Смекни!
smekni.com

Формы внеклассной работы по литературному краеведению (стр. 6 из 7)

Читательские конференции проводятся не часто, пожалуй, даже еще реже, чем литературные вечера. Они требуют еще более серьезной подготовки. Прежде всего необходимо организо­вать массовое чтение книги учащимися, предварительно настроив их на чтение, заинтересовать их краткой, но интригующей анно­тацией (разумеется, устной). Можно рассказать об авторе, об истории создания, - да иного произведения; можно подойти с другой стороны—осветить морально-этическую проблему, поставленную в книге. Обычно мы даем краткий вопросник, помогающий уча­щимся в процессе чтения заострить свое внимание на важных для обсуждения вопросах. Едва ли не самым трудным бывает орга­низовать обсуждение таким образом, чтобы оно прошло активно, естественно, живо и чтобы учащиеся не просто пели дифирамбы пи­сателю, а анализировали проблемы, поставленные в книге, задава­ли вопросы. Мы не видим ничего неудобного и неприличного в том, что учащиеся на читательской конференции выступают с кри­тикой данной книги или отдельных ее элементов.

Чаще всего проводятся читательские конференции с участием авторов. Это, естественно, усиливает интерес ребят. Но далеко не все школьники отваживаются выступать в присутствии автора, да еще если с критикой. Многие смущаются, не находят нужных слов, тем более что аудитория реагирует очень непосредственно. Поэто­му в старших классах часто предлагаетсся изложить свое мнение в письменном виде—написать сочинение. Потом наиболее удач­ные работы кладутся в основу устных выступлений. Сочинения иногда заранее показывается автору: это дает ему возможность по­строить свое выступление с учетом мнений учащихся. Иногда ка­кой-либо отрывок из сочинения служит поводом для обсуждения в самом начале конференции.

Бывает, что некоторые отрывки из книги читаются вслух на уроке внеклассного чтения (в младших классах—почти всегда). Это также позволяет заострить внимание учащихся на наиболее важных эпизодах и проблемах.

Мы очень дорожим оригинальными суждениями, проявляю­щимися у учащихся в значительной степени на основе их личного, хотя и небольшого жизненного опыта, и стараемся подобные суждения поощрять.

Разумеется, читательская конференция в младших классах имеет свои особенности, ее нельзя равнять с тем, что бывает в 8-10-х классах, тем более у взрослых. Здесь меньше моно­логических выступлений, в основном господствует беседа, а по форме она близка к уроку внеклассного чтения, хотя здесь было свыше двухсот ребят и обсуждение проходило в актовом зале. Урок -внеклассного чтения ведь тоже проводится по-разному: там на­ходят применение и доклады, и сообщения, и длинные высказы­вания, и возражения и т. д., что является как будто атрибутом читательской конференции. А, может быть, урок внеклассного чтения—это и есть читательская конференция, но в миниатюре? Важнее главное: обсуждается книга, и в процессе обсуждения осуществляется «понимание идейного содержания, даются эстети­ческие оценки, происходит влияние литературы на людей» т. е. то, что О. И. Никифорова называет в качестве важнейших компонентов, составляющих восприятие художественной ли­тературы.

В читательской конференции имеются уже элементы диспута, но сам диспут как форма клубной работы сложнее, потому что обсуждается не только и не столько одно литературное произве­дение, сколько проблема, имеющая всеобщее значение, скажем, и для развития литературы или каких-либо ее жанров, и для ха­рактеристики современного этапа этого развития, и для выявления критериев оценки литературы, и для воздействия литературы на читателя. Особенностью диспута является то, что он не может проводиться ни в виде ряда подготовленных заранее докладов (это конференция), ни в виде вопросов и ответов (это беседа).

Диспут предполагает цепь устных выступлений, каждое после­дующее из которых в чем-то оспаривает предыдущее.

Диспут также требует подготовки, но глубоко индивидуальной:

продумывания поставленных заранее вопросов, перечитывания обсуждаемых произведений, подбора примеров. В то же время в процессе диспута многие выступают экспромтом, не настроенные заранее говорить, а просто задетые за живое, втянутые в разго­вор. Эти выступления отличаются искренностью, волнением, иногда горячностью и довольно часто—крайностями, которые побуждают других возражать. Диспут интересен своим живым процессом, спором, убежденностью, и вот этой своей непосред­ственностью, естественностью он способен привлечь к литературе во много раз успешнее, чем «правильные» лекции.

Приведем пример диспута о современной поэзии, который может организован советом клуба совместно. Диспут назывался «Стихи и ты». Ему пред­шествовала реклама и анкета со следующими вопросами:

1. Назовите трех любимых поэтов.

2. Назовите трех любимых современных поэтов.

3. Какие современные поэты вам не нравятся и почему?

4. Ваше любимое стихотворение.

5. Почему оно любимое?

