Смекни!
smekni.com

Гуманистический поход в образовании (стр. 4 из 5)

Проблема взаимодействия преподавателя и обучающихся всегда была в центре внимания педагогической теории и практики. Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, стоявшие у истоков педагогической науки, направляли учительство на творческое сотрудничество с обучающимися. Выдающимися мастерами педагогического общения были К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Их наследие играет огромную роль в обогащении культуры общения педагогов и обучающихся. Вопросы педагогического взаимодействия изучались такими учеными, как В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, Л. А. Левшин, Д. А. Леонтьев и др.

Основу новой идеологии воспитания должна составить гуманизация. Гуманизация - это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности личности, прав на свободу, счастье, социальную защиту человека, развитие его способностей, индивидуальности.

Понятие «гуманизм» в последнее время – одно из наиболее употребляемых не только в научной, но и в публицистической литературе. Однако это не означает, что в настоящее время достигнута абсолютно адекватная трактовка гуманизма как научной категории. И это вполне закономерно, поскольку с изменением и развитием общественных процессов меняются, развиваются, дополнятся те или иные категории, понятия.

Сегодня понятие «гуманизм» тесно связывают с правами человека, с отношением к личности как главной ценности, с созданием условий для ее развития. Однако понимание сущности гуманизма вовсе не однозначно. Прежде всего нельзя отождествлять гуманизм со всепрощением. Наиболее верной трактовкой гуманизма, вероятно, следует признать основополагающий принцип, теоретически сформулированный и блестяще воплощенный в жизнь А. С. Макаренко: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему[7]». В этом определении выражены два существенных признака гуманизма: во – первых, уважение к личности и ее права не могут рассматриваться в отрыве от ответственности, так как подлинная личность начинается с осознания ею своих обязанностей и ответственности перед государством, семьей, другими людьми; во – вторых, предъявление высокого уровня требований к личности служит стимулом ее развития, что должно являться как целью самой личности, так и целью подлинно гуманной системы воспитания. Такой подход к пониманию гуманизма предусматривает постоянную работу личности над собой, поиск не готовых благ и удовольствий, а нравственных способов достижения поставленных целей.

Исходя из принципа гуманизации, важнейшими целями воспитания являются следующие:

· приобщение воспитателей и воспитанников к ценности гуманитарной культуры, их интернализация, и на этой основе – воспитание духовности и нравственности;

· социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей, среды обитания, достоинства, прав человека;

· создание условий для развития личности как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;

· оказание помощи личности в развитии творческого потенциала, способностей, в жизненном самоопределении полноценной самореализации индивидуальности в семье, в школе, в социуме.

Воспитание может базироваться на разных ценностях:

· трансцендентных (приближение воспитуемого к абсолютной ценности – Истине, Богу);

· социоцентристских (свобода, равенство, братство, труд, согласие, творчество, мир, гуманность);

· антропоцентрических (самореализация, польза, искренность, автономность, индивидуальность).

Выбор базовых ценностей определяет выбор образовательной парадигмы.

По мнению В. В. Серикова воспитание – это центральное понятие педагогики, а может быть и всего человеческого бытия[8].

Также В. В. Сериков отмечает, что создать тоталитарную модель воспитания в известной степени проще, чем модель, отвечающую запросам демократической общественной формации, поскольку тоталитаризм всегда имеет упрощенное директивное представление о человеке и о методах его воспитания, адекватных природе этой общественной системы.

Создание современной теории и практики воспитания возможно, как предполагает В. В. Сериков, лишь на путях последовательной реализации личностно – развивающей парадигмы, в соответствии с которой воспитание понимается как создание системы условии (ситуации) развития личностной сферы воспитанников как структуры жизненно – нравственных смыслов и ценностных ориентаций. Сущность воспитания раскрывается в известной степени и через саму этимологию этого слова: « воспитывать - значит не прививать, тем более не навязывать, а воспитывать – выводить изнутри, взращивать, поддерживать то, что заложено в самой природе человеческого существа.

Учёный считает, что в основе современного воспитания лежит гуманистический подход, предписывающий увидеть в другом человеке человека, прочувствовать его индивидуальный мир, осознать его целостность и уникальность[9]. Личностные смыслы каждого человека являются основой для проведения его неповторимой природы, духовно – личностной сущности. Смысл – это то, ради чего человек живет.

