Первоначально христианство в России не являлось идеологией и мировоззрением большинства. Монастыри существовали поначалу как закрытые сообщества. Имея более высокую культуру жизнедеятельности, монастыри представляли собой многофункциональную систему самоподдержки, где образовался особый тип самопомощи человеку, связанный с основными важнейшими сферами его жизни: общением, обучением, совместным проживанием в общности, лечением, ведением хозяйства.
Получив поддержку со стороны княжеской власти, окрепнув экономически, монастыри становятся центрами благотворительной, социальной деятельности. Они выполняют четыре основные функции: лечение, обеспечение неимущих (в виде оказания единовременной помощи натуральными продуктами - милостыни), обучение, контроль. Сообразно этим функциям при монастырях существуют соответствующие формы поддержки.
Постепенно начинает оформляться ктиторская монастырская система. Ее особенность заключалась в том, что постригающийся в монашеский сан обязан приносить дар монастырю, что позволяло вести стабильную и «сытую» жизнь в его стенах. Так складывается «пансионная» система поддержки. Дар приносился, как правило, в виде земельных угодий, которые жертвовал новообращенный. Таким образом, система помощи через монастыри устанавливает определенные барьеры, где нуждающиеся - вдовы, сироты, бездомные - должны быть субъектами обязательного призрения, но поддержку в той или иной литургической форме получают те, кто имеет средства.
Иную систему поддержки мы наблюдаем в приходской системе помощи и защиты, где в основном ведущую роль играет церковь как организующее начало, а также приход. В литературе XIX в. существовали две устойчивые тенденции, два взгляда на генезис данного явления в практике призрения и милосердия. В первом случае развитие приходской системы помощи связано с периодом монголо-татарского нашествия. Разорение южных земель приводило к миграции населения на север в глухие места. Поселения мигрантов начинали возводиться с храма, вокруг которого строились жилища. Так образовывался приход. Помимо административных функций приход, согласно учению церкви, выступает в качестве общинного института по поддержке больных, немощных, инвалидов, сирот, нищих, которые сопутствуют переселенцам и обретают там свое пристанище. Впоследствии на основе этого «контингента» воссоздаются
монастыри.
Приход - земская и церковная единица общественного управления; церковная община, принадлежащая к одной церкви [14, 230].
Во втором случае развитие приходской системы обосновывается тем, что приходская благотворительность — переходное звено между монастырской и «гражданской» системами помощи. В отличие от монастырей с их закрытой организационной структурой приходы - открытая система. Избрание священнослужителей и причт, приходская община осуществляла самостоятельно.
Кроме причта в общине избирался староста, который выполнял различные функции - от экономических до социальных: приобретение земель, строительство богаделен, сбор долгов и раздача денег нуждающимся. Все действия старосты и причт контролировались и санкционировались общиной. При этом приход составлял и административную единицу, и податную, и земскую, и территориальную. В нем соединялись все местные дела, в нем сосредоточивалась вся общинная гражданская и церковная жизнь. Поэтому, естественно, что древнерусские приходы сделались также и органами древней русской благотворительности.
Богадельни - социальные учреждения приказов общественного призрения, предназначенные для убогих, увечных и престарелых всех сословий, не имеющих родственников для их материальной поддержки и обеспечения [14,
221].
Эти две разные точки зрения выражают одну тенденцию: практика помощи не связывается только с деятельностью монастырей, она выступает и в других организационных формах.
Таким образом, процесс христианизации в Древней Руси видоизменяет процесс помощи и взаимопомощи. Вместе с традиционными субъектами помощи появляются новые в лице княжеской власти и института церкви.
Историческое значение княжеского благотворения и нищелюбия заключается в том, что формирующаяся централизованная власть ищет пути помощи субъектам, не связанным родственными отношениями. С принятием христианства была не только осуществлена административная и правовая реформа, но и предприняты попытки социального реформирования в области помощи и поддержки. Первоначально >тог процесс осуществлялся в рамках дружинных традиций, языческих братчин, по затем происходит отчуждение связей между князем и нуждающимся. это произошло тогда, когда стала осознаваться невозможность со стороны княжеской власти единолично осуществлять христианское социальное реформирование, так как общество было неоднородным, и в нем существовало двоеверие.
