Смекни!
smekni.com

Особенности учебной мотивации учащихся гимназических классов (стр. 3 из 12)

Традиционно потребности классифицируются по какому-либо основанию: биологические – социальные (по природе), материальные – духовные (по характеру предмета). В.А. Иванников общую классификацию потребностей представил как пятиуровневую систему с основными и производными потребностями. А.В. Петровский выделяет три основных группы потребностей. “К человеческим потребностям относятся его витальные нужды и устремления: необходимость в пище, воде, во сне, телесных контактах, чувстве безопасности, продолжении рода и т.п.; социальные интересы: необходимость принадлежать к группе других людей, вступать в эмоциональные контакты, обладать определенным статусом, лидировать или подчиняться и т.п.; и, наконец, экзистенциональные побуждения: быть субъектом собственной жизни, творить, чувствовать само идентичность, подлинность своего существования, рост и т.п.” [50]. Большинство отечественных психологов утверждает, что у человека существует особая потребность в общении (вопрос о происхождении потребности в общении еще не решен, лишь немногие считают ее полностью врожденной). Некоторые исследователи выделяют такие потребности как потребность в самоутверждении, в само детерминации, потребность в сильном душевном напряжении, катарсисе. У детей ярко выражены потребности во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке, познавательные потребности. Для взрослых характерна потребность в вооруженности – это потребность в средствах, знаниях и умениях, необходимых для удовлетворения других потребностей.

Потребностей, побуждающих человека к действиям, так много, что стоит последовать совету С.Б. Каверина, “избавиться от безмерного и бесконечного расширения перечня потребностей и поставить вопрос о потребностях как об ограниченном и обозримом наборе движущих сил активности личности”.

В онтогенезе потребности изменяются по своему содержанию, строению, динамическим свойствам и другим характеристикам.

П.В. Симонов вмешательство в сферу потребностей представляет в следующем виде: актуальная для человека, но слепая, неопредмеченная потребность; информация, вооружающая эту потребность способами удовлетворения; пробные действия; положительные эмоции; трансформированная, усиленная эмоциями потребность более высокого ранга, способная породить новую и перспективную цель. Путь к потребностям, по мнению П.В. Симонова, все же лежит через сознание субъекта, точнее, через вооружение его средствами удовлетворения естественных органически присущих ему потребностей. Тогда возникает вопрос, какие именно потребности стоит вооружать в первую очередь, обеспечивая тем самым их доминирование в мотивационной структуре личности. Этот вопрос не имеет универсального ответа. Сколь бы ни были значительны успехи теоретических исследований в области педагогической теории, педагогическая практика всегда остается искусством [54].

Некоторые пути развития потребностей наметила Л.И. Божович. Во-первых, это путь расширения потребностей через изменение положения ребенка в жизни, в системе его взаимоотношений с окружающими людьми. Новые требования порождают новые потребности. Во-вторых, считает Л.И.Божович, новые потребности возникают у ребенка в процессе его развития в связи с усвоение им новых форм поведения и деятельности. В-третьих, помимо расширения круга потребностей и появления новых происходит развитие внутри каждой потребности от элементарных ее форм к более сложным, качественно своеобразным. И последний путь это путь развития структуры мотивационной сферы ребенка, т.е. развитие взаимодействующих потребностей и мотивов [7].

Механизм развития потребностей Л.И. Божович связывает с аффективными состояниями. Было установлено, что при каких-то, еще достаточно не изученных условиях, переживания, возникающие в связи с удовлетворением той или иной потребности, могут приобрести для человека самостоятельное значение, а затем и ценность. Переживания, вызывающие положительные эмоции, выступают в качестве той психологической реальности, в которой человек начинает испытывать потребность. “По существу именно здесь возникает качественно новая форма потребности (ее психическая форма), когда человека побуждает к действию не нужда в чем-либо, не недостаток, а стремление к новому переживанию – к овладению, к достижению” [7]. И таким образом переживания перестают быть лишь средством ориентации в приспособительной деятельности индивида. Переживание, связанное с процессом и результатом удовлетворения потребности само становится для человека ценным предметом потребности. “Он стремится вызвать его снова и снова. Так возникает, по терминологии Л. Брентано, “не насыщаемые потребности”. Они не угасают в результате насыщения, а усиливаются, побуждая человека к новым исканиям, творчеству, к созданию предметов их удовлетворения”.

Описанный процесс при благоприятных условиях может приобрести форму самодвижения и саморазвития. Полноценное формирование человеческой личности решительным образом зависит от того, какие именно по своему содержанию потребности приобретут форму самодвижения. Проблема развития потребностей связана с проблемой внутренней стимуляции его активности.

Возможен иной путь развития потребностей. Это путь опосредования потребностей сознанием. Известно, что поведение обычно осуществляется в направлении наиболее сильной потребности. Очевидно, что возможны ситуации, в которых потребность не может быть непосредственно удовлетворена. Такие ситуации диктуют необходимость действовать вопреки непосредственному побуждению человека. В этом случае исход может быть разным. Один из них состоит в том, что человек будет действовать в соответствии с поставленной целью, преодолевая те потребности, которые ему мешают. Сознательно поставленные цели – есть результат опосредования потребностей человека сознанием. Человек, побуждаемый имеющимися у него намерениями может действовать произвольно, направляя свое поведение и деятельность на достижение поставленной цели. Цели – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты действий, которые ведут к реализации их мотивов. Процесс образования целей называется целеполаганием. Реализация мотивов зависит от процессов целеполагания, т.е. от умений ставить цели и достигать их. Способности к целеполаганию и умению действовать в соответствии с поставленными целями формируется лишь на определенном пути онтогенетического развития. Содержание процессов постановки целей (их виды, уровни, этапы, качества, проявления) связано с содержанием мотивов. Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать. Одну и ту же цель можно поставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив – почему он к этому стремится.

По вопросу о соотношении мотива и потребности Леонтьев отмечал, что опредмечивание потребности способствует превращению ее в мотив. Он определял мотив как объект, который отвечает той или иной потребности и который в той или иной форме, отражаясь субъектом, ведет его к деятельности [31].

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Мотивация – единая сложная, многоуровневая система неоднородных психологических факторов, детерминирующих поведение человека. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам изучения. В современной психологии существует ни один десяток психологических концепций мотивации. Не смотря на это в настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы четко основные понятия. Большинство исследователей считают, что мотивация включает в себя потребности, мотивы, интересы, стремления, убеждения, установки, эмоции, цели, ценности, и др. в их сложном переплетении и взаимодействии. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова понимается как стержень личности, к которому “стягиваются” такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, социальные ожидания, притязания, волевые качества и другие социально-психологические качества. Структура мотивационной сферы является не застывшей, статической, а развивающимся и изменяющимся в процессе жизнедеятельности образованием. Высшим уровнем регуляции является сознательно-волевой.