Во всех видах письма чтение выполняет функцию контроля.
Слуховой диктант со зрительным самоконтролем отвечает принципу взаимодействия анализаторов, участвующих в акте письма. После написания слухового диктанта, обходя учеников, педагог отмечает у себя и объявляет количество ошибок каждого из учеников. На несколько минут открывается текст диктанта, записанный на доске, для исправления ошибок. Ученики делают исправления не ручкой, а цветным карандашом, чтобы отличить их от поправок, возможно имевших место в ходе написания диктанта. При проверке работ педагог отмечает количество исправленных ошибок, записывая это число в виде дроби: 5/3, то есть из пяти допущенных ошибок исправлено три. Подобные задания постепенно приучают детей к перечитыванию, проверке того, что они пишут. Педагог, ведя учет ошибок, может оценить динамику в развитии этого навыка.
Подбор речевого материала для слухового диктанта детям с ЗПР, страдающим дисграфией, дело непростое, так как в любом, самом несложном тексте может обнаружиться нечто недоступное для учеников на данном этапе обучения.
Это обстоятельство стало причиной для разработки новой, нетрадиционной формы письма под слуховую диктовку – графического диктанта. Наиболее полно эта форма отвечает задаче проверки усвоения детьми пройденных тем по дифференциации смешиваемых пар фонем, то есть тем, составляющих значительную часть всего объема логопедической работы при коррекции дисграфии.
Графический диктант выполняет контрольную функцию, но является щадящей формой контроля, так как исключает из поля зрения детей другие орфограммы. Проверка усвоения пройденного проходит в облегченных условиях, поэтому не является последней стадией контроля, как обычный текстовый диктант, где перед учеником стоят одновременно многие задачи. Однако именно графический диктант позволяет тренировать учащихся в различении смешиваемых звуков на таких сложных по звуковому составу словах, какие не могут быть включены в текстовые диктанты. Здесь как бы сужается «луч внимания» ребенка, концентрируясь на двух смешиваемых звуках, которые он должен выделить из насыщенного звукового ряда (слово, фраза, текст).
Проводится графический диктант следующим образом.
Перед детьми ставится задача определить по слуху только изучаемые звуки, например, звонкий з и глухой с (случаи оглушения звонкого согласного на данном этапе не включаются в текст). Слова, не содержащие указанных звуков, при записи обозначаются прочерком; содержащие один из звуков обозначаются одной соответствующей буквой; содержащие оба звука – двумя буквами в той последовательности, в какой они следуют в составе слов. Если один из звуков повторяется в слове дважды, то и буква повторяется дважды. Так, продиктованная фраза: «В сосновом лесу смолистый запах» - в записи выглядит следующим образом: « - сс с сс з ».
В ходе графического диктанта следует раздельно проговаривать слова фразы. При первом прослушивании ученики загибают пальцы по числу слов. При повторном чтении записывают, сверяя число письменных обозначений с количеством слов в предложении. Каждое предложение записывается с новой строки, поскольку в такой записи отсутствуют прописные буквы и точки.
Помимо проверки основной темы диктанта, этот вид работы позволяет закрепить и ряд других навыков письма: учащиеся воспринимают на слух и отражают в записи членение текста на предложения, предложений – на слова; приучаются вычленять предлоги. Графические диктанты расширяют словарный запас детей, тогда как при текстовой записи выбор слов ограничен сложностью их написания.
Ошибки в графических диктантах сводятся к следующему: пропуск слова-черточки в предложении; пропуск буквы, особенно если она встречается в слове 2-3 раза. Например, при дифференциации гласных и-ы:
слово наловили обозначено и (вместо ии),
удивились – ии (вместо иии).
Ошибки первого вида преодолеваются с помощью предварительного анализа фразы на слова, выборочного называния второго, четвертого, первого слова. Учащиеся сознательно стремятся к запоминанию каждого предложения. Объем слуховой памяти заметно увеличивается. Допустивший ошибку второго вида при проверке диктанта должен вслух проговорить слово, «прощупывая каждый звук». Постепенно совершенствуется навык точного и быстрого анализа по звуковому составу с опорой на артикуляцию.
Графическая запись может использоваться также при закреплении других тем коррекционного курса.
Обычно дети охотно пишут все графические диктанты. Новые обозначения не вызывают у них затруднений, так как принцип записи при разных темах одинаков.
2.2.Система работы по коррекции чтения.
Устранения недостатков устной речи, чтения и письма на логопедических занятиях проводили одновременно.
Рассмотрим следующие периоды работы по коррекции чтения:
Работа над звуковой стороной речи.
