Предмет «Православная культура» как средство эстетического воспитания младших школьников
С 1 апреля 2010 г. в 19 субъектах РФ на 3 года в качестве эксперимента вводится преподавание предмета «Основы православной культуры» как модуля предмета «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы православной культуры» в этих регионах будут изучать 85000 чел.
В Белгородской области преподавание ОПК впервые было введено в 2002 г для учащихся 10-11 классов. В июне 2006 года законодательное собрание области в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» утвердило предмет «Православная культура» в региональном базисном учебном плане со второго по одиннадцатый класс.
Методологические рекомендации по преподаванию ОПК в школе были впервые выработаны министерством образования РФ еще в 2002 г и опубликованы в официальном письме от 22 октября 2002г. Согласно с положениями письма православную культуру следует рассматривать как совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в обществе под мировоззренческим воздействием православной христианской религии. Особое внимание в документе уделяется формированию эстетической культуры и эстетическому воспитанию учащихся. Под эстетическим воспитанием в педагогике понимают - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности и к искусству; - способности творить и воспринимать искусство и красоту.
В начальных школах Белгородской области преподавание ПК ведется на основе учебного комплекта «Основы православной культуры» Л. Л. Шевченко.
Среди сильных сторон этого учебного комплекса можно отметить простоту изложения материала и ориентацию на эмоцианальное восприятие. Однако, в учебном комплексе отсутствует системный подход в реализации процесса эстетического воспитания: материал представленный в качестве иллюстраций не соответствует содержанию текстов, отсутствуют методологические рекомендации для работы с произведениями живописи, сами репродукции слишком малого формата.
В учебном комплексе нет ни одной попытки акцентировать внимание школьников на своеобразии иконы, ее отличии от светской картины. Поэтому дети не дифференцируют эти абсолютно разные художественные явления.
В рамках педагогического эксперимента мы предложили учащимся 3 класса лицея № 32 г. Белгорода высказать свое отношение к двум произведениям с изображением Богородицы: к Владимирской иконе Божией матери и Сикстинской Мадонне Рафаэля. 90 % школьников выше оценило картину Рафаэля. В качестве аргументов выдвигались такие суждения : «Картина Рафаэля более красивая», «она не такая грустная как икона», «Дева Мария на картине более молодая и красивая», «а еще ангелочки понравились», «облака очень красиво нарисованы».
Отсюда следуют 3 вывода:
Во-первых, в оценках школьников преобладают чисто эстетический критерий (на интуитивном уровне «более красиво» - «менее красиво»);
Во-вторых, к разным по природе художественным явлениям дети подходят с абсолютно одинаковыми критериями;
В-третьих, условность «языка иконы», определяющая специфику этого вида искусства, школьниками полностью игнорируется.
В дальнейшем в этом классе был проведен урок, посвященный условности в иконописи. В простой, доступной форме, была объяснена суть условных приемов и их богословский смысл, было сопоставлено много конкретных произведений – икон и светских картин со сходными библейскими сюжетами. Как показал последующий срез с целью определения восприятия иконописи третьеклассниками, у них появились суждения нового типа, например: «лицо у младенца очень мудрое, потому что это Бог», «на лице у Богоматери сильная скорбь, ей жалко сына», «Богоматерь знает, что будет распятие сына, поэтому у нее очень грустные глаза».
Это свидетельствует о том, что условные приемы теперь не препятствуют проникновению детей в глубинный смысл иконы. Форму они теперь воспринимают не абстрактно-эстетически, а как способ выражения духовного содержания.
В учебном комплексе, а соответственно и в учебной практике не используются синзитивные возможности детей младшего школьного возраста - способность довольно тонко воспринимать эстетическую сторону искусства, в том числе условность изображения. Эта способность детей у 6-10 лет развита значительно лучше, чем у подростков, которые воспринимают искусство с позиции «наивного реализма».
Предмет ПК заключает в себе спектр возможностей для реализации эстетического воспитания младших школьников. Средства и методы могут быть направлены как на развитие рецептивной, так и продуктивной деятельности учащихся. Основным способом получения новых знаний для детей в школе является общение со взрослыми. В силу особенностей развития психики младших школьникиков, наиболее эффективным методом обучения в начальной школе является беседа. Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Вводная беседа занимает очень важное место в организации работы с произведениями искусства, особенно иконописи. Такая беседа обязательно должна предварять непосредственный анализ произведения. Нее включается библейская основа сюжета, история создания произведения, информация об авторе. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала. В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная беседа).
Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.
Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа “да” или “нет”.
Беседа может выступать как диагностическое средство, если она направлена на выявление адекватности восприятия произведения искусства школьниками, степени усвоения материала и т.д.
К беседе в начальной школе предъявляются особые требования:
«легкий» доступный язык изложения материала (неприемлемо использование сложного теминологического аппарата);
- большое количество наглядного материала (репродукции, видеоматериалы, презентации);
- тесная связь с продуктивной деятельностью учащихся.
Продуктинвная деятельность – это деятельность, направленная на закрепление полученных знаний путем применения их на практике. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность не только восприятия, но и всякой деятельности.
Основными формами реализации практической деятельности на уроках ПК в начальной школе могут быть:
- письменная речь (сочинения, эссе, в том числе анализ произведения, описание впечатлений).
- рисование (иллюстрации к праздникам, заставки к сочинениям);
- прикладное творчество (аппликации, конструирование из бумаги и картона (макеты храмов, эмблемы, тематические изображения).
При организации продуктивной деятельности детей необходимо учитыват следующие требования:
1. наличие подробных инструкций по выполнению задания,
2. не корректировать техническую сторону работы и не акцентировать на ней внимание, не исправлять недостатки в работе (это убивает тягу к творчеству).
Итак, предмет «Православная культура» заключает в себе широкий спектр средств и методов для эстетического воспитания и может служить основой эстетического воспитания детей в младшей школе. Современные учебные программы и и учебные комплексы не учитывают всех особенностей психологического развития детей и нуждаются в корректировке. Такая ситуация требует от преподавателя православной культуры не только хорошей предметной и методологической подготовки, но и творческого подхода к работе.