В селе Маяковски наши учащиеся были гостями местных школьников, ребята подружились, был устроен совместный вечер, где наши и грузинские дети читали стихи любимого поэта.
Несколько иной характер носили экспедиции в Ленинград, Ярославль, Калинин, Тулу, Ростов, Одессу, Смоленск, Минск. Основная цель была — собрать материалы о пребывании Маяковского в этих местах. Это выполнялось в первую очередь. И порой приводило к неожиданному и очень важному результату, как это было, например, во время литературной экспедиции в Одессу. Ребята вместе с учительницей Мариной Анатольевной Селезневой обнаружили, что в «Литературной хронике» В. А. Катаняна не указано выступление Маяковского 20 января 1914 года в литературно-артистическом клубе. И еще одну поправку они внесли: 22 февраля 1924 года Маяковский выступал не в театре имени Луначарского, а в театре имени Т. Г. Шевченко. Поправки были учтены при переиздании книги В. А. Катаняна, и в специальном примечании редактор А. Парнис поблагодарил «активистов клуба при школе им. В. В. Маяковского № 79 Москвы».
Одновременно с исследовательской в литературных экспедициях ставилась и цель экскурсионная, но связанная с литературой, с ее памятными местами, мимо которых, находясь на месте, пройти было бы просто грешно. Поэтому, будучи В.Ленинграде, учащиеся побывали на Мойке, в музее-квартире Пушкина, и на Литейном проспекте у Некрасова (в здании «Современника»), и на Волковом кладбище, и в местах, связанных с Достоевским. Были в Ярославле— съездили и в Карабиху, в Калинине—в Берново, в Туле—в Ясную Поляну. Это не отступление от Маяковского, а счастливая возможность увидеть дорогие каждому человеку места, не говоря уже о том неоценимом образовательно-воспитательном значении, которое имеют эти экскурсии.
Поездки на слеты и конференции также носили определенный экскурсионный характер. Например, поездка на слет литературных краеведов в Пушкинские Горы. Там учащиеся рассказывали о своем клубе, о работе в нем, экспонировали передвижную выставку, выступали с художественным чтением, они достойно представляли свою школу, но эта поездка была для них и наградой: они побывали у Пушкина.
Поездка на слет в Архангельск дала учащимся возможность оказаться на борту газотурбохода «Теодор Нетте». Еще ездили на слет в Бердянск, где приобрели много друзей-маяковцев (но специально литературных экскурсий там, к сожалению, не было).
Говоря о литературно-краеведческой работе школьного клуба, мы до сих пор отмечали только поездки, экспедиции. Однако литературное краеведение включает в себя также исследование пребывания писателя, его творческой жизни непосредственно в том городе или селе, где находится школа. В литературную экспедицию можно отправиться и пешком, и на общественном транспорте. Дело в том, что в Майкопе был М. Горький. Даже сохранились первозданным те места, где он пребывал. И если учитель сможет заинтересовать ребят, то, организуя литературный кружок, можно собрать великолепный материал о пребывании писателя в нашем городе .А проделав эту работу, можно провести в школе вечер, предоставив своеобразный отчет о проделанной работе. Я думаю, что всем учащимся будет интересно услышать об этом, и они уже по другому отнесутся к творчеству этого писателя.
Литературное краеведение и должно быть направлено прежде всего на изучение литературной жизни, на сбор материалов о ней непосредственно там, где находится школа. Поездки же — это второй этап, задача которого — пополнить, расширить запас сведений и соответственно материалов.
Н. И. Кудряшев в статье «О взаимосвязи методов обучения в процессе преподавания литературы»[5,71] писал: «Искусство общения учителя с учениками проявляется и тогда, когда выдвигается проблемный вопрос, проблемное задание, требующее от школьников овладения не только новым знанием, но и новым умением. Ответственность учителя и степень умения учить школьников не уменьшаются, а увеличиваются, когда он дает им задания, требующие самостоятельного собирания и анализа материала, умения его обобщить».
Все литературные экспедиции завершаются отчетом на совете клуба, который сопровождался вручением фотографий, вещей, документов, дневниковых записей, оформленных в альбомах.
Иногда материалы литературных экспедиций могут получать выход в экспозицию в виде стендов, витрин.
Литературные экспедиции всегда возглавляются учителями. Не обязательно это были словесники, но в этом есть и своя положительная сторона: преподаватели других предметов также литературно образовывались и воспитывались, приобщались к литературе и особо—к клубу, в работе которого они, таким образом, принимали непосредственное участие.
