездомных, хронически больных, инвалидах. Здесь уместно вспомнить рассказ А. Чехова «Толстый и тонкий». Совершенно по-особому, но все равно типично проходит социализация эмигрантов, связанная с вынужденной необходимостью адаптироваться к чужой языковой среде, культуре. Своеобразна социализация национальных меньшинств, маргиналов. Социализация как «единичный» процесс возникает за счет его индивидуальной окраски: способностей, внешних данных, степени конформности, коммуникабельности личности, индивидуального уровня идентичности, т. е. стремления к развитию своих способностей, осознания своего жизненного пути как уникального и др.
Человек может внешне демонстрировать свою социализированность. В связи с этим встает вопрос о внешних и внутренних критериях этого процесса.
Критериями социализированности личности являются: 1) содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира человека; 2) адаптированность личности, ее нормотипическое поведение, образ жизни; 3) социальная идентичность (групповая и общечеловеческая).
Однако главным критерием социализированности личности выступает не степень ее приспособленчества, конформизма, а степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности. Главная цель социализации личности не в ее унификации, превращении в послушный «винтик» и «болтик», а в удовлетворении потребности в самореализации (А. Маслоу) и в развитии способности для успешного осуществления этой цели.[20] "В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост и не на достижение единственной в своем роде индивидуальности, а на унификацию, стратификацию, нивелировку «Я».
Заключение
Итак, несмотря на то, что в юности самооценка должна быть адекватна в большинстве случаев, нельзя забывать и о том, что неадекватная самооценка встречается. Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «Я» («Кто я? Какой я? Каковы мои способности? За что я могу себя уважать?»), а с другой стороны - осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал? Кто мои друзья и враги? Кем я хочу стать? Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стал лучше?»). Первые обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементов социально-нравственного самоопределения. Этот самоанализ часто иллюзорен, как во многом иллюзорны юношеские жизненные планы. Но сама потребность в самоанализе – необходимый признак развитой личности и целенаправленного самовоспитания. В обыденном сознании нередко отождествляются такие понятия, как «человек», «индивид», «личность».
Поскольку социологию человек интересует, прежде всего, как продукт общества, а не как продукт природы, то для неё важнейшее значение имеет категория «личность». Чем выше уровень образования родителей, тем большая вероятность, что их дети собираются продолжать учебу после школы и что эти планы будут реализованы. Следует отметить, что уровень реализации жизненных планов юношами значительно выше, чем девушками. Объясняется ли это большим реализмом юношей, или их большей настойчивостью, или просто тем, что при прочих равных условиях многие вузы, исходя из специфики, предпочитают набирать мужчин,— вопрос до сих пор остается открытым.
Литература
1. Абрамова Г. С. возрастная психология М – 2000г. – 624с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1988. — С. 337
3. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968.
4. «Возрастная психология и педагогика»,