Смекни!
smekni.com

Диалог современного и традиционного древнерусского женского костюма в воспитании художественно-э (стр. 6 из 7)

Чтобы совместить дешевизну с прочностью, в деревне нередко применяли комбинированное плетение лаптей из лыка и кожаных ремней. В городах лапотцы в XII-XIV вв. делали также из покромок ткани, кусочков сукна и даже из шелковых лент. Тогда их называли «плетешками». [29,с.90-91]

Женскую кожаную обувь шили в XIII-XV вв. из шкур крупного и мелкого рогатого скота, а также из шкур лошадей. Разрыхленная квашением в хлебном квасе кожа дубилась корой ивы, ольхи, дуба (отсюда и сам глагол «дубить»); затем кожи выравнивались, жировались для эластичности и разминались. Таким образом, получались самые дорогие сорта кожи – юфть и полувал. Юфть окрашивалась в яркие цвета. Археологические раскопки подтверждают, что цвета кожаной обуви были разнообразными – не только красными, но и зеленоватыми, желтыми, коричневыми. [30, с.64,147.]

Более бедные сословия носили «поршни». Кожу для «поршней» не дубили, а лишь пропитывали жиром и разминали. Она была очень прочной, только быстро намокала в дождь. Шили женскую кожаную обувь льняными нитками, которые для прочности вощили. Мягкие женские «поршни» нередко делали из более нежных частей кожи животного, главным образом из его «чрева» - брюха; они и назывались «черевья» (черевички). Повседневные поршни украшались лишь необычными швами. Вокруг краев поршня пропускались кожаные ремешки, которые стягивали обувь по ноге, образуя мелкие складки, тоже украшавшие обувь. Ажурные поршни были гораздо наряднее. Они часто делались с матерчатой подкладкой. Орнамент ажура представлял собой чаще всего параллельные прорези, полоски. В случае пронашивания такая обувь тщательно ремонтировалась кожаными заплатками.

Кроме ажуров с X в. существовали вышивка обуви шерстяными и шелковыми нитками, а также ее тиснение.

Полусапожки дворянок были короткими и не жесткими: в заднике отсутствовали твердые вставки из бересты или дуба, обязательные в сапогах. Как и другая обувь, полусапожки украшались вышивкой.

В русском народном костюме наиболее значимой и заметной деталью была женская рубаха (сорочица), форма кроя которой – прямой стан, приталенный или собранный под широкий мягкий пояс – несла возможности для различных вариантных решений. В современном гардеробе можно найти что-то напоминающее традиционную русскую рубаху, может быть незаменимое в летнюю жару платье – рубаху.

Также в гардеробе традиционно присутствует понева – своеобразная юбка, состоящая из трех полотнищ, ее надевали поверх рубахи. Поневы могли быть распашными или замкнутыми, по талии собранными на шнуре. Поверх рубахи и поневы надевали передник-завесу. Его носили также поверх рубахи с сарафаном.

Комплект одежды завершал навершник – своеобразный платок. Шали, платки, ленты, декоративные пояса, подвески, расшитые шелком рукава рубах, подолы понев, украшения из жемчуга, бисера и бус – все это было присуще одежде широкого круга русских женщин. Не случайно, многие иноземные гости в своих путевых заметках с восхищением писали о богатстве, красоте и декоративности русского народного костюма.

И сегодня художники-модельеры находят все новые и новые идеи, основываясь на совершенстве конструкций, экономичности кроя, выразительности силуэта русского народного костюма.

Известный русский график И. Я. Билибин писал о том, что бывает красота движения и красота покоя. Русский костюм – красота покоя, в статике его отражено чувство спокойной силы, достоинства, отваги.

Русскому костюму чужды развивающиеся шлейфы, сверхпочинные или, наоборот, обтягивающие фигуру детали одежды. Плавность и выразительность линий – вот, пожалуй, основная его черта.

Кроме рубахи в наш гардероб вошли и другие виды русской одежды или ее детали. Например, ластовица – удивительно целесообразный конструктивный элемент, создающий особую комфортность одежды, обеспечивающий свободу движений. А свобода движений рук в русской одежде – одежде людей, привыкших трудиться, была отнюдь не вопросом моды.

Богатая вышивка, украшавшая рукава, подолы и проймы была тесно связана с особенностями ткани, из которой шилась одежда и с устройством быта. Ткань была домотканой, с естественной окраской, шероховатой поверхностью, льняной или хлопковой, чему собственно, и была посвящена жизнь русской женщины.

Нестесненность движений, свобода посадки, декоративность оформления, использование натуральных тканей – вот основные достоинства русского направления в современной моде.

