Смекни!
smekni.com

Развитие творческой активности и художественных способностей младших школьников на уроках иллюст (стр. 2 из 7)

1.2 Изобразительное искусство и младший школьник

Любопытно отметить, что школьные методисты про­стодушно рассказывали о своих наблюдениях за млад­шими школьниками, которые, получив задание нарисо­вать с натуры кувшин, могли не обратить внимания на то, что учитель вынес кувшин из класса, и продолжали рисовать, думая о чем-то своем, не слишком заботясь о внешнем сходстве с натурой.

Не только педагоги, но и родители, если они внима­тельно относятся к процессу творчества младших школь­ников, убеждаются, что детей в этом возрасте гораздо больше интересует изображение действий, событий, чем рисование с натуры статичных постановок.

Специалисты в области художественного воспитания детей объясняют эти особенности младших школьни­ков «двигательной» установкой психики (А. В. Бакушинский), «действенным» отношением к действительности (Б. П. Юсов). В подростковом возрасте на смену «дви­гательной» придет «зрительная» установка психики (А. В. Бакушинский), наступит период «предметной от­несенности» изобразительной деятельности (Б. П. Юсов).

К сожалению, эти важнейшие психофизиологические особенности развития младших школьников и подростков не принимались во внимание при разработке старых про­грамм по рисованию. В определенном кругу методистов считается чуть ли не аксиомой, что задача обучения ри­сованию состоит в усвоении школьниками определенного набора правил изображения, а творческое развитие рав­носильно отказу от обучения. Причем выделяемый в та­ких случаях набор правил скорее можно отнести к «тех­ническому рисованию», чем к искусству.

Между тем особенности художественного языка опре­деляются спецификой искусства, о чем известный ученый П. В. Симонов говорит так: «Самое главное в моделях науки — это информация о том, что собой представляет моделируемое явление. Самое главное в моделях искус­ства — это информация о том, чем является моделируе­мое явление для нас. Искусство воплощает отношение че­ловека к воспроизводимым явлениям, но категория отно­шения возможна только в координатах желательного или нежелательного. Вне этих координат психологический факт отношения невозможен, его просто-напросто нет».

Для дошкольников и младших школьников очень ха­рактерно активное отношение к изображаемым событи­ям. Можно наблюдать даже, как некоторые ребята, ри­суя, «озвучивают» изображаемые действия. Увлеченность младших учащихся содержанием своих рисунков, актив­ное проявление личного отношения к изображаемым пер­сонажам — все это усиливает выразительность детских ра­бот. Не случайно многие художники обращаются к детскому творчеству как к неиссякаемому источнику искренности, непосредственности, художественной выразительности.

Главный признак искусства — художественный образ. Именно в нем таинственным образом соединяются «портрет» самой жизни и «портрет» художника-творца. Образ­ность рисунков дошкольников и младших школьников от­мечали не только художники. Лев Толстой, Януш Корчак, Василий Сухомлинский и многие другие обращали внима­ние на особую образность детского творчества вообще и рисунков в частности.

Именно в младшем школьном возрасте происходит первое знакомство детей с любимыми сказками, со сказками, которые запомнятся им на всю жизнь, со сказками, которые они будут рассказывать своим детям. В возрасте 6-8 лет ребёнок ещё не так много значения уделяет самому содержанию сказки, для него важнее образы, вызванные сказкой. Часто младший школьник воспринимает текстовую часть сказки именно через иллюстрации, которые помогают закрепить содержание сказки.

Социологические исследования показывают: чем более в раннем возрасте формируется интерес ребят к изобра­зительному искусству, тем более стойким он оказывается на протяжении всей жизни человека. Поэтому так важно именно в школе сформировать у младших школьников увлеченное отношение к миру изобразительного искусства. Тогда возрастет и число детей, посещающих в свободное время изостудии и художественные школы.

Эриксоновская модель развития представляет зрелость как серию из 8 стадий, включающих кризисы развития, которые должны быть успешно разрешены.

