5) нужно чередовать занятия ребенка: труд с игрой, игру с учением, рисование с лепкой и т.д.; выбирать занятие должен сам ребенок, а не родители;
6) следует постоянно следить за нагрузкой ребенка, не допускать перегрузки в учении и труде;
7) следить, чтобы ребенок не общался с безнравственными детьми.
Лесгафт также определяет основы семейного воспитания:
1) соблюдение чистоты как важное условие предупреждения болезней и детской смертности;
2) отсутствие произвола взрослых, что не даст развиваться подобными качествами у самого ребенка;
3) последовательность в отношении слова и дела, т.е. подчеркивается, что ребенок формируется под воздействием поступков взрослых;
4) признание ребенка как полноправного человека. Лесгафт утверждает, что ребенок не кукла, существующая для «потехи взрослых» [3; 135-136].
Образование в дворянских семьях Во многих дворянских семьях было распространено обучение детей в домашних условиях. До наших дней дошли многие публицистические статьи, художественные произведения, в которых отражались особенности такого обуче ния и воспитания. Часто эти статьи носили критический характер. Так, в публикациях Н. И. Новикова высказывалась обеспокоенность уровнем домашнего преподавания. Отражая в статье уровешкобразования самих -учителей, как писал А. С. Пушкин: «Француз убогий учил дитя всему шутя», «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Приведенные высказывания касались обучения детей именитого дворянства, в семьях мелкоместных дворян дела обстояли еще хуже.
Однако была и сильная сторона домашнего воспитания. Так М. С. Луниным, героем отечественной войны 1812 г. была разработана программа домашнего воспитания. Программа обучения и воспитания была представлена в «Плане начальных занятий». Основная ее цель - подготовить к поступлению в университет. Программа была разработана на основе программы Царскосельского лицея, включала в себя:
- грамматическое изучение языков: русского, французского, немецкого, латинского, английского;
- философия и богословие;
- науки математические: арифметика, алгебра, математика;
- науки естественные и физические: физика, география, естественная история, астрономия;
- науки исторические;
- риторика;
- изящные искусства (чистописание, танцы, музыка);
- физическое воспитание;
- науки политические, общественные и военные [3; 148].
Воспитание крестьянских детей Говоря о воспитание в крестьянских семьях, следует сказать, что дореволюционное крестьянство отнюдь не было сплошь безграмотным и невоспитанным. Уважаемый крестьянин - это, прежде всего, трудолюбивый человек. Лень и лживость презирались. Нарушение слова считалось как грех. Осуждались до брачные связи, супружеская неверность.
Огромным воспитательным средством являлось общественное мнение, которое выражало отличительные особенности людей. На сходе обсуждалась репутация крестьянина, решался вопрос с опекунством. Под угрозой жестокого наказания община могла запретить человеку пить. Мать, которая запятнала себя пороком могли лишить права воспитывать своих детей.
Подростки активно участвовали в крестьянском труде, начиная с 10-12 лет. При этом уделялось внимание не только физическому, но и умственному развитию, что считалось важным показателем. Трудовое участие определялось возрастом. Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова приводят такие данные: в 7 лет мальчик участвовал в обработки пашни, в 9 - убирал хлеб и кормил скот, в 14 -владел косой, серпом, топором. Девочки в 6 лет пасли цыплят, в 8 - оставалась за старшую в семье, в 10 - умела шить, в 10-12 - стирала, доила коров, стряпала, вязала. В 15-17 лет выполняла все виды крестьянского труда [3; 150]. При этом не все крестьяне в XIX в. были пахарями и скотниками. Существуют статистические отчеты, которые свидетельствуют о занятии крестьян подсобными промыслами и ремеслами.
Таких промыслов насчитывалось около 40. Ремесла требовали специальных знаний и умений. Именно поэтому почти в каждой деревне были свои философы, поэты, педагоги и т.п. Так, крепостной Ф. Подшивалов в XIX в. пишет сочинение о справедливом будущем обществе, в котором человек будет богат духовно и физически. Он подчеркивает роль семейного воспитания, но говорит, что оно должно дополняться школьным. Свое сочинение крестьянский философ вручает Бекендорфу для передачи царю. После этого его сажают в тюрьму Соловецкого монастыря, а через 9 лет отправляют на поселение в Сибирь.
В селах, особенно на севере России, в домах были книги, иногда количество экземпляров доходило до 2000. По деревням ходили офени и торговали книжками и картинками вразнос. Вместо газеты предлагался лубок, в котором оперативно отражались основные события, происходящие в стране. Часто крестьяне приобретали книжки и лубки не за деньги, а на обмен. Особым спросом пользовались лубки о Мамаевом побоище, Иване Сусанине, любили сказки об Иване-царевиче.
