Таким образом, в развитии общественного призрения в начале 1900-х гг. наблюдаются две основные тенденции: к объединению сил благотворительных обществ и заведений и к широкой пропаганде идей благотворительности через организацию специальных лекций, курсов, чтений и музеев.
Билет № 22
Оживление церковного призрения с середины XIX века
Оживление церковного призрения с середины XIX века связано со следующими обстоятельствами:
I. Возрождение церковной благотворительности началось с реформами Александра II. Были созданы «Дома трудолюбия». Основной целью, которых являлось перевоспитание опустившихся людей на началах трудовой помощи. Это было отличием от работных домов, где просто представляли работу.
Другой стороной «трудовой помощи» могло стать открытие касс и фондов взаимопомощи для приобретения земли, продуктов и средств производства. Принимался целый ряд мер:
1. В начале была оказана срочная продовольственная помощь, организованы бесплатные столовые и фельдшерские пункты. Однако организаторы обратили внимание на некоторый деморализующий эффект этого рода забот. Честный работник стыдился при мысли, что он даром, безо всякого труда получает пищу, тогда как он нуждается в работе, а не в бесплатной подаче. В связи с этим и было решено дополнить ее более действенной и целесообразной помощью.
2.Были предприняты такие общественные работы, которые служили на пользу всей местности и не могли быть реализованы индивидуальными усилиями - срывание косогоров, исправление подъемов и спусков, расширение дорог и т.п.
3.Одновременно Попечительство приступило к организации в крупных деревнях и уездных городах различных учебных заведений: столярных, кузнеч-но-слесарных, ткацких и т.п.
4.В 177 населенных пунктах были устроены детские ясли [6; 440-441 ].
II. Появление в мае 1864 г. «Основных правил для учреждения церковных братств». Братская деятельность решила четыре основные группы задач:
1) религиозно-просветительскую (образование детей и взрослых);
2)миссионерскую (христианизация неправославных народов);
3)благотворительную;
4)церковно-устроительную (заботы о благолепии храмов, стройном богослужении помощи причту) [6, 441].
Члены братства обязаны были либо вносить регулярные денежные взносы, либо участвовать личным трудом.
В 1864 г. появился «Закон о приходских попечительствах при православных церквах». Главной задачей деятельности попечительств была, правда, не столько благотворительность, сколько забота о благосостоянии и благоустройстве местной церкви. В основу их работы были положены весьма демократичные принципы (в попечительский совет должны были входить и местные священники, и выбранные от прихожан). Попечительства должны были существовать исключительно на пожертвования прихожан.
В 1863 г. по инициативе Александра Гумилевского было основано приходское Александро-Иосивского братство. Была сделана попытка организовать при братстве «приходскую кассу», средства которой должны были слагаться из добровольных и обязательных взносов зажиточных прихожан, а также из частных пожертвований. На деньги кассы планировалось учредить при приюте воскресную школу, рукодельный приют, богадельню для одиноких женщин и больницу, однако попытка не удалась.
В 1808 г. при том же братстве была устроена сберегательная касса для бедных с целью «доставить небогатым людям скопить себе копейку
на черный день». К 1871 г. касса была передана введение Государственного банка как «как учреждение хотя и полезное для бедных, но
мало имеющее отношения к благотворительности».
В 1864 г. были учреждены также бесплатные квартиры для бедных женщин. К концу 1900-х гг. в столице действовало 33 приходских попечительства. Попечительства содержали 12 дневных приютов (на 640 детей) и 26 постоянных (на 850 детей). Кроме того, два попечительства (Больше-Коломенское и Сергиевское) содержали летние санатории для бесприютных детей [6, 444].
Активную роль в попечении сирот играли церковноприходские попечительства и монастыри: Успенский женский монастырь в Перми (с 1883 г.), Но-вотихвианский женский монастырь в Кунгурском уезде, Далматовский монастырь (с 1895 г.).
В начале 1905 г. Синод сделал распоряжение об организации «приходских собраний и советов», которые несколько расширили автономию приходов и участие прихожан в управлении ими. Именно с этого времени наблюдается кратковременное возрождение благотворительности. Инициатива церкви в начале XX в. получила долгожданную поддержку со стороны правительства. 16 ноября 1911 г. III Государственная дума приняла законопроект о мерах борьбы с пьянством. 30 января 1914 г. Николай II заявил о необходимости изыскания иных средств государственных доходов, чем казенная продажа спиртных напитков [6, 446].
