Смекни!
smekni.com

Методика планирования и проведения инновационных уроков профессионального обучения (стр. 3 из 4)

в) по конструктивным особенностям - простые и сложные;

г) по однозначности выигрыша - жесткие и нежесткие;

д) по наличию случайных событий - детерминированные и стохастичные [3].

Классификация деловых игр [5]:

Признаки Класс деловых игр
1) Функциональное назначение - учебные ДИ; - производственные ДИ; - организационно - деятельностные (ОДИ);
2) Степень реальности игровой модели - конкретные (практические);- абстрактные (теоретические);
3) Сложность игровых процедур - простые (ограниченное число участников, одна проблема);- сложные (множество участников);
4) Структура участников игры - однотипные (студенческие группы, работники одного предприятия и т.д.); - смешанные (разнопрофильность участников игры);
5) Вид оценки деятельности участников игровых групп - без оценивания специальным арбитражем - с оцениванием, специальным арбитражем и с самооценкой участников игры

При разработке деловой игры можно выделить следующие этапы:

1. Проблематизация и тематизация.

2. Определение типа по назначению (для обучения, в исследовательских целях, для принятия решений, проектирования, по кадровым вопросам).

3. Выделение целей конструирования.

4. Анализ главных закономерностей - связей, отношений, в моделируемой деятельности, исходя из проблемы, лежащей в основе игры.

5. Выделяются игровые единицы и функции. На основе этой работы создается сценарный план, и продумываются игровые события.

6. Создается перечень решений, которые могут принимать игроки. На данном этапе определены основные точки, на которых базируется простая игра.

7. Формулировка правил, распределение ролей среди игроков.

8. Формулирование системы штрафов и поощрений, определение критериев выигрыша. Результаты игры могут быть очевидны, выраженные количественно, и могут оцениваться экспертами [4].

Выводы по I главе:

В ходе изучения теоретических основ использования инновационных уроков, мы рассмотрели наиболее часто применяемые в практике профессионального обучения инновационные уроки. Дали им краткую характеристику, выявили цели, содержание и предполагаемые результаты. И таким образом на основе всего выше изложенного пришли к выводу, что применение инновационных уроков не всегда является лучшим вариантом проведения урока. Инновационные уроки наиболее логично применять для повторения, усвоения и закрепления пройденного материала, а не для изучения нового. Также рассмотрели такой инновационный урок как деловая игра. И пришли к выводу, что деловые игры могут применяться не только для активизация, закрепление и обобщения знаний учащихся, но и для применение полученных знаний в поставленных условиях урока при планировании последовательности действий.


Глава IIПроектирование и методика проведения деловой игры на уроке Материаловедения по теме «Понятия о сталях, их классификация и принципы маркировки».

2.1 Планирование деловой игры.

Главными целями проведения деловой игры следующие:

1. обобщение, активизация и закрепление знаний учащихся, приобретенных при изучении темы «Понятия о сталях, их классификация и принципы маркировки»;

2. анализ, синтез, интерпретация материала в ходе деловой игры;

3. практическое применение полученных знаний, планирование хода действий.

4. развитие навыков учащихся по работе в группе, сотрудничество, взаимная помощь;

Основная задача:

1. выработка навыков принятия практического решения на игровых этапах «создания» и «развития деятельности» предприятия.

Время проведения деловой игры:

Оптимальным временем для проведения игры в нашем случае это конец четверти или полугодия. Так как урок является уроком – обобщением, то и наилучшем методом оценки уже имеющихся знаний, которые учащиеся получили в ходе изучения данной темы.

Количество и состав участников:

1) 25 учащихся первого курса, которые разбиваются на 3 группы (по 8-9 человек), каждой из которых присваивается название:

· Предприятия N.

· Предприятия Х.

· Предприятия Y.

2) Экспертная комиссия, в лице учащихся второго и третьего курсов, а также преподаватели, чьи предметы имеют непосредственную связь с темой игры.

3) Главным действующим лицом, которое будет задавать ритм и ход игры является преподаватель, его роль в игре – заказчик, прибывший в наш город с определенной целью – выбрать партнера для сотрудничества.

Дополнительные моменты организации деловой игры, необходимые для ее проведения.

- Для того что бы данная деловая игра прошла не только как урок для разнообразия учебного процесса, а все же и как урок обобщения учебного материала, учащимся заранее дается задание повторить весь материал, связанный непосредственно со сталями, их классификацией и принципами маркировки.

- Обстановка в классе должна быть соответствующей: столы необходимо расставить так что бы четко прослеживалось их деление на 3 группы. На каждый стол необходимо сделать табличку с названием, в которой в последствии указывается состав учащихся.