6. Что именно нравится в нем: образы, рифмы, ритм, мысль, настроение?

7. Каких стихов вам не хватает? Какие вы хотели бы прочесть?

8. Нужны ли вам стихи? Зачем?

9. Где вы берете стихи? В книгах, в журналах, у друзей? Слушаете ли по радио или на эстраде?

10. В каких условиях вы любите читать стихи (наедине, в кол­лективе)?

11. Что вы любите больше: читать или слушать стихи?

12. Как вы провели День поэзии? Что вам запомнилось в сборнике и из событий этого дня?

Ответы были самые разные: и обстоятельные, свидетельствую­щие об эрудиции и вкусе, и восторженные, о вкусе не сви­детельствующие, и краткие, и просто с прочерками вместо отве­тов. Выяснилось, что интерес к поэзии есть, но далеко не у всех и не всегда обогащающий душу: у многих интерес к поэзии носил характер модного увлечения. Диспут был нужен, и теперь уже непосредственно для него был выработан вопросник, вывешенный в вестибюле школы:

1. Что ты ищешь в поэзии?

2. Достаточно ли тебе Пушкина и Маяковского и почему?' Нужен ли тебе поэт—твой современник и почему?

3. На кого из нынешних поэтов ты возлагаешь большие надежды и почему?

4. Можно ли считать поэзию «учебником жизни»? А может, она задачник;

На диспут можно пригласить поэтов Адыгеи. В частности, недавно вышел сборник стихотворений молодого поэта и писателя Олега Селедцова, который закончил наш Вуз и сейчас является членом Союза писателей. Он кстати может быть интересным собеседником.

Диспут является высокоэффективной формой приобщения уча­щихся к литературе, к искусству, потому что, участвуя в диспуте, учащиеся наиболее активны, острота вопросов и мнений, борьба этих мнений разжигают их интерес и стимулируют вдумчивое отношение к литературе. Однако это очень трудоемкое и ответ­ственное мероприятие. Оно требует от устроителей и ведущих до­статочно широких и глубоких литературных знаний. Особенно подробно надо знать ту область литературы, которая подвер­гается обсуждению. Мало этого. Необходимо выработать свою принципиальную позицию и четко представлять, четко сформу­лировать ее для себя, подобрать примеры. Потому что взрослый (учитель или гость) на диспуте—не наблюдатель, а активный участник, задача которого состоит не только в том, чтобы обеспе­чить спор, но и в том, чтобы в борьбе субъективных мнений найти объективно правильное зерно, развить его и убедить в своей правоте всех участников диспута. Причем делать это надо не без­апелляционно-бездоказательно, а разъяснять, убеждать, старать­ся привести учащихся самих к нужному выводу.

Мы охарактеризовали несколько форм клубной работы по­следовательно, по восходящей линии, в зависимости от того, насколько активны бывают в них учащиеся.

Таким образом, клубная работа проводится разнообразно и це­ленаправленно. Формы ее порознь применяются повсюду, клуб их систематизирует, объединяет, концентрирует таким обра­зом, чтобы их сочетание способствовало их взаимодействию. С раз­ных сторон и разными средствами они как бы бьют в одну точку, дополняя и обобщая друг друга. Бывает, что отдельные элементы одной формы проявляются в другой (скажем, элементы диспута на литературном вечере, на просмотре кинофильма или спектакля и т. п.). Мы рассматриваем это как естественный процесс и не бо­ремся за проведение их в чистом виде. Очевидно, органичное взаимопроникновение элементов только усиливает их литературно-образовательное воздействие на учащихся.

«Начитанность современного ребенка,— отмечает М. А. Рыбни­кова,— измеряется не количеством книг, которые он прочитал, а сочетанием всякого рода очень разнообразных воздействий»[7,102]

Перечисленные формы, разумеется, не могут быть ограничены рамками диапазона клубной работы, нашедшего применение в на­шей школе. Этот диапазон может быть раздвинут, «ассортимент» форм клубной работы практически неисчерпаем. Многое зависит от конкретных условий города или села, наличия нужных людей, их характера, склонностей, эрудиции и желания вложить душу в музей-клуб. Особой формой клубной работы является органи­зация детского литературного творчества.

Выводы по 2 главе

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что постоянная литературно-краеведческая работа в основном проводится в литературных объединениях школьников. Это литературные кружки и клубы.

Кружок литературных краеведов объединяет уча­щихся средних или старших классов, интересующихся жизнью родного края, его природой, бытом, историей и культурой. Участие в занятиях кружка дает возмож­ность школьникам проявить себя в роли собирателей и исследователей литературы родных мест, готовит рев­ностных пропагандистов художественного слова, помо­гает развитию творческих способностей молодежи.

Работа литературно-краеведческого кружка,

«I) Углубить и укрепить знания по литературе, по­лученные на классных занятиях;

2) применять эти знания к изучению литературной жизни местного края;