Социальная напряженность, бытующая в обществе сейчас безусловно, способствует усилению критики. Напряженное отношение к институтам власти автоматически переносится и на милицию, как на ее структурное звено. Так же , в обществе продолжают жить стереотипы, что высокий рост преступности – это результат не правильной работы органов внутренних дел, милиция - единственная сила, с помощью которой можно управлять звеном преступности и вся вина за ее рост лежит именно на ней.
Писатели, режиссеры и сценаристы, пользуясь средствами массовой информации в своей работе, создают неправильный образ сотрудника, а его читатели и зрители переносят этот образ на живых представителей власти. На этом фоне формируются негативные социальные представления об имидже сотрудников органов внутренних дел.
Русский детективный сериал "Глухарь".
«Этот сериал придется по вкусу большинству зрителей, с первых серий Глухаря понимаешь, что это не обычный стандартный сериал. В фильме все как в жизни, только это жизнь двоих друзей, которые имеют весьма интересные професии, такие как инспектор ГАИ и следователь МВД. Такое сочетание дает много возможностей закадычным друзьям Сергею Глухареву и Денису Антошину, только не подумайте о легкой наживе, а о возможности восстановить справедливость. Образ главных героев сериала"Глухарь" это не честные милиционеры, а хорошие обычные люди, которые с пониманием относятся к жизни, к различным ситуациям, к людям. Для них не главное наказать человека за нарушение закона, а найти правду и помочь людям, которые это действительно заслуживают. Если человек негодяй, то он должен быть наказан, а если человек просто попал в сложную ситуацию, то ему помогут и дадут понять, что так нельзя поступать. Рутинная работа следователя милиции совсем уж нескучная, а особенно если к ней относится, так как это Сергей Глухарев, то можно и повеселиться и подзаработать.»
Так об этом сериале отзываются критики. Может и на самом деле оно так, но методы которыми достигается правда и справедливость, не корректны, и вводят в заблуждение зрителей. Ведь чтоб получить сведенья не обязательно «избивать» подозреваемого.
Можно сказать, что на страже чести, личного достоинства и авторитета сотрудников органов внутренних дел стоят этикет, правовая эстетика в целом и требует от них того же по отношению к обществу и каждому гражданину в целом. Исходя из «золотого правила» этики: «Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе», сотрудники должны быть особо деликатны не только к своему внешнему виду, но и к своей речи, поступкам, к выбору средств возобновления общественного порядка, пресечения противоправных действий. Вместе с тем не являются редкими случаи, когда сотрудники обращаются к гражданам на «ты», прибегают к окрику, а то и физическому оскорблению задержанных, сквернословят. И с этим уже начало бороться наше государство, но зачем в произведениях детективного жанра так яростно это описывать?! Это надо искоренять.
Служебный этикет приказывает сотрудникам строго блюсти форму одежды и приветствий, запрещает ношение неуставных знаков. Плохое отношение он имеет ко всему, что преднамеренно используется для того, чтобы чисто внешне выделиться среди других. Нельзя назвать любовью к форменной одежде попытки отдельных молодых сотрудников как-то самостоятельно «усовершенствовать» ее. Это, скорее, проявление тщеславия, эгоизма, стремления «не быть как все».
К последнему можно было бы отнестись с нисхождение, если бы оно не сводилось только к внешним признакам отличия, вне какой-либо связи с умственными, профессиональными и нравственными качествами человека, его духовными достоинствами.
Однако письменная и обыденная ментальность донесла до нас и другой образ милицейских. Вполне определенные ассоциации вызывают у нас милиционеры, показывающиеся персонажами рассказов А.П.Чехова, произведений М.Е.Салтыкова - Щедрина, Н.В. Гоголя, Грибоедова и т.д. В частности, достаточно вспомнить такие слова, как «шпик», «филер», «жандарм», «городовой», чтобы ассоциативные связи вызвали известные образы. Что касается современной литературы детективного жанра, то зачастую главными ее героями являются представители преступного мира. Их идеализация налицо. Социальные представления влияют на восприятие населением конкретного сотрудника органов внутренних дел.
