Ж. Ж. Руссо считал, что цель воспитания определяется на основе теории естественного права, т. е. права личности на свободу, которую она умела бы защищать. Руссо не доверял воспитание обществу, т. к. оно уродует человека и не достигает цели. Целью же воспитания является воспитание настоящего человека, свободного от предрассудков, гуманного, который бы ни от кого не зависел, а жил бы плодами своего труда, ценил бы и умел защищать свою свободу, уважал свободу других.
Ж. Ж. Руссо обосновал идею естественного свободного воспитания. Естественное воспитание – это воспитание сообразно с природой; необходимо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности: « Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми[1]», - писал Руссо. И еще, Руссо считал, что каждый ребенок рождается свободным – это его естественное право, а поэтому не допустимы зубрежка, суровая дисциплина, телесные наказания, т. к. это насилие над личностью. Руссо требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами – в этом прогрессивность его идеи свободного воспитания.
В конце можно сказать, что Ж. Ж. Руссо трактовал воспитание как основное средство в деле преобразования общества. Высоко ценил роль
воспитателя в формировании личности ребенка, требовал, чтобы он не изнеживал его, а действовал сообразно естественному ходу развития детской природы.
XIX век в России – это была эпоха творчества многих выдающихся людей, сделавших своим трудом огромный шаг вперед к созданию подлинно научной педагогики и вхождению ее в мировую педагогическую культуру, здесь можно отметить несколько представителей гуманизма: К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого.
К. Д. Ушинский считал, что каждый человек от природы стремиться к свободе, к самореализации личностного потенциала, своих возможностей, своей воли, желаний[2].
Обосновывая свой взгляд на воспитание, образование, К. Д. Ушинский исходит из следующего положения: если мы хотим воспитать человека во всех отношениях, мы должны его знать так же во всех отношениях.
Цель воспитания, по Ушинскому, - воспитание совершенного человека. Это очень емкое, сложное определение, включающее в себя: гуманность, образованность, трудолюбие, религиозность, патриотизм.
Средствами и методами нравственного воспитания, по К. Д. Ушинскому, является правильная организация труда и отдыха воспитанников, игра, воспитывающее обучение, обмен мыслями между наставниками и учениками, убеждения, моральные наставления.
Педагогическое наследие К. Д. Ушинского – очень важный источник осмысления ведущих идей теории и истории педагогики, философии и истории образования. По праву К. Д. Ушинского сегодня можно назвать основателем направления педагогической гуманистики в научной педагогике.
Л. Н Толстой – гениальный писатель, философ, педагог – теоретик и учитель – оказал огромное влияние на отечественную и зарубежную философско-педагогическую мысль. Он предложил новое философско-педагогическое решение образовательных проблем как феномена культуры, детства как особого мира, доказал неэффективность образования, построенного на насильственной передаче знаний и формирования мировоззрения.
Л. Н. Толстой создал свою теорию гуманистического воспитания, стержнем которого является учение о непрерывном нравственном самосовершенствовании человека в течение всей его жизни.
В 60-е гг. гуманистический призыв Л. Н. Толстого к уважению личности ребенка звучал особенно актуально. Он писал: «Здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты, добра, которые мы носим в себе… Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра[3]».
Цель воспитания и образования, по Л. Н. Толстому,- способствовать развитию наибольшей гармонии качеств, которые ребенок несет в себе.
Взгляды Л. Н. Толстого на образование динамично развивались. Смысловым центром творчества была обращенность к духовно – нравственным вопросам становления человека. В 60 – 70 –е гг. в центре внимания Л. Н. Толстого находится проблема развития образования, изучение специфики деятельности учителя и учащихся. В 80 – е гг. выстраивается концепция образования и культуры на религиозно – нравственных основаниях.
В конце можно отметить, что русские просветители – гуманисты к середине XIX в. создали оригинальную концепцию отечественной педагогики, ясно осознавая значимость социально – педагогических ценностей в воспитании и обучении, обогащая педагогические традиции новизной решения вопросов воспитания.
На рубеже XIX и XX столетий идет активный процесс дальнейшего развития педагогических теорий и систем с новыми подходами к теоретическим, практическим проблемам воспитания и образования. Пересматриваются функции образования и воспитания.
