Смекни!
smekni.com

Развитие творческой активности и художественных способностей младших школьников на уроках иллюст (стр. 6 из 7)

Добрыня Никитич – степенен и твёрд. Зря меч из ножен не выхватит. Лицо строгое, благородное. Чтобы изобразить Добрыню, художник не раз рисовал портреты родственников.

Алёша Попович моложе своих товарищей. Глаза мечтательные и лукавые. Он и поэт, и гусляр.

Словарь. Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. (Толковый словарь Даля, Большая советская энциклопедия)

Богатыри (от др. -тюрк. багатур – храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. В древнерусском языке слову “Б. ” соответствовали “храбр”, “храбор”, “удалец”.

- Как вы думаете, ребята, какое настроение у Снегурочки?

-(Задумчивое, печальное).

- Как вы определили, что Снегурочка печальная, грустная?

(Голова и руки опущены, цвета сдержанные, приглушенные).

Художник тщательно подбирает нужные жесты, мимику и цвета для убедительной передачи характера или настроения своих персонажей, сегодня мы будем уделять этому особое внимание. Разные художники по-разному изображают одних и тех же персонажей. Давайте сравним разные изображения Снегурочки, которые находятся у нас на доске. Какое вам больше понравились? Почему?

Как бы вы нарисовали Снегурочку?

Дети отвечают.

- Ребята, а какие сказки любите вы?

Дети называют свои любимые сказки.

- А какие герои из этих сказок вам запомнились и почему? Какими они были по характеру? Какими их можно было бы изобразить?

Дети отвечают.

- А есть ли у вас такие книги, которые вы любите из-за их картинок?

Недавно на уроке русской литературы вы читали сказку Самуила Яковлевича Маршака «12 месяцев». Понравилась вам сказка?

- Да!

- А о чём она?

Дети отвечают.

- А какие моменты больше понравились? Учитель помогает воспроизвести в памяти сцены из сказки, зачитывает фрагменты.

- Кто бы смог нарисовать понравившихся героев и какими бы их изобразил?

. Происходит устное изложение своей фантазии, как бы они хотели это изобразить на бумаге.

Дети строят логические цепочки: действие сказки зимой – значит, одежда зимняя, очень холодно – снег, лес – заснеженные деревья, вороны, изба – тепло; лес – будем использовать цвета, которые напоминают нам о холоде, цвета льда, воды, снега; действие в избе или во дворце – цвета, связанные с огнём.

Порядок выполнения:

Выбор сюжета литературного произведения.

Обдумывание композиций иллюстраций (эпоху, быт, костюмы).

Выполнение эскиза иллюстраций.

Создание линейной композиции иллюстрации.

Выполняются композиционные поиски на маленьких форматах, составляются эскизы. Наиболее удачный вариант эскиза переносится на формат А3. С учениками разбираются характеры, образы сказочных персонажей, цветовое и колористическое решение будущей композиции.

- Хорошо, пусть каждый того героя или эпизод сказки, который больше понравился, а в конце урока мы из ваших рисунков составим

большую Выставку книжных иллюстраторов.

У вас в руках карандаши, акварельные краски,

мелки. Вы уже знаете, как ими пользоваться?

- Да!

Вопросы:

– С чего надо начинить рисунок?

– С прокладки основного тона.

– А что значит основной тон?

– Это тон неба, леса, земли, воды.

– Чем завершите свою работу?

– Работай над деталями рисунка.

- Тогда – за дело! А я буду ждать ваших рисунков, а если кому нужна будет помощь, я готова вам помочь (включается музыкальный фон). Дети начинают самостоятельно рисовать в альбомах.

Во время работы - нужно следить за тем, чтобы никто не мешал другому рисовать. Если замечаю, что кто-то рисует слишком мелкое изображение, беру его альбом, подношу к доске на расстоянии, обращаю внимание детей на то, что мелкое издали не видно. Если кто-то затрудняется начать рисунок, помогаю сделать первое пятно, в котором ребенок начинает «видеть» композицию. Поощряю тех, кто работает смело, «сочно», аккуратно.

По мере завершения самостоятельной работы, ребята по очереди подносят и прикрепляют свои рисунки на подготовленное на доске место (в центре).

За 7-10 мин. до конца урока можно начинать обобщение и обсуждение итогов работы на уроке.

Учитель: Итак, дети, давайте посмотрим, кто изображён на рисунках. Как вы догадались, что это именно тот герой?

А какой рисунки самые удачные?

Выслушиваю мнения детей, подхожу и указываю на самые удачные рисунок.

Очень выразительные рисунки:

яркие, необычные, сказочные. И вот этот, другой рисунок тоже

удачный; здесь я сразу узнала принцессу. Нарисовано очень похоже.

А вот глядя на эти рисунки, сразу не скажешь, кто на них изображён. А почему? Как надо было сделать?