Стадия 4 - трудолюбие – неполноценность – длится с 6 до 11 лет, она как раз затрагивает возрастную категорию младших школьников.

Если ребенка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, "умелости", уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству.

Если же родители или учителя видят в трудовой деятельности ребенка одно баловство и помеху для "серьезных занятий", есть опасность выработки у него чувства неполноценности и неадекватности.

2. Распределение материала по годам обучения в начальной школе (темы):

1 класс - "Искусство видеть" (учимся изображать видимое);

2 класс - "Ты и искусство" (учимся видеть и понимать изображенное, украшенное и построенное);

3 класс - "Искусство вокруг тебя" (учимся видеть искусство в окружающей жизни);

4 класс - "Каждый народ - художник" (учимся видеть богатство, разнообразие красоты).

Задачей 1 класса является связь ребенка с окружающей жизнью через формирование к ней художественного интереса. Здесь начинается закладывание основной развиваемой искусством способности: видеть жизнь, с интересом в нее всматриваться. Эта линия должна стать фундаментом развития всех других линий в последующих классах. Далее развитие представлений строиться от личных эмоциональных связей каждого человека с искусством (2 класс) и через осознание повседневной с ним связи (3 класс) к открытию - через искусство - красоты, разнообразия и богатства художественной жизни разных народов Земли и единства их основных эстетических представлений о красоте и безобразии человеческого поступка, отношения человека к человеку, т. е. о красоте или безобразии духовного мира человека (4 класс).

3 класс

Необходимо сделать одно замечание о технике работы красками, принятой в программе начальной школы. Обыкновенно работа красками строится от контурного рисунка карандашом и закрашивания плоскости внутри контура. Так изображается и флажок, и человек, и дерево. По-мнению Б.Неменского и его соавторов, этот метод мало способствует художественному развитию. Край пятна - это и есть контур изображения, поэтому и линия и пятно наносятся кистью. Кисть дает богатые возможности. У нее есть плоскость, есть тонкий край, или уголок, ею можно закрашивать плоскость разными приемами и можно проводить тонкие линии. Основным живописным материалом становится гуашь. Гуашью можно работать на любой бумаге, можно работать щетинной кистью, можно перекрывать, а значит и исправлять то, что не получилось. Работа гуашью не требует столь длительного времени, чтобы появился зримый результат, а это важно в воспитательных целях.

3. Деятельность педагога

3.1Задачи педагога

Профессиональная пригодность к педагогичес­кой деятельности — это, прежде всего желание к постижению ее мудростей, это готовность к постоянному совершен­ствованию этой деятельности.

Одна из важнейших задач обучения рисованию в школе состоит в обеспечении всестороннего и гармонического развития подрастающего поколения.

Основными направлениями учителя общеобразовательной и профессиональной школы является развитие личности ребенка. Педагогические коллективы направляют свою деятельность на улучшение учебно-воспитательного процесса, совершенствуя формы и методы проведения уроков, трудового, морального и эстетического воспитания школьников, их профессиональной ориентации.

В воспитании личности учащегося значительная роль отводится духовному достоянию нашего общества, в частности искусству. Эстетика и педагогика предполагают использование всех видов искусства, в том числе изобразительного и декоративно-прикладного, для формирования духовного мира школьников.

В учебно-воспитательном процессе уроки изобразительного искусства занимают важное место как активное средство развития художественной культуры учащихся.

Во время подготовки и проведения уроков изобразительного искусства в начальных классах школы учитель должен помнить, что ему предстоит решать комплекс задач: учебные, воспитательные, художественно-образовательные и т. д. Вместе с тем своеобразие предмета рисования обязывает учителя не только вооружать учеников элементарными знаниями основ изобразительной грамоты, но и пробуждать у ребенка желание творчески мыслить, давать ему возможность проявлять самостоятельность.

3.2 Методы развития творческих способностей у детей

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.

В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам: