Смекни!
smekni.com

Неформальные молодёжные движения как фактор воспитания подростка (стр. 6 из 10)

Опасным явлением, получившим широкое распространение среди молодежи, стала наркомания. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что среди употребляющих наркотические и токсические препараты, преобладает молодежь: 51% наркоманов и токсикоманов составляют молодые люди в возрасте 25-30 лет. Число наркоманов в России за последние 35 лет увеличилось более чем в 200 раз. Средний возраст молодых людей, приобщающихся к наркотикам, составляет 14 лет Образовательные учреждения, семья, другие социальные институты призваны объединить свои усилия в целях антинаркотического обучения и воспитания учащейся молодежи, выработки у школьников стойкого отрицательного отношения к потреблению наркотических средств.

Наряду с наркоманией среди учащейся молодежи наблюдается рост таких негативных явлений, как пьянство, курение, раннее приобщение к половой жизни, нарушение норм и правил общежития. Пьянство стало обычным элементом социальных ритуалов, празднеств, условием официальных церемоний и решения личных проблем. Вызывает тревогу катастрофический рост числа алкоголиков в стране: если ранее, по данным МВД, их насчитывалось не многим более миллиона, то сегодня, по разным источникам, вырисовывается цифра от 2 до 3,5 млн человек. Около 70% из них – лица в возрасте до 30 лет, среди которых почти 60 тыс. – дети до 14 лет. Ранний алкоголизм представляет особую опасность: если у взрослого человека переход от стадии обычного пьянства к хроническому алкоголизму занимает 5-10 лет, то у подростков он совершается в 3-4 раза быстрее[3].

Характерно, что если в начале 60-х годов мужчины начинали систематически употреблять алкоголь с 24 лет, в 80-е – с 19 лет, то в начале 90-х годов – с 17 лет. За последние годы в два раза увеличилось число преступлений, совершаемых девушками. Одной из причин их роста стало употребление алкоголя: более 60% девушек-правонарушителей еще в школе систематически употребляли спиртные напитки. Уже не только юношей, но и девушек 14-17 лет можно постоянно встретить на улицах с пивными бутылками.

Среди молодого поколения страны получило распространение курение, затрудняющее проблему сохранения здоровья молодежи. Одной из крайних форм девиантного поведения выделяется суицид – намерение лишить себя жизни. Социологические исследования показывают, что суицидное поведение зависит от таких характеристик, как пол, возраст, образование, семейное положение, социальный статус в обществе, уровень материального благополучия. Суициду в большей степени подвержены молодые люди до 20 лет, а нередко и 10-12-летние подростки, болезненно воспринимающие негативные явления в жизни.

За 1992-1996 гг. смертность подростков от суицида выросла на 60%. Особую тревогу вызывает рост суицида среди молодежи мужского пола: в 1990 г. в расчете на 100 тыс. человек совершили самоубийства лица моложе 20 лет у мужчин – 6,6, у женщин – 1,7, в возрасте 20-24 лет – соответственно 33,8 и 6,8[4].

Проблема суицидных явлений в России приобрела особую значимость. Рыночные отношения потребовали от молодежи переоценки социальных ценностей, что привело к возникновению в молодежной среде сложных личных или жизненных ситуаций сущности этих явлений, ясности представления о характере проблемы суицида.

Наряду с крайними формами девиантного поведения существует многочисленное число других отклонений в поведении молодежи. К таким отклонениям можно отнести, в частности, сексуальную распущенность, охватившую молодежь, в особенности подростков крупных городов. Социологические опросы, данные медицинских учреждений свидетельствуют, что если двадцать лет назад среднестатистический москвич начинал сексуальную жизнь в 17-18 лет, а среднестатистическая москвичка – не ранее 19 лет, то сегодня это событие происходит в 14-16 лет. Наши тинэйджеры практически догнали американцев и уже давно перегнали голландских и швейцарских подростков. Для России обычным явлением становится юное материнство: каждый десятый ребенок рождается у матери моложе 20 лет; ежегодно около 1,5 тыс. детей появляются на свет у 15-летних матерей, 9 тыс. – у 16-летних и 30 тыс. – у 17-летних[5].

В связи с ростом половой распущенности среди учащихся специалисты Министерства здравоохранения проявляют тревогу, отмечают рост абортов, заражение сифилисом, другими венерическими болезнями. Достаточно отметить, что молодежь 13-19 лет составляет почти 16% всех болеющих этими болезнями, что наносит не только физический, но и моральный ущерб нашему обществу. К другим отклонениям асоциального характера следует отнести ложь, обман, агрессивность, пассивность, грубость, конфликтность, раздражительность, халатность. Хотя эти поступки нельзя отнести к преступлениям или правонарушениям, поведение их носителей не соответствует моральным нормам, установленным в цивилизованном обществе.

Эти и другие парадоксальные явления по-новому высвечивают проблему гражданской социализации молодежи, требуют повышения внимания государственных структур, других социальных институтов к ресоциализации подрастающего поколения. Ибо по-прежнему незыблемым остается положение о том, что будущее принадлежит молодежи.

Вывод:

Основу качественной определенности современного молодого человека составляют деловитость, инициативность, предприимчивость, стремление к инновациям и поиск возможности реализовать собственный творческий потенциал. Социальные институты общества стремятся пойти на предельное раскрепощение личности, сняв с молодых людей регулирующие ограничения и предоставив им возможность самореализации своих способностей, удовлетворения как материальных потребностей, так и духовных интересов.

Ситуация жизненного самоопределения молодежи неоднозначна. С одной стороны, представители молодого поколения составляют сегодня значительную долю в составе новых социальных слоев: предпринимателей, менеджеров, банковских работников. Увеличилось число молодых людей, возглавляющих общественные движения и политические партии. Одновременно, с другой стороны, молодежь оказалась одной из самых незащищенных социальных групп, значительно ухудшилось ее материальное положение, замедлилось социальное продвижение, наблюдается глубокое противоречие в несоответствии новых социально - экономических требований и качеств личности молодого человека, традиционно формируемых социальными институтами российского общества. Эти два вектора, взаимодействуя друг с другом, определяют особенности гражданской социализации молодых людей.

2.1 Неформальные движения

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм,

енностей и стериотипов.

Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной "размытости", неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей(ценностейбольшинства).
Так, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга.

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции "стороннего наблюдателя". На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть. Существует мнение, что аполитичность молодежи закономерный результат чрезмерной идеологизации воспитания прошлых лет, а активная политизированность граничит с социологией. Вряд ли можно согласиться с подобной позицией: если в стабильном обществе приоритеты частной жизни закономерны и естественны, то в ситуации системного кризиса социальная индифферентность молодых чревата необратимыми последствиями для будущего страны. Не менее тревожно и то, что политизация отдельных групп молодежи приобретает черты политического и национального экстремизма.

Противопоставление образа "мы" и "они" традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И. С. Тургенева "Отцы и дети". Однако сегодня у молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех "папиных" ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только для себе. Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть "наша" мода, "наша" музыка, "наше" общение, а есть - "папино", которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается третий аспект отчуждения молодежной субкультуры – это культурное отчуждение.

Именно на этом уровне субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических ("зарабатывать деньги") и досуговых ("интересно провести свободное время") потребностей.

Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге -"ничего неделание"), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно.