5) уяснить роль общественной среды, в условиях которой формировались характер, мировоззрение и творчество писателя; осознать значение органической связи писателя с людьми и местом его рождения и воспитания;
6) выявить и усовершенствовать навыки исследовательской работы; развить наблюдательность и умение оперировать фактами жизни при изучении своего предмета»[7,90].
К этому надо добавить, что литературно-краеведческий кружок призван также прививать учащимся любовь к народному творчеству и родной литературе, помогать формированию их художественного вкуса. Не следует опасаться того, что иной раз краеведческие интересы школьников выходят за рамки кружка и последний теряет свои отчетливые контуры. В ряде случаев кружковые занятия учащихся могут переходить в общешкольные (литературно-краеведческие экскурсии, походы), и наоборот, нередко лишь кружок способен наиболее полно ответить на запросы пытливых. Только. найдя дело по душе и по силам, школьники будут захвачены им, по-настоящему увлечены.
Юные краеведы собирают местный фольклор, читают и обсуждают произведения писателей-земляков, ведут розыски литературно-краеведческого материала, участвуют в разборе творчества кружковцев. Таково общее содержание работы. Нередко, однако, литературно-краеведческий кружок строит свою деятельность • в одном из следующих направлений, тесно связанных между собою: фольклорное, историко-литературное, литературнотворческое.
Кружковая работа позволяет учитывать индивидуальные интересы детей, углублять их знания в той или иной области литературного образования, совершенствовать речевые умения и навыки, развивать творческие способности.
Обычно кружок объединяет 20—30 учащихся одного, параллельных или смежных классов. Направление работы кружка зависит от инициативы и склонностей кружковцев. Самостоятельный выбор, добровольное участие в работе кружка повышает заинтересованность, увлеченность делом.
Свободное проявление инициативы, творческое развитие школьников—вот главное назначение кружковой работы. Следует стремиться к тому, чтобы каждый член кружка получал задания интересные и посильные, чтобы работа в кружке помогла ему выявить и развить свои способности.
План работы кружка обычно составляется на полугодие и предусматривает по 2—3 занятия в месяц. Завершающим этапом является итоговое мероприятие с привлечением широкой аудитории: школьный утренник, литературный вечер, спектакль, концерт, являющиеся своеобразным творческим отчетом о деятельности одного или нескольких кружков.
Работа литературно- краеведческого кружка должна быть связана с работой среди населения: кружковцы организуют небольшие выступления, беседы па литературные темы, чтение специально подготовленных стихотворений, отрывков из прозы библиотеке, на родительских собраниях.
В работу кружка входит подготовка литературных утренников или вечеров, организация выставок к таким вечерам, работа по выпуску специальных стенных газет, альбомов.
В план работы кружка можно включить организацию вечера встречи с писателями, журналистами, литературоведами, работающими в республике, подготовку «Недели детской книги». На заседаниях кружка обсуждаются и творческие работы кружковцев: статьи для стенгазеты, сочинения, стихи или рассказы. Лучшие материалы публикуются в стенной газете или рукописном журнале.
В деятельности литературно-краеведческого кружка ведущее место занимают следующее виды работы:
1. Самостоятельная работа учащихся по сбору материала о различных сторонах жизни республики, который может быть использован для бесед, письменных работ по литературе и русскому языку.
2. Переписка и встреча с писателями, работающими в республике.
3. Организация экскурсий по местам, связанным с жизнью или творчеством писателей.
4. Изучение произведений писателей, посвященных родному краю.
Вначале инициатива краеведческого поиска обычно исходит от учителя..[8,74]
В каждой области найдутся свои объекты поиска, связанные с литературным краеведением. Работа эта увлекает учащихся, прививает любовь к родному краю и его культуре, воспитывает чувство интернационализма.
Пополнению словарно-фразеологического запаса учащихся, проявлению их находчивости помогают литературные игры и викторины. Для присуждения премий за лучшие выступления на вечере и ответы на вопросы викторины назначается жюри, куда входят учителя-словесники, активные члены кружка, представители комсомольской и пионерской организации школы.
Интересный тематический вечер можно провести, например, о пословицах и поговорках.
Участникам литературного кружка заранее дается задание:
-записывать в специальную тетрадь пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, которые они узнают из газет, книг, радиопередач, разговоров со старшими и т, д. Сбору народных пословиц и поговорок посвящаются также специально организованные походы и экскурсии по близлежащим селам. Они могут обогатить учащихся разнообразным фольклорным материалом.
Участники кружка не ограничивают свою работу только записью фольклорного материала. Они стараются узнать историю и происхождение пословиц, афоризмов, изречений, басен, притч. Наиболее интересные из них заучивают, стремятся употребить в своей речи, в ответах на уроке. На занятиях кружка подводятся итоги, материал систематизируется по темам: пословицы (афоризмы) о Родине, труде, дружбе, учении, природе и т. д. Каждое последующее занятие кружка обогащает речь участников новыми словами, фразеологизмами, образными выражениями. Можно предложить учащимся составить альбом пословиц и поговорок, проиллюстрировать отдельные из них. Так можно собрать и адыгейские пословицы и поговорки.
К вечеру школьный зал красочно оформляется плакатами, на которых написаны пословицы и поговорки о языке и высказывания известных писателей о пословицах и поговорках. Например: «Книга—ключ к знаниям», «Острый язык—дарование, длинный язык—наказание».
Можно подготовить литературную композицию, в которой примет участие большое количество школьников.
Кружковую работу можно провести и такого рода. Например: несколько занятий можно посветить знакомству и беседе по произведениям местных авторов.
Русско-адыгейские литературные связи начали складываться еще в XIX веке. Однако факты литературно-культурного взаимодействия и писательских контактов рассматриваются в работах ряда адыгейских и кубанских литературоведов (П. Веленгурина, М. Савченко, Т. Степанова, А. Схаляхо), находят место в преподавательской практике словесников Адыгеи). Но эта практика касается лишь старших классов и носит эпизодический характер.
Попытка краеведов систематизировать, имеющийся материал. Так как многие произведения уже не входят в программу по литературе, но и на наш взгляд, дети должны знать и прочитать несколько произведений. Это наша история, и учащиеся могут познакомиться с ней со страниц художественных произведений и с разных позиций увидеть происходящее в России.
С Кубанью и Адыгеей связаны жизнь и творчество дореволюционных русских и советских писателей. Мы располагаем подробными сведениями о пребывании на Кубани, в Адыгее, в Майкопе А. М. Горького в конце прошлого, начале нынешнего века и в советское время. Широко известны впечатления писателя от кубанских станиц и адыгейской земли, природы Северного Кавказа в рассказах «Мой спутник», «Чужие люди», «Два босяка», «Дед Архип и Ленька» и других. Этого материала достаточно для того, чтобы использовать отдельные факты, интересные учащимся. В последнем случае краеведческие сведения необходимы и потому, что «Черноморье вдохновило Горького на создание... «Песни о Соколе»[5,78]. Как известно, она была напечатана первоначально под названием «В Черноморье».
«Песни» А. М. Горького—самые первые произведения русской литературы, Переведенные на адыгейский язык. Переводы были сделаны еще в 1929 году. И хотя мотивы выбора этих произведений для перевода ясны, можно привести следующее свидетельство большого авторитета М. Горького у адыгейского народа. В 1968 г. поэт К. Жанэ писал в «Адыгейской правде»: «Адыги считают М. Горького своим писателем... Недавно старейшие жители аула Уляп Красногвардейского района, послушав по радио на родном языке песни о Буревестнике и Соколе, сказали так: «У него каждое слово бьет без промаха и навсегда западает в душу. Он говорит,-как народный сказитель, как ашуг. Горький—наш родной писатель. Он настоящий нарт литературы»[2,91]
Эти факты во вступительном слове к «Песням» помогут создать нужную психологическую установку на восприятие произведений писателя.
Приведенная цитата может стать источником проблемных ситуаций, активизирующих самостоятельную поисковую деятельность учащихся посредством задания: докажите, что в «Песнях» М. Горький говорит как народный сказитель.
1. Кого называют ашугом и чем отличается его язык?
Приведите примеры.
2. Чем отличается язык произведений русского народного творчества?
3. Есть ли что-либо общее между произведениями русского и адыгейского фольклора?
4. Найдите особенности русского народно-поэтического языка в «Песнях» М. Горького.
Эта или подобная работа необходима потому, что в учебной -хрестоматии вопрос о связи «Песен» М. Горького с фольклором, к сожалению, не ставится. Выполняя задание, учащиеся отмечают (цитируем их ответы) «много пословиц, афоризмов и народных слов», «устаревшие слова», «постоянные эпитеты», «образы-символы», «складную музыкальную речь», «сказочность», пытаются охарактеризовать особенности народно-поэтического мышления, указать на историзм фольклорных произведений, увидеть сходство и различие между творчеством автора «Песен» и адыгейскими ашугами. Типичный ученический ответ (с сохранением стиля): «В своих «Песнях» М. Горький передает историю народа, народные сказания. Можем сравнить его с нашим писателем-ашугом Цугом Теучежем. Он тоже сочинял народные сказания. Они похожи на «Песни» Горького. Адыги обоих назвали ашугами потому, что они как бы сочиняют народные сказания, поют голосом народа. И М. Горький и Ц. Теучеж говорят о своих песнях как старые люди, мудро и справедливо. Но Ц. Теучеж отличается от М. Горького тем, что он сам не писал, т. к. был неграмотным, его песни записывали другие».