Смекни!
smekni.com

Диалог современного и традиционного древнерусского женского костюма в воспитании художественно-э (стр. 2 из 7)

Эстетическое воспитание сложно и многоступенчато. А эстетическое воспитание средствами искусства – это лишь шаг в нескончаемом стремлении человека к познанию прекрасного. Тяготения подростка к красоте так же естественно, как стремление к счастью, здоровью, радости. Подросткам интересно всё - они внимательно приглядываются к окружающему их миру, остро чувствуют уродливое, безобразное, доброе и хорошее.

В практике эстетико-воспитательной работы в школах нашей страны различие между художественным и эстетическим воспитанием чаще всего как-то стирается. При этом эстетическое воспитание отождествляется с художественным, следствием чего является однобокое развитие ребят. На самом деле художественное воспитание и сама художественная культура являются особой специфической частью более обширной эстетической культуры.

В эстетической культуре присутствует процесс освоения мира наряду с его пересозданием и преобразованием. Без освоения мира, раскрытия его эстетических качеств не может состояться эстетическое преобразование, тем более создание художественных ценностей.

Формирование эстетической и художественной культуры личности является важнейшей задачей эстетического воспитания. Спецификой эстетического воспитания передача подрастающему поколению всего накопленного человечеством опыта, который содержится во всех творениях человека, в отношениях людей друг к другу и, особенно во всей системе художественных ценностей, а так же в отношениях людей с природой.

Эстетическое воспитание формирует человека, развивает его в основном для активной эстетической жизнедеятельности, используя при этом художественное воспитание, которое является процессом целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве.

Таким образом, можно сказать, чтоэстетическое воспитание– это направленный процесс формирования и развития эстетических и эмоциональных чувств и ценностного сознания личности, а так же воздействие на личность подростка всего общества в целом через передачу накопленного опыта. Целью данного процесса является подготовка полноценного разносторонне развитого члена общества.

Для того чтобы дать определение понятию художественно- эстетическое воспитание, необходимо дать определение самим терминам художественное и эстетическое воспитание. Данные направления воспитательного процесса взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют между собой. В практике эстетико-воспитательной работы современных школ эстетическое воспитание отождествляется с художественным, следствием чего является одностороннее развитие детей, приводящее к отрыву их эмоционально- чувственной жизни от жизни рациональной. Физическое развитие человека требовало от него развития духовно- эстетического. В связи с этим у человека стали появляться потребности и способности не только производить, но и потреблять специфические духовные ценности.

Без предшествующего эстетического развития трудно представить себе и художественное развитие, хотя грань между ними становится, менее различима. Но наилучшие результаты будут достигнуты при использовании в процессе разностороннего развития личности норм как эстетического, так и художественного воспитания.

По своей сутиэстетическое воспитание – это процесс формирования и развития эстетического, эмоционально- чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности, а художественное воспитание является процессом формирования в человеке обогащенной художественной восприимчивости, хотя бы самых начал художественного мышления, помогающих личности глубоко и всесторонне общаться с искусством, обогащаясь через него жизненным опытом. В наше время главное для школ – это формирование эстетических творческихспособностей. Школа даже в художественных кружках не стремится из каждого участника воспитать художника. Ничего страшного не произойдет, если художественно развитая личность не выработает в себе желания, способности и упорства в создании художественных ценностей. Но беда, если эстетически развитая личность окажется не способной строить свою жизнь и деятельность по законам красоты. Здесь в проигрыше остаются и личность и общество.

В целом можно сказать, что организованный процесс эстетического и художественного развития личности обеспечивает естественную в ней гармонию чувственно- эмоциональной, рационально- интеллектуальной и волевой жизни. Из этого можно сделать заключение, что эстетическое воспитание не может осуществляться без воспитания художественного, что еще раз доказывает неразделимость этих двух направлений воспитательного процесса.