Таким образом, благотворительная деятельность церкви развивалась крайне неравномерно. Наибольшие успехи достигались лишь в том случае, когда церковь опиралась на силы светской общественности и прихожан (организация Домов трудолюбия, приходские попечительства в Петербурге, трезвенническое движение).
Билет № 23
Основные итоги развития системы социальной помощи в России к началу XX века
В период государственной благотворительности социальная работа как вид социальной помощи населения достигает новой ступени развития, то есть появляются и развиваются законодательства, регулирующие взаимоотношение государства и нуждающихся помощи различных групп населения.
Государственная благотворительность в России в IX -начале XX в. прошла 2 основных этапа:
1) XVIII в. первая половина XIX в. господствует официальная государственная система призрения, отрицается общественная и частная благотворительность.
2) середина XIX века до начала 1900г. Государственная система призрения переживает серьезные трудности, что приводит к оживлению интересов общества, частных лиц, церкви к вопросам попечения о нуждающихся.
Благотворительное попечение и общество были разделены на 2 категории: для детей и для взрослых. Заведения для детей также
делились на 2 группы:
1. Заведения для призрения и воспитания малолетних и несовершеннолетних (воспитательные дома, ясли, исправительно-воспитательные приюты, приюты для детей калек, убежища, детские сады).
2. Заведения дешевого и бесплатного обучения (школы, общеобразовательные училища, специальные училища).
В начале 20 века в России сложилась стройная структура обществ и благотворительных учреждений различных типов:
1. Общество (Императорское Человеколюбивое Общество, общество по
печения о тюрьмах, общество посещения бедных, раненных и больных, деше
вых и бесплатных квартир).
2. Ведомства и попечительства (Ведомства учреждения императрицы Марии, попечительства о домах трудолюбия и работных домах).
3. Богадельни (богоугодные заведения различных наименований: собственно богадельня, особо военная богадельня, убогие дома, убежища).
4. Детские учреждения (приюты, воспитательные дома, бесплатные школы, исправительные учебные заведения, приюты и училища для больных детей, слепых, глухонемых и т.д.).
5. Приказы общественного призрения, то есть формируется сеть благотворительных и воспитательных заведений.
6. Приюты (ночлежные приюты, приюты для служащих, вдовьи дома).
7. Трудовая помощь (дом трудолюбия, работные дома, земледельческие и рабочие колонии, тюремные патронаты).
8.Общественное питание (народные кухни, столовые).
9.Врачебная помощь (бесплатные и дешевые больницы, лечебницы для прихожан, бесплатные аптеки) [7,465].
К началу 20 века начинает развиваться методология подхода к социальной помощи, появляются первые научные исследования по проблемам социальной патологии, формы организации и контроля нуждающихся в помощи по территориальному принципу, дифференцированный подход к категориям призреваемых и развитие принципа трудовой помощи. В этот период появляется такая форма социальной помощи как социально культурная анимация.
Таким образом, к началу 20 века система государственной, общественной и частной благотворительности в России находятся на стадии постепенного законодательного оформления централизации деятельности.
Билет № 24
Государственная политика защиты детей-сирот в XIX - начале XX в. Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны
Вторая половина XIX века характеризуется нарастанием капиталстических отношений, миграцией населения в города. Эти и другие причины приводили к обострению социальных проблем, росту обездоленных, усилению социального расслоения населения. В этих условиях значима реформа образования Александра 1, которая предписывала развитие в стране приходских училищ, уездных училищ, губернских гимназий и университетов. В 1882 г. била запрещена ночная работа детей до 12 лет, введено обязательное посещение школы работающими подростками. Детский труд ограничивался 8 ч.
Активное участие в судьбе детей-сирот, вдов, слепых, глухих принимала императрица Мария Федоровна. В 1882 г. Александр I Манифестом об учреждении министерств предоставляет особому попечению Марии Федоровне все женские учебные заведения, которые в последствии были названы Ведомство учреждений императрицы Марии, которое занималось сиротскими приютами, институтами благородных девиц, женскими училищами и гимназиями, школами для глухонемых и глухих.