Задачи:
- развитие фонематического восприятия;
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие темпо-ритмической стороны речи.
Работа по восприятию буквы и умению соотносить ее с соответствующим звуком.
Задачи:
- развивать звукобуквенный анализ;
- обучать детей обозначать звук соответствующей буквой;
- совершенствовать мелкую моторику;
- работать по развитию плоскостного синтеза букв.
На начальном этапе коррекционного обучения на каждом занятии необходимо включать упражнения по развитию фонематического восприятия, артикуляторной моторики, длительного выдоха, чувства ритма. С этой целью мы применяли следующие наборы упражнений.
Артикуляционная гимнастика для губ:
"Маятник" - губы вытянуть вперед, затем отвести в сторону до предела, зафиксировать, затем в другую сторону (5-6 раз).
"Мельница" - губы вытянуть вперед и делать круговые движения губ по часовой стрелке. Сначала в одну сторону, затем в другую (3-4 раза).
"Птенец" - одними губами, вытянутыми вперед, произносить (просить) слово "пить" (8-10 раз) и др.
Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти:
"Обезьянки" - выдвинуть нижнюю челюсть вперед, вернуть на место. Затем постараться наоборот "задвинуть" назад (3-4 раза).
"Пила" - движения очень медленные, плавные нижней челюсти вправо, влево (3-4 раза).
"Ам" - очень медленно на звук "А" опускаем нижнюю челюсть и быстро захлопываем на звук "М" (3-4 раза) и др.
Артикуляционная гимнастика для языка:
"Укол" - кончиком языка постараться уколоть то одну, то другую щеку (5-6 раз).
"Жало" - вытянуть заостренный язык вперед и быстро спрятать (3-4 раза).
"Цокот" - пощелкать языком, спрятав звук в резонатор, т.е. при закрытом рте, затем то же самое, только рот открыт (3-4 раза) и др.
Работа над развитием длительного выдоха сначала проходила без участия речи, затем с речевым материалом. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Воспитывается нижнереберное, диафрагмальное дыхание. С целью контроля рука педагога кладется на область диафрагмы ребенка, а рука ребенка ощущает дыхательные движения педагога. Приведем некоторые упражнения для развития дыхания.
1. "Погреться на морозе". Дети вдыхают через нос и дуют на "озябшие" руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
2. "Вьюга". Перед детьми сюжетная картинка. По сигналу "Вьюга началась" дети тихо гудят: "У-у-у:". По сигналу "Сильная вьюга" дети громко произносят: "У-у-у:". По сигналу "Вьюга затихает" дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу "Вьюга кончилась" замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки: горизонтальное движение руки - дети гудят тихо, движение руки вверх - усиление голоса, движение руки вниз - уменьшение силы голоса.
Аналогично проводятся упражнения "Самолет", но здесь обращается внимание детей на то, что самолет летит на одной высоте, поэтому звук тянется на одном тоне, меняется только сила звука (самолет далеко - тихо, пролетает над нами - громко, самолет улетает - голос затихает).
Также проводились упражнения: "Задуть свечу", "Эхо", "Добавление фразы" и др. Очень детям нравились упражнения соревновательного характера (например: "Кто дольше протянет?"). Однако сначала дети пытались обманывать педагога: незаметно делая дополнительный вдох. После длительных объяснений о пользе правильного выполнения дыхательных упражнений - дети перестали прибегать к этому приему и, постепенно, их выдох стал более длительным.
Одновременно необходимо вести распознание букв, пройденных в классе, с помощью лентопротяжного транспаранта, на котором напечатаны буквы в той же последовательности, в которой они изучаются в школе. Здесь же предъявляются буквы, неправильно расположенные, с недописанными элементами.
Есть "домашние" дети, которые, зная все буквы, читать слитно слоги и слова не умеют, а читают по буквам. В данном случае важно определить, понимают ли они при побуквенном чтении смысл прочитанного, имеют ли они целостный образ данного слова или нет. В этом случае мы решали главную задачу - обучить ребенка сливать звуки в слоги. Но сначала необходимо было научить их воспринимать сразу две буквы (СГ).
Звуковой анализ прямого слога и дальнейшую работу по фонематическому анализу слова строили с опорой на схему звукового состава слова, которую конструировали из кубиков (крышек от бутылок) красного, синего и зеленого цвета в отличие от плоскостной схемы по методике В.Г. Горецкого. Кубики (крышки) удобны тем, что могут соединяться и раздвигаться в зависимости от задания педагога.
- раздели слово на слоги;
- выдели слоги – слияния
- раздели слово для переноса и т.д.