В концепции культурно-исторического развития личности Л. В. Выготского ведущая роль отводится деятельности. На основе этой идеи А. Н. Леонтьевым создано самостоятельное направление – теория деятельности и теория поэтапного формирования психических процессов П. Я. Гальперина. Мысль о том, что подлинное обучение должно вести за собой развитие, позволила понять процесс обучения как особую по структуре и содержанию деятельность, специально организованную и управляемую. Развивая теорию деятельности, Д. И. Фельдштейн подчеркивает роль общественно-полезной деятельности, ее назначение для развития потребности реализовать себя для общества. Существенным при ее организации является направленность на благо другим людям.
К явлению направленности личности впервые обратился С. Л. Рубинштейн, рассматривая ее как совокупность «динамических тенденций», которые служат источником многообразной и разносторонне деятельности» и выражающих социальные потребности, систему мотивов и задач, которые ставит себе человек.
Принципиальных разногласий в трактовке термина «направленность» в литературе по педагогике и психологии практически нет. И во всех научных подходах направленность рассматривается как один из структурных компонентом личности. В психологическом плане она представляет собой сложное образование, которое наиболее полно отражает способ ее общественного поведения и деятельности.
С явлением общей направленности личности теснейшим образом связано понятие профессиональной направленности личности. Она понимается как избирательное положительное отношение к профессии (А. В. Кирьякова, В. А. Сластенин, Г. А. Мелекесов, С. И. Жернов) и представляет собой интегральное динамическое свойство личности, которое выражает доминирующие осознаваемые и неосознаваемые отношения к любой профессии (в том числе и дизайнерской), предопределяющие и подготовку к предстоящей деятельности, и успешность ее осуществления. Профессиональная направленность личности органически связана с проблемой деятельности и придает ей статус решающего фактора становления будущего специалиста, в частности дизайнера.
Направленность личности в профессиональной подготовке будущих дизайнеров связана с познавательной деятельностью, проявляется в интересах, установке, мотивации, потребностях, ценностных ориентациях.
Ценностные ориентации - это сложные образования, вобравшие в себя разные уровни и формы взаимодействия общественного и индивидуального в личности, определенные формы взаимодействия внутреннего и внешнего для личности, специфические формы осознания личностью окружающего мира, мира, своего прошлого, настоящего и будущего, а также сущности своего собственного. Ценностные ориентации личности в ее общей структуре выполняют роль «стратегической» линии поведения, функции «интегратора» различных форм деятельности человека».
Содержание понятия «ценность» большинство ученых (В.П. Тугаринов, С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, Л.П. Буева, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В.Н. Сагатовский, З.Н. Чавчавадзе, ВА. Ядов) характеризуют через выделение целого ряда признаков, свойственных так или иначе всем формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность.
Осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и его оценка формируют особый вид отношения к нему - ценностное отношение.
Ценностное отношение к профессии дизайнера рассматривают как результат осмысления полученных знаний, умений (впечатлений), познания деятельности ведущих дизайнеров мира. Заинтересованное отношение к изучению дисциплин, освоению ремесла, профессии положительно сказывается на психологическом состоянии студента и способствует развитию мотивации учения.
Ориентация личности в мире ценностей представляет собой процесс восхождения личности к ценностям на основе закона возвышения потребностей. Закон возвышения потребностей, работая на личностном уровне, позволяет обеспечить многие закономерности развития аксиологического потенциала личности. Потребности, будучи самыми глубинными источниками отношения к действительности, являются одновременно пусковым механизмом жизнедеятельности человека, его активности. Они составляют многообразную палитру стремлений, побуждений человека (Б. Г. Ананьев). Потребность – это, прежде всего, основа формирования цели деятельности и движущая сила в достижении поставленной цели образа будущей дизайнерской деятельности как продукт самосозидания, выстраивания жизненной перспективы также осуществляется на основе поиска, оценки, выбора и проекции. Экстраполяция себя в будущее.
Ценностное самоопределение студента как результат ориентации как особой стадии аксиологизации может быть названо центральной стадией, обеспечивающей ориентацию студента в мире ценностей профессии, в прошлом - настоящем - будущем.