Итак, можно сделать следующие выводы: 1) средства массовой информации создают «катастрофическое» сознание, что ухудшает фон для восприятия сотрудников органов внутренних дел; 2); образ сотрудника сформированный из представлений о нем из неблагоприятных источников и влияет не только на сознание людей, но и на самих сотрудников. 3) выявлен ряд моментов, которые сообщают о неадекватности социальных представлений об имидже сотрудников органов внутренних дел. 4) социальные мнения о сотрудниках органов внутренних дел, передаваемые средствами массовой информации, содержат ряд мнений : перекладыванием вины за состояние преступности на МВД. К числу таких эффектов можно отнести эффект «козла отпущения» - «куда смотрит милиция?»; 5) имидж сотрудников ОВД зависит от: внешних признаков, социально-психологической компетентности, профессиональной готовности, и ряда других свойств; 6) для уволенных сотрудников органов внутренних дел по отрицательным мотивам характерен ряд специфических характеристик; 7) на имидж сотрудников органов внутренних дел негативно влияет их профессиональная деформация.
Таким образом, служебный этикет в органах внутренних дел как проявление правовой эстетики содержит такие правила поведения, которые являются нравственными по содержанию, эстетическими по форме и правовыми по характеру их применения. В этом их жизненность и стимулирующая роль.
Нравственные качества сотрудника ОВД в современных произведениях детективного жанра.
Звенья морального сознания и поведения (как профессионального, так и повседневного) сотрудников ОВД выступают неизменные нравственные качества. Для того чтобы уголовно-процессуальные отношения были действительно нравственными, эти лица должны владеть обусловленными моральными качествами, быть нравственно воспитанными.
Сотрудники милиции, должны иметь абсолютное уважение к закону, преданность его букве и духу, выносливость ,и неподверженность постороннему влиянию, независимость в суждениях и бдительность. Они обязаны быть правдивы и неподкупны, требовательными к себе и к людям, мужественны и решительны, скромны и вежливы, трудолюбивы.
Представителями российской литературы стали описывать в своих произведениях животрепещущей темы – неоправданный разгул насилья в, так называемом, криминальном чтиве, захлестнувшим прилавки книжных магазинов. Обычно, в подобных произведениях, направленных на огромную аудиторию книголюбов, образ сотрудника органов внутренних дел предстает перед нами исключительно с отрицательной стороны.
В подобных произведениях главному герою обычно приписываются качества, которые выделяют его среди коллег. Основой сюжетной линии, обычно, выступает борьба с преступностью, которую дополняют возможные личные проблемы главного героя и его взаимоотношения с окружающими людьми. Но методы достижения «добра» не всегда законны.
Тяжело отыскать другую профессию, владея которой ежедневно приходилось бы встречаться с таким количеством самых разнообразных жизненных ситуаций, деяний, мотивов, людских характеров. И во всем этом многообразии необходимо сориентироваться быстро, всесторонне, полно и нерушимо.
Сотрудники органов внутренних дел должны быть предельно сдержанными, тактичными, корректными, сосредоточенными, хладнокровными и спокойными в отношении каждого человека—преступника- вора, убийцы и обычного скандалиста, потерпевшего и свидетеля, женщины и мужчины, старика и подростка, попавших в поле деятельности правосудия. И как бы при этом ни было велико эмоциональное и умственное напряжение, как бы ни тяжело было сдерживать гнев к бандиту и убийце, насильнику и грабителю, срыв здесь недопустим, как недопустимы и угрозы, грубость, обман, ложь, какими бы благими намерениями и причинами они ни объяснялись.
В связи с тем, что произведения детективного жанра имеют направленность на широкую аудиторию, реалистичность происходящего приносится в жертву зрелищности и сюжету. Профессиональный правоохранительный служащий заметит в соответствующих книгах и фильмах множество ошибок, по большей части юридического характера.
Трудно представить, но было время, когда за жутким дефицитом детективом- новинки в книжные магазины выстраивалась огромная очередь. А когда шел фильм «Вместо встречи изменить нельзя», пустели улицы. Страна с упоением следила за тем, как Шарапов с Жегловым в не наступившей еще эре милосердия ловят «Черную кошку».
Песня из популярнейшего сериала про милиционеров-знатоков «Если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет…» с предельной ясностью все ставила на свои места.
Но сейчас другие времена, и милиционеры в этих произведениях имеют корыстные цели, направленные на достижения собственных благ, она тщеславны и завистливы, и им совсем не до «борьбы с преступностью». Ну а если они все же борются то без всякого энтузиазма.
На этот счет наше государство разработало целую главу посвященную нравственным основам службы в органах внутренних дев, где подробнейшим образом раскрывает то как и чем должен руководствоваться сотрудник при выполнении свих профессиональных обязанностей.
Согласно статья 6. нравственные принципы службы в органах внутренних дел:
1. Нравственные принципы службы воплощают безусловные требования профессиональной и общественной морали к деятельности органов внутренних дел.
2. Служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел осуществляется в соответствии с нравственными принципами: