Смекни!
smekni.com

Диалог современного и традиционного древнерусского женского костюма в воспитании художественно-э (стр. 7 из 7)

Разрабатывая эскиз и подбирая материалы, мы руководствовались сведениями о внешнем виде и технологии изготовления древнерусского традиционного женского костюма [9, 17]. На эскизе в карандаше изображено готовое изделие [см. приложение 4].

В подборе материалов предпочтение отдавалось натуральным тканям, аналогичным тем, которые использовались в Древней Руси для изготовления одежды. К таким тканям относятся лен, шерсть, парча, атлас, шелк; для изготовления украшений использовались различные полудрагоценные и драгоценные камни и металлы, жемчуг.

При выполнении аппликации, использовался беленый лен, тонкая шерсть синего цвета, золотистая парча, шелковые и кружевные ленты различных цветов. В связи с масштабом изделия, жемчуг в работе имитируется бисером. Металлические браслеты были заменены золотистым плетением.

Далее была проведена работа над изготовлением открытых частей тела из соленого теста. Для этого использовался рецепт из книги «Соленое тесто»[22, с. 20]:

100 г пшеничной муки, 100 г ржаной муки, 400 г соли, 250 мл воды, 2 столовые ложки сухого обойного клея.

Сушка изделия проводилась на открытом воздухе, с дальнейшим раскрашиванием и покрытием лаком.

Следующим шагом было приготовление выкроек. Каждая деталь костюма с эскиза переводилась на плотную бумагу и увеличивалась до нужного размера. Затем был произведен раскрой тканей. Для создания объема использовался синтепон.

Коруна расшивалась бисером и украшалась тесьмой и кружевом. Для височных колец применялся бисер, нанизанный на нитку. Наручи (браслеты) и шейное украшение имитированы золотым плетением.

В данной работе очень важно соблюсти последовательность сборки композиции:

1. Оформление фона основы изделия;

2. Наклеивание лица, выполненного из соленого теста;

3. Приклеивание нижней рубахи;

4. Прикрепление отдельных частей костюма к нижней рубахе;

5. Приклеивание коруны; украшение бисером;

6. Оформление подола и рукавов нижней рубахи кружевом;

7. Приклеивание наручей и шейного украшения;

8. Оформление работы в рамку.

Рекомендации для педагогов дополнительного образования по воспитанию художественно-эстетического вкуса у подростков посредством ознакомления их с древнерусским традиционным женским костюмом:

1. Заинтересовать подростков в изучении истории и традиций русского народа (показ произведений русских художников, фотографий, слайдов, посещение музеев);

2. Обратить внимание ребят на сходства между одеждой древних русских и современной модой (диалог между традиционным костюмом и современными стилями одежды);

3. Заинтересовать ребят историей производства различных видов ткани;

4. Научить ребят использовать в работе различные материалы (глину, соленое тесто, пластик, пластилин, гипс);

5. Предоставить свободу выбора материалов для изготовления композиции;

6. Научить ребят использовать в работе различные материалы (глину, соленое тесто, пластик, пластилин, гипс);

7. Привлекать подростков к организации выставок, посвященных культурным традициям России;

Проблема воспитания художественно- эстетического вкуса у подрастающего поколения является одной из наиболее важных проблем в наше время. Сейчас в России не самый благоприятный момент для становления культурно развитой личности. В наше нелегкое время, когда средства массовой информации ежедневно показывают асоциальную сторону жизни, подросткам очень сложно правильно сориентироваться. Но в тоже время подростковый возраст является самым оптимальным для обогащения эстетическими и художественными навыками, так как подростки очень восприимчивы к окружающему миру. Они собирают всю посылаемую извне информацию, но не всегда могут осмыслить ее и сделать верный выбор, следствием чего является ожесточенность большинства ребят.

Само название работы «Диалог современного и традиционного древнерусского женского костюма в воспитании эстетического вкуса у подростков» говорит о том, что одежда играет не последнюю роль в становлении личности подростка. Ведь, именно с помощью того или иного стиля одежды, манеры одеваться, дети стремятся показать окружающим свою индивидуальность. Подростки в этот период, в силу не только психологических, но и физиологических особенностей, тщательно следят за своим внешним видом и за любыми, даже самыми незначительными изменениями в моде. В гардеробе современного подростка встречаются вещи нескольких стилей – от классического « взрослого» до современного, порой даже вызывающего. Это говорит о том, что подростки находятся в постоянном поиске своего индивидуального стиля.