Ценностное самоопределение личности студентов-дизайнеров проходит несколько этапов, для каждого из которых характерны свои особенности. В этом смысле для нашего исследования являются важными ряд основных положений концепции ориентации личности в мире ценностей А.В. Кирьяковой, которая утверждает, что процесс ориентации имеет следующие стадии:
- познание мира ценностей общества;
- осознание себя в этом мире (самосознание), осуществляемое на основе присвоенных личностью ценностей;
- построение жизненной перспективы в освоенной системе.
Применительно к нашему исследованию, продуктом первой фазы процесса ориентации - присвоения личностью ценностей - является мир ценностей профессии дизайнера. Продуктом данной фазы можно считать «Образ мира Дизайна».
Во второй фазе ориентации осуществляется формирование образа «Я». В контексте нашего исследования мы имеем в виду образ Я - дизайнер, становление и развитие, преобразование личности на основе принятия ценностей профессии. Во время второй фазы происходит идентификация и самоидентификация личности как субъекта дизайн-деятельности.
В третьей фазе процесса ориентации личности в мире ценностей в качестве образа будущего в нашем исследовании выступают цели дальнейшей деятельности, нормы поведения, иными словами, перспектива жизненного выбора. Мы полагаем, что четко обозначенная перспектива может послужить критерием эффективности процесса ориентации. Это важная фаза ценностного самоопределения личности студентов.
Особую роль в становлении «Я - будущий дизайнер» выполняют участие в конкурсах молодых дизайнеров, фестивалях моды, выставках, смотрах, взаимодействие с профессиональной средой, а также преддипломная практика, которые вызывают у студентов определенные ожидания и трудности, для преодоления которых необходимо раскрытие резервных возможностей образа «Я» (личностная концепция) и «образа Я - будущий дизайнер» (профессиональная концепция).
Дизайн-деятельность представляет возможности для активного вовлечения студентов в учебную деятельность, способствует мобилизации их творческих сил, условия для самостоятельных исследовательских навыков. Поэтому учебный процесс организован таким образом, чтобы студенты могли самостоятельно овладеть комплексом знаний и умений, научиться действовать творчески, находить способы самореализации, уметь самоопределяться в окружающем мире, ощущать свое собственное «Я», научиться управлять собой и обстоятельствами, уметь самообучаться и самосовершенствоваться.
Дизайнер, основным содержанием деятельности которого является создание культурных образцов, которые могут стать (а в ряде случаев и должны стать) модными, должен иметь целостное представление о природе такого феномена, как мода. Мода является одной из форм массового поведения в современном обществе. Мода может быть на вещи, свойства вещей, идеи, действия, слова, т. е. на все то, что является модными образцами. В связи с этим становление «Я - будущий дизайнер» включает в себя становление «Образ Моды», который формируется под воздействием знаний об основных закономерностях моды, понимания моды как социального явления.
Имидж дизайнера является одной из форм рекламы моды, особенно в конце XX в., когда дизайнер стал популярной личностью, сравнимой со звездами шоу-бизнеса.
«Образ я - дизайнер» - это личностное новообразование, синтезирующее в себе совокупность профессионально значимых ориентации личности, раскрывающее отношение к профессиональным знаниям, к будущей практической деятельности, к себе как будущему дизайнеру. Личностная значимость собственных достижений является одной из характеристик субъектной позиции студента по отношению к себе в реальности. Именно субъектная позиция студента составляет основу развития у него целостного, дифференцированного «образа Я» и выделения в этом глобальном личностном новообразовании компонента «Я - будущий дизайнер».
В каждую историческую эпоху образование играет особую роль и является непреходящей ценностью для любого человеческого сообщества и каждой отдельно взятой личности. С этих позиций существенное значение имеют труды, раскрывающие аксиологические основы образования (Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко, А.В. Кирьякова, Л.В. Сластенин, И.Ф. Исаева и др.).
Сегодня центральным понятием в теории высшего профессионального образования становится понятие «профессиональная компетентность». «Дизайн-образование мы рассматриваем одним из видов профессионального образования. Дизайн является особой творческой деятельностью, объединившей в процессе проектирования достижения различных областей человеческой деятельности - техники, инженерного конструирования, искусства, технологии, экономики, социологии - и направленной на создание эстетически совершенных и высококачественных серийных изделий для удовлетворения потребностей человека и общества».