Художественно-эстетическое воспитание, как и любой другой процесс становления личности, имеет свои этапы или периоды. У каждого возрастного этапа развития ребенка есть свои особенности. Возрастные периоды – это необходимые стадии развития каждого нормального ребенка. Однако продолжительность того или иного этапа развития детей в разные общественно- исторические эпохи неодинакова. Относительно продолжительности возрастного развития, ученые отмечают, что для современных детей характерны рост темпов соматического развития, более раннее начало окостенения скелетов, ускорение полового созревания.

Характерной чертой именно подросткового возраста является превращение ребенка во взрослого человека, осмысление им своего «Я» и окружающего мира. Подросток растет физически и духовно, ощущая этот рост. Подросток становится в большей степени участником жизни взрослых, но духовные и физические силы его еще недостаточно крепки, чтобы осуществлять свои планы. Казалось бы, на этом этапе жизни ребенка познавательная деятельность должна сохранять свое доминирующее положение – от школьника по-прежнему требуют в первую очередь успешной учебы и именно ей он отдает большую часть своего времени; однако более внимательный анализ показывает, что центр тяжести интересов, помыслов, духовных забот подростка перемещается в это время в сферу ценностно-ориентационную, и основные его душевные силы направляются не на приобретение знаний, а на поиск смысла жизни, на выработку своих нравственных и эстетических воззрений, на самоопределение.

По мнению В.А. Крутецкого, подростковый возрастэто период формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении. Если, будучи младшим школьником, он действовал либо в силу непосредственных указаний старших, определенных правил поведения, либо в силу собственных случайных и импульсивных побуждений, то теперь для него основное значение приобретают собственные взгляды и убеждения. У подростков возникает интерес к себе, к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, потребность к самооценке, к сопоставлению себя с другими людьми. Он начинает «всматриваться» в самого себя, как бы «открывает» для себя свое «Я». [12, с. 92, 94-95.]

Формирование мировоззрения и самосознания личности не ограничивается нравственной сферой: социальная активность молодого человека распространяется все шире. Непосредственно вслед за нравственными ценностями и на их основе складываются его политические убеждения. В результате, нередко возникают конфликты «отцов и детей», так как в отличие от знаний, которые человек получает в готовом виде, ценности он вырабатывает для себя сам и нет для него более важной задачи до тех пор, пока он не решит данную. Потому-то подростковый возраст обычно называют «трудным» в отличие от младшего или старшего школьного возраста.

Превращение ценностно-ориентационной деятельности в ведущую именно на этом отрезке глубоко закономерно: ведь, с одной стороны, личность, прежде чем она вступит на путь практической деятельности, должна обрести ту или иную систему ценностей, оправдать смысл своей жизни, свои цели и идеалы – без этого немыслим свободный выход к практике; с другой – самостоятельная разработка системы ценностей возможна лишь на основе накопления известного запаса знаний, потому ценностно-ориентационная деятельность способна стать ведущей только после того, как подобную роль уже сыграла познавательная деятельность. Закономерно и то, что изменение в структуре деятельности влечет за собой и соответствующие изменения в психике: став ведущей, ценностно-ориентационная деятельность обусловливает интенсивное развитие тех специфических духовных сил человека, которые современные психологи называют нравственными чувствами. Выработка убеждений, ценностных ориентиров, жизненных установок и идеалов не может осуществляться только мышлением, приспособленным, прежде всего для решения познавательных задач; формирование ценностного сознания, отношения человека к миру есть в основе своей эмоционально-волевой процесс, мышление же подвергает его интеллектуальной обработке, стремясь осознать его и более или менее отчетливо сформулировать его выводы. Этот процесс развертывается постепенно, и существуют физические и духовные различия между подростковым и юношеским возрастом, которые отражены в общепринятом в педагогике различении средних и старших классов. По справедливому замечанию И.С. Кона: «для 13-летнего подростка и 17-летнего юноши вопрос «кто Я?» одинаково актуален. Но содержание его различно. В первом случае речь идет об определении самых общих своих свойств и отличий от других, во втором – о социальном, мировоззренческом и моральном самоопределении». [11, с.282.] Поэтому, учитывая переходный характер подросткового возраста и реальную динамику структуры деятельности и сознания в юношеском возрасте, можно объединить эти два периода и рассмотреть особенности эстетического воспитания в подростково-юношеском возрасте.