В первые послереволюционные годы в тяжелых условиях гражданской войны педагогами – энтузиастами были созданы гуманистические воспитательные системы, добившиеся удивительных результатов в обучении и воспитании детей и подростков. Это «Школа жизни», организованная в Москве Н. И. Поповой, школа для беспризорных и трудновоспитуемых детей и подростков им. Ф. Достоевского в Петрограде во главе с В. Н. Сорокой – Росинским, школа - коммуна №1, созданная в Одессе С. М. Ривесом и Н. М. Шульманом, опытная стания по борьбе с беспризорностью О. В. Кайдановой.
Деятельность педагогов была направлена на удовлетворение интересов детей, уважение к ним, развитие активности и самостоятельности. Основным звеном деятельности в школе было сочетание общественного воспитания с обучением.
К концу ХХ века гуманизм как общественное явление превратился в высокозначимый элемент гражданского общества практически всех демократических стран мира, он стал глобальным феноменом человечества, выражающим волю людей к достойной жизни и решимость мужественно встречать и отвечать на вызовы будущего.
В СССР в 70 – 80 –е годы большую роль в распространении гуманистических идей играло общество «Знание». Несмотря на жесткую политизацию просвещения со стороны идеологического отдела ЦК КПСС, десятки тысяч ученых, учителей, культурных работников вели масштабную просветительскую работу, моральной основой которой были не только специфические партийные императивы и принципы особого, пролетарского или социалистического гуманизма, сколько – фактически – общечеловеческие нравственные ценности. Впечатляющей была и издательская деятельность этого общества, выпускавшего брошюры по вопросам гуманистического мировоззрения и воспитания сотни тысяч экземпляров.
В это же время предпринимались усилия создать специализированные социальные институты, пропагандирующие ценности и идеалы свободомыслия, гуманизма, научного мировоззрения.
В новейшей истории гуманизма в России особая роль принадлежит М. С. Горбачеву[4]. Он и его ближайшие единомышленники А. Н. Яковлев и И. Т. Фролов впервые в отечественной культуре столь широко и настойчиво стали пропагандировать принципы гуманизма в качестве общечеловеческих ценностей, отдавая безусловный приоритет в области мировоззрения и духовной жизни общества.
Рассмотрев историко-педагогические предпосылки гуманизма в воспитании, можно сделать вывод, что научить человека жить достойно в своем собственном мире, в сложном и многомерном мире себе подобных, в социальных реальностях, в мире природы, бытия и небытия, известного и неизвестного – задача и ответственность, которые гуманизм берет на себя в надежде на отклик человека разумного и открытого добру.
Таким образом, оценивая в целом значение педагогов – гуманистов в истории образования можно сказать, что гуманисты жаждали, стремились быть услышанными, излагая свое мнение, «проясняя» ситуацию. Каждый деятель гуманизма воплощал или пытался воплотить свои теории в жизнь. Гуманисты не просто верили в обновленное счастливое интеллектуальное общество – они хотели и пытались построить это общество своими руками, используя такие сферы как искусство, воспитание и политика.
II. Общедидактические подходы к гуманизации образования
Одной из современных тенденций развития образования в нашей стране является гуманизация, предполагающая переход к системе сотрудничества, обновление содержания, форм и методов обучения, что должно привести к формированию качественно новых личностных черт субъектов образовательной деятельности.
Пристальное внимание общества к проблеме гуманизации образования во многом связано с эволюцией современных философских воззрений, с которыми в центр научного исследования выдвигается человек.
В течение трех последних столетий в науке господствовал тип мышления, соответствовавший ньютоно – картезианской парадигме. В ее основе – труды британского естествоиспытателя И. Ньютона и французского Р. Декарта[5]. До последнего времени считалось: наука тем более объективна, чем более она отчуждена от субъекта, индивидуальности. Это коснулось прежде всего гуманитарных наук, в то числе педагогики и психологии, и выразилось, в частности, в том, что традиционная система обучения оказалась безличностной, «бездетной». Во многом она остается такой и сегодня, когда ребенок выступает прежде всего объектом, а не субъектом учебно – воспитательного процесса. Обучаемый предстает как некий инженерно – технологический механизм, которым можно управлять с помощью внешних воздействий, новых технологий, общих стандартов и нормативов. Отсюда – представление о каких – то универсальных педагогических средствах, которые вот – вот будут найдены, и отсутствие понимания того, что чудо – технологий (для все учителей и всех детей), в принципе, не может быть. Надо четко осознать, что ребенок – это не кусок глины, из которого можно лепить все, что захочется, а развивающая личность.