Итак, литературное краеведение является неизбежным компонентом работы школьного литературного клуба. Более того, во многих музеях оно является главной формой работы, определяющей профиль музея, например в музее «Лермонтов в Москве» в 320-й школе Москвы, в музее, отражающем пребывание многих писателей на Алтае, в 27-й школе Барнаула. Множество музеев так и называется—литературно-краеведческие. Думается, что в основу развития школьных литературных клубов должно быть положено прежде всего литературное краеведение, заключающееся в изучении литературной жизни своего края.
Одна из оправдавших себя форм работы школьного литературного клуба—клубная, массовая, имеющая целью способствовать углубленному литературному образованию учащихся. Она заключает в себе организацию литературных встреч, вечеров, читательских конференций, диспутов, литературных концертов, просмотров кинофильмов и театральных спектаклей с последующим обсуждением, посещение музеев и выставок. Значение этой работы состоит прежде всего в том, что она дает учащимся дополнительные литературные знания, которые имеют весьма разносторонний характер.
Это могут быть устные воспоминания современников писателя, в которых очень ценен эффект достоверности, обеспечиваемый тем, что рассказчик свидетельствует сам: он сам видел, сам слышал и т. д. Это может быть рассказ о каком-то событии, об истории создания того или иного литературного произведения, об атмосфере, в которой жил писатель, о его друзьях и вообще об окружении. Большую роль играет атмосфера дружеского расположения и внимания со стороны учащихся к выступавшим и психологический эмоциональный настрой у всех гостей, которые поднимаются в актовый зал обычно после осмотра музея, в той или иной степени растроганные и взволнованные, во всяком случае определенным образом вдохновленные на рассказ, на чтение стихов. Это очень важно—чтобы рассказчик был «в ударе». Часто выступление монологическое переходит в диалог, в беседу, рассказчик испытывает потребность задать вопрос учащимся, попросить их рассказать кратко о чем-то. Таким образом, возникает общение, а это уже не просто присутствие учащихся на вечере, мероприятие, где можно слушать, а можно и пропускать все мимо ушей,—это активизация, т. е. гарантия прочного усвоения знаний.
Важное значение клубной работы состоит и в том, что в процессе ее к учащимся приезжают и общаются с ними люди незаурядные, яркие, умные и талантливые. У них прекрасная, образная речь, насыщенная интересными примерами, с четкими логическими выводами. Тот литературно-образовательный материал, который они сообщают, в основе своей может, видимо, быть почерпнут из их печатных работ, в большинстве своем опубликованных, но в их устах он звучит доходчивее и убедительнее. То есть важно не только то, что клубная работа дает учащимся литературные знания, но и то, что это преподносится в максимально располагающей и доступной форме.
Значение работы школьного литературного клуба заключается также и в ее массовости. Это не кружковое занятие, в котором участвуют 10—15 человек,—это практически вся школа.
Так называемая пассивность учащихся на клубных мероприятиях часто видимая. Даже если исключить общение в процессе беседы, нельзя же отрицать познавательное значение лекции как таковой. Ученик слушает—значит, он воспринимает, одновременно он видит выступающего, видит его мимику, жесты, видит, как меняется выражение его глаз. Школьники реагируют на выступление то смехом, то междометиями, выражающими удивление, восхищение и т. д., то аплодисментами. Это живое общение, это активность, а не пассивность. К тому же активность массы (актовый зал вмещает до трехсот человек), что усиливает и обостряет восприятие.
Необходимо еще иметь в виду то, что глубокие впечатления откладываются надолго. Иногда сразу их бывает трудно осознать и выразить, но они проявляются потом, иногда через месяцы и годы, играют существенную роль в жизни человека, в его мировоззрении, в направлении его деятельности, в выборе профессии.
Читательские конференции как форма клубной работы чрезвычайно распространены в школах и библиотеках. Применение их в клубе не обязательно связано с произведениями Маяковского. Это может быть, например, живой и непосредственный отклик на только что появившуюся в печати или очень актуальную книгу. Главное достоинство читательской конференции в том, что в ней учащиеся выражают свое мнение о книге, аргументируют его, иногда спорят. В процессе такого активного отношения к литературе развивается интерес к ней не как к чтиву, занятию от скуки, а как к «учебнику жизни», как к искусству, перед учащимися раскрывается идейно-художественное содержание произведений, идет эмоционально-нравственный анализ. С этой точки зрения читательская конференция является эффективным средством углубленного изучения литературы.