- На доску можно повесить различные средства обучения, например: плакат или схема «Вредные примеси и их влияние на сталь», диаграмму состояния железоуглеродистых сплавов.

- Для побуждения учащихся к активной деятельности за правильные ответы или дополнения жюри выставляют соответствующие баллы. По итогам проведения игры определяются заработанные очки, команде набравшей наибольшее количество очков выставляется соответствующая оценка.


2.2. План – конспект деловой игры на уроке Материаловедения по теме «Понятия о сталях, их классификация и принципы маркировки».

Дисциплина: Материаловедении.

Тема: «Понятия о сталях, их классификация и принципы маркировки».

Цель: обобщить и закрепить у учащихся имеющиеся знания о понятии стали, их классификации, маркировке.

Ход урока:

IОрганизационная часть (5 мин). Во вступительном слове перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа.

IIПодготовка к проведению деловой игры (5 мин). Группам участников предлагается вытянуть, из трех предложенных вариантов, своё предприятие: предприятия N., основывающиеся на производстве изделий из твердых сплавов; предприятия X., основывающиеся на производстве изделий из быстрорежущих сталей; или предприятия Y., основывающиеся на производстве изделий из инструментальной легированной стали; и занимают соответствующие места в классе. Название предприятий участники придумывают сами и вписывают его на табличку, имеющуюся на каждом столе.

IIIПроведение деловой игры(30 мин).

Суть игры состоит в следующем, заказчик, приехавший в наш город

желает наладить поставки продукции на своё предприятие. Но для того, что бы определить, с каким предприятие ему лучше сотрудничать, каждому предприятию предстоит выполнить предложенные задания.

I тур. «Вопрос - ответ» (10мин).

Здесь заказчик предлагает предприятиям пройти некую проверку имеющихся знаний, что бы удостоверится, что здесь работают настоящие специалисты, компетентные в данной сфере производства.

Предлагается 9 вопросов по теме, на которые требуется устный ответ. Предложенные вопросы не должны вызвать затруднения у команд, так как они являются основополагающими в изучении темы «Понятия о сталях, их классификация и принципы маркировки». Команды отвечают на них по очереди, в случае все же незнания правильного ответа или неполного ответа предоставляется возможность ответить или дополнить другой команде и получить дополнительные очки.

Вопросы:

1) Дать определение стали?

2) Как классифицируют стали?

3) Какие стали выделяют по химическому составу?

4) Перечислить основные легирующие элементы в сталях?

5) Что значит понятие «раскисление» стали?

6) Как называется сталь с содержанием углерода 0,8%?

7) Что обозначает буква «Р» в маркировке стали, например Р18, Р6М5?

8) При добавлении легирующего элемента никеля, как

изменяются свойства материала?

9) Какие стали относятся к коррозионно-стойким сталям?

Предполагаемые правильные ответы:

1) Сталь – это сплав железа с углеродом, испытывающий только эвтектоидное превращение.

2) Основная классификация сталей:

1. по химическому составу;

2. по назначению;

3. по качеству;

4. по структуре;

5. по степени раскисления;

3) По химическому составу стали делят на: углеродистые и легированные.

4) Основными легирующими элементами являются: хром, марганец, кремний, никель, вольфрам, титан, кобальт.

5) Раскисление стали – это процесс удаления из жидкого металла кислорода.

6) Сталь с содержанием углерода 0,8 % называется эвтектоидной.

7) Буква «Р» в маркировке означает, что данная сталь относится к быстрорежущим сталям.

8) При добавлении в сталь никеля увеличивается твердость, вязкость, прочность, коррозионная стойкость.

9) К коррозионно-стойким сталям относятся хромистые и хромоникелевые стали.

На данном этапе деловой игры оценивание ответа осуществляется следующим образом: максимальное количество баллов может получить группа, у которой ответ был правильный и полный (то есть был полностью раскрыт). Максимальное число очков в I туре равняется – 2. То есть если ответ был озвучен не совсем полно, то жюри оценивает его в 1 балл. Дополнения также оцениваются 1 баллом.

II тур. «Профессиональные навыки» (20мин).

На этом этапе заказчик предлагает одно общее задание: разработать подробный рекомендации по изготовлению резца для обработки высокопрочной стали, с учетом того, что каждое предприятие базируется на производстве изделий только из одного материала: твердый сплав, быстрорежущая сталь, инструментальная легированная сталь.

Каждому предприятию необходимо показать профессиональные знания и навыки в данной области: в выборе 1) условий работы данного инструмента; 2) свойств, которыми должен обладать материал для изготовления резца; и непосредственно 3) выбор материала, то есть марки стали или сплава. Таким образом, две первые задачи у команд будут одинаковыми, а третья различна, по условию игры в ходе разделения участников на команды на этапе подготовки.