Смекни!
smekni.com

Развитие творческой активности и художественных способностей младших школьников на уроках иллюст (стр. 5 из 7)

5.2 Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений об изобразительных средствах иллюстрации.

Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.

Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается прежде всего в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.

Занимаясь с детьми, важно прежде всего привлечь их внимание к картине. Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, – о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер.

Очень важно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.

Рассказ учителя по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей, создать определенное настроение. Когда это возможно, учитель использует художественную литературу (читает строки стихотворения, отрывок из сказки, рассказа).

Учитель подводит детей к умению сравнивать одну картину с другой. Старшие дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу. Например, показав детям картины И. Левитана "Март" и А. Саврасова "Грачи прилетели", воспитатель спрашивает, где, по их мнению, изображена ранняя и где поздняя весна. "Здесь грачи уже вьют гнезда, – говорит один мальчик, показывая на картину А. Саврасова, – а здесь, – показывает на картину "Март", – еще ни одной птички не видно, и тут снегу много, а там он весь потемнел, тает, на крышах снега совсем нет".

Вопрос учителя "На какой картине изображен солнечный день?" – направляет внимание детей на колорит картины – сочетание красок, характерное для весеннего дня. Затем педагог просит детей рассказать о цветовых сочетаниях, передающих пасмурный день в картине "Грачи прилетели"

Беседа может начаться с рассказа самого учителя о картине. Затем путем вопросов он привлекает и детей к активному выражению своих впечатлений. В других случаях, когда у детей развито умение рассматривать картины и воспитан интерес к ним, беседа прямо начинается с вопросов к детям. Проведя беседу по картине, воспитатель в заключение высказывает свое суждение о ней в понятной и интересной для детей форме, обобщая их высказывания.

Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом.

Так, например, при анализе образа героя ("Дядя Степа", С. Михалков) учитель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное.

В результате таких занятий у детей развивается интерес к рассматриванию картин. Они начинают замечать картины вне детского сада, рассказывают об их содержании воспитателю

Итак, используются следующие формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством: Рассматривание отдельных произведений или специально подобранных серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Для занятия обычно подбираются произведения одного какого-либо вида искусства – или репродукции картин, или скульптура, или произведения декоративно-прикладного искусства.

Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений.

Устраиваются выставки художественных произведений на ту или иную тему или из произведений какого-либо вида искусства: эстампы, иллюстрации, скульптура и пр.

Учитель внимательно выслушивает рассказы детей о виденном. Прежде всего педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.

II. Практическая часть

1. План-конспект урока по изобразительному искусству

Тип урока: урок-беседа.

Вид занятий: Иллюстрирование сказки в 3 классе.

Тема урока: сказка С.Маршака «Двенадцать месяцев»

Цель урока: Развитие воображения и умения формировать зрительные образы при чтении. Воспитание чувств, эмоциональной отзывчивости. Познакомить с такими изобразительными материалами, как бумага, акварельные краски, цветные карандаши или мелки. Познакомиться с общим уровнем подготовки класса к изобразительной деятельности.

Задача урока: На основе эмоционально-эстетического восприятия сказки «Двенадцать месяцев» нарисовать самостоятельно каждый понравившегося героя, выделив присущие ему качества, подобрав соответственную цветовую гамму.

Оборудование урока: текст сказки, репродукции картин:

В. Васнецов «Снегурочка», М. Врубель «Снегурочка», репродукции И. Билибина, Е. Поленовой, Ю. Васнецова.

Музыкальный ряд: музыка из мультфильма «12 месяцев»(1956)

Оборудование для уч-ся: Альбом, цветные карандаши, акварельные краски, кисточки, стакан с водой, цветные мелки.

Оформление классной доски: С правой и с левой стороны – репродукции картин художников. Середина остается чистой, чтобы в конце урока из лучших работ учащихся сложить общую «Сказочную полянку»

План урока:

1. Организационная часть. – 2-3 мин.

2. Введение в тему занятия. – 10 мин.

3. Восприятие произведений искусства 5 мин. И обращение к окружающей реальности.

4. Созидательная творческая практическая деятельность учеников по теме урока.

5. Обобщение и обсуждение итогов урока.

6. Уборка рабочего места. – 2 мин.

Ход урока:

Для урока ученики готовят необходимые материалы: альбом, акварель, стаканы с водой, цветные карандаши (удобнее поставить в красивую баночку или стакан.

Учитель: Ребята, а сейчас начинается волшебный урок Красоты!

Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как иллюстрируют книги.

Художник, который работает над книгой, называется художником-иллюстратором!

(Учитель пишет это слово на доске).

- А представьте себе, если бы книга не имела иллюстраций? Вся она сплошной текст, глазу не на чем задержаться.

Ребята вовлечены в активный разговор. Вспоминают себя, когда они были совсем маленькими. Каждый из них испытал волшебное воздействие иллюстраций, только об этом никогда ни задумывался.

- Рисунки в книге помогают глубже понять содержание произведения, лучше представить образ и характер героев книги.

Конечно же, все дети знают и любят волшебные сказки и их героев. Посмотрите на доску, на ней вы увидите иллюстрации к уже известным вам сказкам. А кто знает, к каким сказкам эти иллюстрации?

Дети отвечают. Рассматриваем героев иллюстраций, обращая внимание на характер сказочных персонажей.

Прежде чем появляется готовая иллюстрация, художник много работает над её выразительностью. А что значит выразительность? Это значит, нарисовать так, чтобы с первого взгляда было понятно, кто изображён на иллюстрации, чем он занят и какой у него характер и настроение. Сначала художники зарисовывают реальных людей, животных, а потом уже переделывают их так, как того требует сказка. То есть одевают в соответствующие костюмы и изображают вокруг такие предметы, которые описаны в сказке.

Виктор Васнецов работал над "Богатырями» около двадцати лет.

Картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.

Илья Муромец на чёрном коне – центральная фигура. Степенно, неторопливо всматривается он вдаль из-под руки. В тёмных глазах – твёрдость, уверенность. Доброе лицо сурово.