Ключевым вопросом воспитания является ценностно – смысловое понимание личности ребенка, а в деятельности педагога – воспитателя – способность помогать его становлению и развитию. Педагог должен быть открыт для диалога с воспитанником, относиться к нему с доверием, пониманием, уважением. Уважение – это признание другого ценностью, вера в него. Уважение – значит быть готовым признать свободу другого человека, свободу его выбора: решения и поступка.

Уважение к ребенку предполагает и максимальную требовательность к нему. Требования должны быть посильными и понятными для воспитанника, предъявляться в тактичной форме. Принцип единства требовательности и уважения к личности предполагает, чтобы педагог подходил к воспитаннику с оптимистической гипотезой; верил, чтоиз каждого ребенка вырастет хороший человек. Ребенок лишь тогда поддерживает требования педагога – воспитателя, когда доверяет ему, когда в его сознании сформировалась личная положительная позиция доверия к его идеалам. Чтобы создать такую позицию, следует опираться на положительные качества воспитанников, проявлять педагогический оптимизм. Это побуждает ребенка к ответному положительному отношению, а также к саморегуляции воспитанию ответственности, способствует самоопределению и здоровому отношению к миру.

Также здесь хотелось бы привести, концепцию Е. В. Бондаревской, которая полагает, что воспитание следует рассматривать как родовое понятие в системе педагогического знания, поскольку в славянской культурно – педагогической традиции педагогика всегда определялась как наука о воспитании подрастающих поколений и человеческих индивидов, личностей[10]. В отличие от народной педагогики, относящейся к воспитанию как естественному процессу, научная педагогика рассматривает его как специально организованный и педагогическии инструментированный процесс, суть которого состоит в создании благоприятных условий для развития личности и становления ее человеческих качеств.

Повернувшись к ребенку, к внутренним источникам его развития, педагоги вплотную встали перед проблемой границ допустимости вторжения во внутренний мир ребенка, меры педагогического управления и его свободного развития. Новые, достаточно продуктивные подходы к решению этих проблем возникают в связи с ориентацией исследователей на личностный подход в воспитании, фундаментальной идеей которого является опора на субъектность как свойство целостной личности и на понимание личностного развития как развития субъектности и индивидуальности ребенка.

Теория современного воспитания должна обогащаться целым рядом понятий. Это такие понятия, как личностные ценности, личностные смыслы жизни, обучения, мир детства, индивидуально – личностный образ ребенка, жизненный путь личности, личностная зрелость, жизнетворчество, культурные практики ребенка и т. д.

Е. В. Бондаревская объединяет эти понятия, с помощью которых раскрывается сущность гуманистического воспитания: ценности, смыслы, цели, принципы, процесс гуманистического воспитания, личностные структуры сознания, становление субъектности и индивидуальности. Рассмотрев концепций гуманистического подхода в воспитании В. В. Серикова и Е. В. Бондаревской, можно отметить, что абсолютной ценностью в воспитании является воспитанник. Ребенок является и целью, и результатом, и главным критерием оценки качества воспитания, а воспитание в человеческом измерении есть гуманистическое, личностно ориентированное воспитание. Гуманистический подход в воспитании, как отмечают В. В. Сериков и Е. В. Бондаревская, основывается на равноправном взаимодействии педагога и воспитуемого, основанном на признании индивидуальности и ценности каждого человека как личности; признание его прав на свободу, счастье, равенство.

Заключение

Мы рассмотрели основные подходы гуманистического образования, увидели, что, провозглашенное первыми гуманистами духовное раскрепощение личности было неразрывно связано с задачей построения новой культуры, переработки и освоения античного наследия, разработкой гуманитарных знаний, ориентированных на воспитательную и образовательную деятельность. Каждый гуманист своего времени считал, что целью воспитания является – воспитание совершенного человека, что абсолютной ценностью воспитания является ребенок.

Также важно отметить, что ведущей характеристикой процесса гуманизации образования, определяющей его сущность, является гуманизм как ценность, норма, принцип педагогической деятельности. Гуманизм задает направленность осмыслению проблем гуманизации образования и их изучению, регулирует профессиональную деятельность и общение всех, кто участвует в реализации данного процесса.