Дети рассуждают.

Динамическая пауза

Мы сейчас все встанем дружно,

Отдохнуть немножко нужно.

Чтобы отдых пальцам дать,

Надо ими помахать.

Чтобы не устали ноги,

Мы попрыгаем немного.

Итак, побывали мы сегодня творцами красоты?

- Да.

- Вам понравилось это занятие?

- Да.

- Тогда вам домашнее задание. Дома спросить маму и папу, какие были их любимые сказки в детстве, и нарисовать одного из героев этих сказок.

А теперь – убрали все принадлежности в сумку. Звонок. Урок окончен.

За первые рисунки оценки не ставятся, а поощрение выражается в том,

что рисунки оставляются в классе на периодичной выставке.

2. Некоторые критерии оценки творчества детей

2.1. Место детского рисунка (возраст от 2 до 11 лет) в изобразительном искусстве.

- Так называемым «детским рисунком» более всего восхищаются профессиональные художники. Это происходит от того, что художник, пройдя тяжкий путь к созданию своей картины, может лучше других оценить степень свободы мысли и чувств, раскрепощенность руки и цветового решения, рожденного в ребенке спонтанно, но так прекрасно сгармонированного. Именно это притягивает профессионала к творчеству детей.

- Данный вид изобразительной деятельности детей принято называть «детский рисунок», что не корректно, так как в это понятие включают и детскую живопись, и детскую композицию. Уместнее употреблять другое название – «детская картина», а многочисленные выставки и конкурсы называть точнее: выставка (конкурс) детской картины или выставка (конкурс) детского рисунка.

- Детская картинная галерея предлагает считать детскую картину произведением изобразительного искусства, поскольку нет необходимости дискриминировать человека за его возраст. Принимаем же мы инфантилизм взрослого художника-примитивиста как изобразительное искусство.

-

2.2. Оценка детской картины (возраст от 2 до 11 лет).

Критерии оценки:

- Картина скомпонована так, что взгляд зрителя не уходит с нее, но возвращается к главному в ней;

- Массы изображаемого сгармонированы и взяты по величине такими, что работа не смотрится фрагментом, этюдом;

- Цветовые пятна завязаны друг с другом, привлекают внимание и создают гармонию внутри зрителя;

- Декоративность или колорит живописной картины едины и не путаются по стилю;

- Присутствует самобытность, своеобразие автора;

- Ребенок не подражает мультфильму или иному стилю, навязанному взрослыми, но возможна спонтанная вторичность, когда феномен генетики выбрасывает из ребенка «а-ля Модильяни, Пикассо» (явление это подмечено не только в Самарской Детской картинной галерее, но и сотрудниками Третьяковской галереи);

- Картина имеет два или три измерения (с передачей пространства, объема);

- Целостность в передаче настроения, чувственность изображения. Юный художник как бы находиться в среде, которую передает, хорошо знает то, что изображает, любит;

- Картина выполняется любыми доступными красками (гуашь, акрил и т.д.). Детский рисунок выполняется любым графическим материалом (фломастер, тушь и т.д.). Как и у взрослых художников акварельная работа может быть и детской картиной, и детским рисунком. Работа, выполненная как декоративно-прикладная, как и взрослые аналоги, может называться гобелен, декупаж, аппликация, керамика и т.д.

Не следует формировать тематические выставки по объявленным предварительно темам, так как это чаще всего приводит к безликим работам детей.

Заключение

Изобразительное искусство является одним из важнейших средств в воспитании подрастающего поколения. Особую роль в этом играют произведения книжной графики, которые создаются специально для детей. Книга входит в жизнь ребенка еще до того, как он научается читать и писать. Детская книга представляет собой комплекс искусств - слова, техники печати и изображения (иллюстрации). Детей привлекает в ней именно картинка. Сущность детской книги, ее предназначение предполагают использование условных художественных решений в работе над иллюстрациями. Изобразительная параллель должна отвечать содержанию сказочной литературы, ее стилистическим особенностям, которые проявляются, прежде всего, в сюжете и его организации, направленной на создание удивительного, невероятного и фантастического.

Графика - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Изобразительное искусство не только изображает окружающую действительность, но и выражает чувства и мысли художника, его отношение к изображаемым событиям и предметам.

Особенности жанра отражаются на характере изобразительно-выразительных средств. Они передают эстетическую природу сказочной литературы, влияют на художественную форму иллюстраций, содержание которых соответствует выбранному студентом сюжету сказки, загадки и т.д., а также они придают поэтике детской литературы фантастичность, условность и декоративность, действенное начало. Изучая опыт работы вузов в этом направлении, мы остановились на некоторых вопросах, имеющих наибольшее значение для обоснования оптимальной, на наш взгляд, методики обучения в условиях профессионально-педагогической направленности образования.