Билет №26
Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент свободного воспитания. Н. К. Рерих о ненасилии. Понятие свободного воспитания. Л. Н. Толстой и К. Н. Вентцель о свободном воспитании. Экспериментальные социально-педагогические учреждения К. Н. Вентцеля
В современном понимании педагогика ненасилия выступает не как самостоятельное направление, а как педагогическая практика, исключающая применение принуждения личности.
В. А. Ситаров и В. Г. Маралов обращают внимание на то, что прежде чем защищать природу, решать проблему голода, войн, технических бедствий, следует понять возможности человеком не только с точки зрения разумности, но и
совестливости.
Широкое распространение насилия во всем мире вызывает необходимость пересмотра существующей системы образования, пересматривая программу подготовки учителей. В ряде европейских стран на этот период уже действовали такие программы.
В различные философские и религиозные учения включено понятие «ненасилия». Буддизм и индуизм указывают на одновременное существование в человеке и добра и зла, т.е. человек может поступать, как хочет, но осуждается насилие над другим существом. Ненасилие в православии - это любовь к Богу, через которую познается смысл любви к ближнему.
Идею свободного воспитания выдвигал Ж. Ж. Руссо. Он полагал, что ребенок не должен получать наказания, так как он не знает, что значит быть виноватым. Философ понимал свободу воспитания как самостоятельную деятельность ребенк;1, а не как освобождение от чего-либо. Задача воспитателя не мешать, а помогать ребенку.
Идею свободного воспитания во Франции осуществлял С. Фора. Он создал приют «Улей», где не было наказаний и поощрений, религиозного воспитания, обучения морали. Много времени отводилось на добровольный труд, где могли развиваться сотрудничество и взаимопомощь.Свой вклад в разработку идеи ненасилии внес немецкий художник, ученый, общественный деятель Н. К. Рерих. Он делает вывод, что «мир совершенствуется через культуру», т.е. гуманизм человеческих отношений становиться возможен лишь в результате познания законов красоты. Н. К. Рерих отмечал, что «рост духа не терпит насилия» («Живая этика», «Агния-йога»), именно поэтому эволюция человечества — это длительный процесс, дух нельзя заставить расти. В воспитании важно уважать личность человека, а основами гуманной педагогики являются самовоспитание, самосовершенствование и самодисциплина. [3; 178].
Философско-религиозное понятие ненасилия было достаточно широко распространено в начале XX века.
Наиболее законченное воплощение идеи педагогики ненасилия получили в педагогических взглядах Л. Н. Толстого и его яснополянской школе. Главным пунктом педагогической концепции Толстого являлась идея «свободного воспитания» Вслед за Руссо Л. Н. Толстой считал, что «здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя требованиям безусловной гармонии», «воспитание портит, а не исправляет человека». Но в отличие от Руссо, Толстой рассматривал воспитание не вне цивилизации, а напротив - в условиях общественной свободной жизни.
Под воспитанием Л. Н. Толстой понимал, прежде всего, саморазвитие. Задача воспитателей - оберегать гармонию, которой человек обладает от рождения. Надо предоставить ребенку максимум свободы, покончив с традиционным стилем принуждения и наказания. Учитель не должен руководить нравственным воспитанием учащихся. Идеальная школа по Толстому - свободное содружество, где одни сообщают знания, а другие - свободно воспринимают их. Яснополянская школа Л. Н. Толстого, построенная на основах любви к детям, веры в их творческие способности, отсутствии давления на личность ребенка, была реальной моделью социально-педагогического эксперимента. Основной задачей при открытии этой школы выступало воспитание творческой личности.
Школа была бесплатной, рассчитана на 30-40 учеников 7-13 лет. Занятия начинались в 8 ч. Утра и длились до 2 ч. дня. Затем был обеденный перерыв, после чего занимались до 8-9 ч. вечера. Программа содержала 12 предметов. Главным в школе считался психологический настрой, ненасильственный порядок, который влиял таким образом, что дети «сильнее чувствовали потребность порядка». Дисциплина не нарушалась, так как ученики чувствовали доброту и простоту в обращении с ними. Во время урока ученики или обступали учителя у доски, или садились на лавки вокруг него. В школе существовала обстановка творческой работы и учителей и учеников [3; 180].
Школа Толстого подтверждала тот факт, что Россия не должна слепо копировать западноевропейский опыт, а необходимо учитывать опыт народной педагогики собственной страны. Толстой сформулировал цели народной школы: воспитание творческой, нравственной личности, формирование в процессе обучения творческого мышления и нравственного самопознания, получение научного образования. Ученик должен получать систему знаний, которые отражают действительность, труд и жизнь людей, общества.