Одним из основных направлений современной моды является простота и динамичность кроя. А ведь именно эти качества лежат в основе национального русского костюма, к традициям которого все чаще обращаются модельеры. Веками накопленный опыт рукоделия, передаваемый из поколения в поколение, воплощается в одежде, придавая ей совершенно отчетливый и узнаваемый национальный колорит.

Основываясь на психологических особенностях детей подросткового возраста, для уяснения ими представлений о красоте человека, быта, вещей, необходимо подобрать подходящие сказки, мифы, легенды с глубоким нравственным смыслом. Через эмоциональное, образное восприятие детьми сказок, педагог может укрепить, усилить их представления о жизни, расширить их небольшой жизненный опыт. Ведь сказка и жизнь тесно связаны между собой.

В пятом классе для эстетического воспитания учащихся привлекается русский народный костюм как вид декоративно-прикладного искусства. Учитель содействует развитию художественного мышления учащихся в процессе дальнейшего ознакомления с элементами дизайна методами художественного конструирования.

Для начала необходимо познакомить ребят с самим русским народным костюмом:

1. понятие об ансамбле (социально-исторический аспект в характере костюма)

2. значение колорита

3. согласование масштаба с размерами фигуры

4. определение уровней декоративного творчества учащихся

5. самостоятельное исполнение эскиза по мотивам русского народного костюма.

Тема, связанная с работой над эскизом русского народного костюма, дает широкий творческий простор и педагогу и учащимся. Покрой и силуэт костюма, узоры, украшающие разные части одежды, вызванные к жизни укладом крестьянского быта, связаны с понятием национального стиля, с особенностью художественного мышления крестьянских мастеров и зависят от исторических и социально-экономических условий. Поэтому данную тему, предлагаемую нами для художественной практики школьников, можно рассматривать как важный этап формирования эстетического вкуса школьников. Учащимся потребуются эстетические познания и графические умения, накопленные всей предшествующей работой в разных видах декоративно-прикладного творчества (вышивка, плетение, шитье и другое).

Красота русской одежды запечатлена в полотнах известных художников XIX в. А. Венецианова, К. Маковского, В. Сурикова, В. Васнецова, К. Коровина, И. Малявина и других.

Узоры, покрой, яркие цвета традиционного костюма являются отличительной чертой, привлекающей внимание современных, известных по всему миру модельеров. Художественные достоинства русского костюма вдохновляют модельеров на интересные поиски в современной одежде. Именно на этом педагогу необходимо акцентировать внимание, начиная работу с подростками.

Для ознакомления с русским традиционным женским костюмом необходимо отобрать художественный материал, показать его ребятам. Вместе с учащимися проанализировать имеющуюся информацию – от силуэта современного костюма к выявлению национальных особенностей народного костюма. Соответственно нужно подготовить и наглядные пособия. В классе (группе) можно показать учащимся таблицы с силуэтами женского традиционного костюма Древней Руси и попросить подростков провести аналогию с современной модной одеждой.

Большую помощь могут оказать выставки открыток, плакатов, репродукций, на которых изображены народные костюмы. Материал для выставки можно подбирать с помощью учащихся, это будет способствовать лучшей результативности. Можно предложить ребятам самостоятельно организовать общешкольную выставку народных костюмов.

Также можно использовать экскурсии в исторические и этнографические музеи, где проходят экспозиции народных костюмов. В музее необходимо дать ребятам задание сделать карандашные наброски деталей костюмов, особенно запомнившихся. В классе поставить перед подростками задачу воссоздать в карандашном варианте костюм русской женщины. Провести самостоятельную работу

по изготовлению эскизов. Затем показать учащимся репродукции с картин Сурикова, Венецианова, Маковского. В ходе показа картин и обсуждения увиденного необходимо сделать акцент на особенностях костюма и украшениях.

На последующих занятиях проводятся самостоятельные работы по изготовлению эскиза в цвете, с помощью акварели или гуаши, чистовой вариант сделать техникой аппликации из ткани и других материалов (нитки, фольги, бисера, бусин и др.).

Последовательность выполнения декоративной композиции (за основу взята последовательность выполнения работы в школах г. Заволжье):

1 Наброски композиции. Определение колорита и основного характера костюма.

2 Определение пропорций фигуры на листе чистового крупного эскиза.

Требования к рисунку фигуры: она должна быть условной, но с сохранением пропорций фигуры взрослого человека.

3 Решение в цвете основных частей костюма.

4 Нанесение узоров кистью. Масштаб и пропорции элементов украшения должны согласовываться с размерами фигуры.

5 Орнаментальная разработка. Сборка композиции.

6 После проведенной работы учащихся следует спросить, что нового и интересного они узнали на проведенных занятиях. Основываясь на ответах ребят, учитель сможет подобрать более полный комплекс занятий способствующих дальнейшему эстетическому воспитанию подростков