Церковно-монастырская благотворительность получает свое развитие в результате следующих фактов:
- обязанность священников по уставу 996 года обеспечивать надзор и призревать бедных, на что должна была идти часть десятин;
- сами русские князья покровительствовали церкви, записывая на монастыри богатые вклады;
- само духовенство было освобождено от различных платежей и податей [8, 169].
Тем самым духовенство пользовалось относительным достатком и богатством, что давало ему возможность расходовать часть средств на нужды нуждающихся.
Институт церкви превращается в носителя не только новой государственной идеологии, но и новой философии помощи, основанной на христианских канонах милосердия. Можно предположить, что в этот период появляется первая официальная институализированная форма защиты в виде приходов и монастырей. Они несут в себе различные функции - от вспомоществования до лечения, от судебного делопроизводства до социального и семейного воспитания. «Поучение» Владимира Мономаха
«Поучение» Владимира Мономаха - это литературный памятник, дошедший до нас со времен Киевской Руси XI в. Владимир Мономах (внук Ярослава Мудрого) составил первое нравственное послание к молодежи. В основе «Поучения» лежит описание Владимиром Мономахом своей жизни. Он рассказывает о своих походах, говорит о важности человеческого труда, о необходимости заботы о княжеском дворе.
Мономах указывает, что при воспитании детей нельзя использовать лишь одни наставления. Детей следует обучать манерам и поведению, чтобы они могли «беседу вести кроткую», «при старших молчать», «стыдиться старших», «не свирепствовать словами». Воспитание детей следует строить на труде. Они должны все делать сами, и только труд способен оградить от пороков. Следует учить ребенка уважать старших и равных себе, не лениться, быть верным своему слову, приносить пользу людям, сочувствовать горю других, подавлять в себе гнев.
В «Поучении» подчеркивается, как следует строить справедливые отношения между людьми: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека», «...милостыню подавайте нескудно, это ведь начало всякого добра», «Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего. Более всего чтите гостя, откуда бы к вам не пришел, простолюдин ли, знатный, или посол... Больного навестите, покойного проводите... Не пропускайте человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите». Князь Владимир отмечает, что важно для пользы Отечеству крепкое, здоровое поколение. Он рассказывает о том, какую школу выносливости прошел в молодости: своими руками ловил и связывал по 10-12 диких коней. Пример старших может сыграть положительную роль при воспитании бесстрашия, высокую нравственность же можно воспитать добрыми делами. У юношей, кроме того, следует воспитывать чувство долга защитника Родины, бесстрашие и стойкость в борьбе с врагами: «Смерть ведь, дети, не бойтесь... мужской долг исполняйте».
Большое внимание уделял порицанию лени, указывается, что если лениться, то забудешь и то, что знаешь: «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее...», «В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте. Не полагайтесь на тиуна или отрока...» .
Билет № 14
Оформление государственных подходов к призрению различных категорий нуждающихся. Стоглавый собор 1551 года и новые тенденции развития благотворительности на Руси
В 1551 году собор православной церкви, называемый «Стоглавый собор» разработали новые тенденции развития благотворительности:
1) признается необходимость регулирования попечение о нищих со стороны государства, путем особых царских повешений;
2) впервые различаются категории нищих с установлением для каждой категории мер попечительства:
а) прокаженные и престарелые (нетрудоспособные, нищие) должны получать от церквей кров, пищу и одежду, то есть помещаться в особые «богадельни»;б) здоровые, которые не могут работать по слабости сил (например, дети-сироты) либо по роду постигшего их несчастья, должны питаться, ходя по дворам «нищелюбцев», то есть просить милостыню;
в) здоровые и трудоспособные, должны определяться на общественные работы .
Таким образом, в этом разделении способов призрения уже отрицается первичная форма благотворительности, характерная для предшествующего периода, то есть раздача милостыни без разбору, и намечаются некоторые меры по борьбе с профессиональным нищенством.
В России сформировался особый церковно-государственный тип социального призрения, существовало четкое разделение функций внутри данной системы: церковь организует опеку над нуждающимися, а государство - контролирует и финансирует систему призрения. При закрытой системе призрения осуществлялось в стенах монастырей, где нищих, больных и престарелых одевали и кормили в богадельнях. За этим должны были присматривать государственные люди. Открытая система - для здоровых. Такие нищие питались подаянием, отрабатывая свой хлеб посильным трудом.