Подростки очень восприимчивы как к безобразному, так и к прекрасному. Данный период характерен и тем, что дети ищут ответы на волнующие их жизненные вопросы в искусстве (литературе, истории, фольклоре), так как не всегда решаются обратиться за помощью к взрослым. Но ведь изготовление одежды – тоже своего рода искусство. Русский народный костюм может многое рассказать о традициях наших предков и дать ответы на вопросы, касающиеся одежды и составления композиции из разных вещей. Наши предки славились тем, что тщательно подбирали себе костюмы, а также чувством гармонии и такта. Русские женщины считались лучшими мастерицами в рукоделии. Наглядным примером служит сам русский народный костюм. Здесь можно увидеть и вышивку, и кружевоплетение и окраску ткани, при этом ткань всегда использовалась домотканая, различные украшения, созданные своими руками.

Какие бы новые направления не появлялись в моде, в основе по-прежнему остается традиционность древнерусского костюма. Как десятилетия назад, так и сегодня художники- модельеры находят все новые и новые идеи, основываясь по-прежнему на совершенстве конструкций, экономичности кроя, выразительности силуэта русского народного костюма. Яркая вышивка, кружева, украшения изготовленные руками мастеров – все это пришло к нам из прошлого и ценится гораздо выше, чем «штампованные» вещи. Сделанная своими руками вещь всегда индивидуальна и выразительна. Именно на этом необходимо акцентировать внимание подростков. Ведь лучший способ быть не такими как все – это изготовить самостоятельно композицию своего костюма. Любая мелочь (браслет из бисера, подвеска, вязаный шарфик и многое другое) может подчеркнуть индивидуальность ребенка и в тоже время изготовление детали своими руками, способствует развитию фантазии и чувства гармонии.

При разработке рекомендаций для учителей по воспитанию художественно- эстетического вкуса у подростков, внимание, в первую очередь, обращалось на интересы детей и темы, актуальные для детей данного возрастного периода. За основу был взят пример работы педагогов в школах города Заволжье.

Предположение, что изучение традиционного древнерусского женского костюма позволит целенаправленно и эффективно решить проблему художественно-эстетического воспитания подростков, подтвердилось.

Список использованных источников.

1. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания./ М.; Просвещение, 1986

2. Андреянова Л.И. Уроки шитья./ Переиздание – Екатеринбург. Стрибог,1995

3. Аристов Н. Указательные сочинения

4. Арциховский А.В. Одежда/ История культуры Древней Руси Т.I./ М.,1948

5. Арциховский А.В. Раскопки на Славнее в Новгороде, 1949 (№ 11)

6. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики./ М., 1986

7. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е издание, дополненное./ М.: Полииздат, 1988

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. III. ч. II./ СПб.; М.1882

9. Гусарова И.Л. Декоративное творчество в школе и художественные народные промыслы./ М., Издание НИИ школ МП РСФСР,1973

10. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека./ М.: Знание,1968

11. История культуры Древней Руси. Т. I.,/ М., Л.,1958, с.261

12. Кон И.С. Открытие «Я»./ М.,1978

13. Крутецкий В.А. Возрастные психологические особенности подростка./ Советская педагогика, 1970 (№1)

14. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание./ М.: Просвещение, 1986, с. 304

15. Маймин Е.А. Эстетика – наука о прекрасном./ М., 1982

16. Маркс к., Энгельс Ф., Сочинения, 2-е издание, т. 23.

17. Надеждин А. Права и значение женщины в христианстве./ Спб.,1873

18. ПСРЛ. Т. XXV., с.487(1365г.), НГБ (1952г.), с. 45.№ 43 (XIV в.)

19. Поварин Г. Очерки мелкого кожевенного производства в России. Ч. I.,/ СПб. 1912, с. 64, 147.

20. Пушкарева Н.А. Женщины Древней Руси./ М., Мысль,1989

21. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда./ М., 1978

22. Сабурова М.А. Женский головной убор, с.123.

23. Силаева К., Михайлова И. Соленое тесто,/ М. ООО «Издательство «Эксмо», 2004, 224с., илл.

24. Срезневский И.И. Древние изображения.

25. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. II./ М., Спб,1985

26. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника.

27. Толстых В.И. Теория эстетического воспитания./ М.,1979

28. Филлипов И. А. Промыслы из дерева, луба, бересты. / М., 1959, с.90

29. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание. (Учебное пособие)

30. Шавинский А.В. Очерки по истории техники живописи и технологии красок в Древней Руси; / Н.; Л.; 1935

31. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Пособие для учителей. 2-е издание, дополненное и переработанное./ М. Просвещение,1979