На Стоглавом Соборе обсуждалась еще одна сфера благотворительной деятельности - попечение о пленных. В решениях Стоглавого Собора была глава «О искуплении пленных», в которой отмечалось, что затраты на выпуск пленных должны быть собраны по всей земле. В этот период стала развиваться Практика обмена военнопленными.
Особое место на соборе заняли меры по улучшению нравственности русского духовенства, повышению его авторитета. Собор признал, что пьянство носит наибольший ущерб монастырскому благочестию, и были приняты меры по борьбе с пьянством. Кроме того, вводился контроль за нравственным поведением рядовых священников. Заботы о нравственности отразились и в «Домострое» («Наказ мужу, жене, работникам, детям как подобает им жить»).
«Домострой» - литературный памятник, который относится к энциклопедии семейного воспитания России XVI - XVII вв. Автор этого произведения учит жизни людей того времени. Нужно почитать Бога, церковь, царя, быть терпеливым, не мстить за зло и так же воспитывать детей. Домострой предписывает быть бережливым, учит, как получать прибыль, жить по средствам, избегать долгов и наживать богатство «праведной прибылью». Домострой учил воспитывать детей «в страхе Божьем», в «благоразумном учении всякому разуму и вежеству и промыслу и рукоделию», при этом учитывая возрастные особенности детей, их задатки и способности.
Многие рекомендации Стоглавого Собора так и остались на бумаге, не получив практического воплощения.
В этот период впервые архаическая благотворительность приобрела некоторые организованные формы. Для борьбы с голодом по велению Бориса Годунова проводились следующие мероприятия:
1) было принято наказывать скупщиков, спекулировавших хлебом (их били кнутом и продавали в розницу их запасы);
2) запрещалась свободная торговля хлебом, монастыри и помещики обязывались продавать хлеб казне но половине цене и с последующей раздачей
хлеба бедным;
3) было запрещено винокурение и пивоварение;
4) организовались общественные работы в Москве;
5) создавались с целью предотвращения возможных эпидемий и людоедства государственные морги, куда свозили умерших на улицах .
Первая половина 17 века отмечена широким развитием местной благотворительности, сосредоточенной в церковных приходах. Церковные приходы на местах стали органами благотворительности. Широкое распространение получает и такая форма помощи, как выдача ссуд из церковной казны деньгами, хлебом, семенами, сеном и тому подобное. Ссуды нередко давались совсем без роста и без записи, только под моральное обязательство вернуть долг, если это позволяют обстоятельства и хозяйство будет восстановлено, что придавало подобным ссудам благотворительный характер. Проявила себя и местная частная благотворительность.
С окончанием Смутного времени и с воцарением династии Романовых появляются новые признаки сосредоточения дел призрения в руках государства. Первый Романов - царь Михаил Федорович (1613-1645 гг. правления) - открыл сиротские дома и определил их в ведение патриаршего приказа. Так для защиты обиженных учредил Приказы сыскных дел, которые принимали жалобы и должны были «накрепко по этим делам сыскивать».
При Алексее Михайловиче, сыне Михаила Федоровича, значительно усилилась центральная власть, оформилось крепостное право. Предпосылками создание общегосударственной системы благотворительности в период его правления было:
- издание Соборного Уложения 1649 г., где в одной из статей был установлен повсеместный в государственный сбор денег на выкуп пленных;
- издание в 1649 г. «Наказ о городском благочинии», посвященный такой серьезной проблеме, как проституция;
- издание Свода законов «Кормчая книга», где так же содержались статьи об общественном призрении, но сточки зрения «душевного спасения подданных».
- в 1670 г. - появился и Приказ строения богаделен.
Постепенно развивались и церковно-государственные управленческие структуры, и богоугодные заведения в социальной сфере. Алексей Михайлович устроил на счет казны четыре богадельни, где жили старые люди и дети-сироты .
Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее - с его указом 1682 г., в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам, получения подготовки нищенских детей к «разным наукам и ремеслам». Это чрезвычайно важное начинание -нищие дети не только получали кров и пропитание, но и профессиональную подготовку, а значит, возможность нормальной трудовой жизни. Во многих местах он учреждал новые училища, строил богоугодные дома для бедных, больницы для страждущих.
В XVI - XVII вв. постепенно оформилась такая форма сферы социальной работы, как опека и попечительство. Опека распространялась на несовершеннолетних, не достигших 15 лет, опекунами могли стать все кто знаком с семьей; мог стать опекуном и отчим. Не были законодательно определены права и обязанности опекунов.
Однако названные меры не означали появления какой-то стройной системы государственной благотворительности, наибольшее распространение получила частная благотворительность.
В целом в XVII в. при сохранении древнейших форм благотворительности появились новые направления в попечении о бедных:
1. Стремление урегулировать и направить благотворительность, с постепенным ее упорядочением и с подчинением государственным интересам.
2.Государство еще не налагает обязанностей на общество, не отделяет категории нуждающихся определенными мерами попечения.
3.Большое распространение получила не государственная, а частная благотворительность .
Билет № 16
Реформы системы социальной помощи в период правления
Петра I
Более всего истории известно имя великого реформатора - Петра I (1689 - 1725 гг. правления). В указах и распоряжениях Петра I затрагивались следующие главные вопросы:
1) разделение нуждающихся по причинам их нужды;
2)определение помощи в соответствии с этой нуждой;
3)предупреждение нищеты как способ борьбы с ней;
4)выделение из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и других категорий их;
5)урегулирование частной благотворительности;
6)проведение организованной помощи населению;
7)установление органов призрения;
8) выделение необходимых для развития системы средств [4, 57].
Среди мероприятий Пета I в этой области выделяют следующие:
1. Первоначальной мерой было его указание произвести перепись всех бедных.
2. Указ о строительстве и содержании по всем губерниям богаделен и больниц для старых и увеченных, которые не могли работать.
Так, в ноябре 1715 г. появился указ Пета I об обязательном строительстве госпиталей. В результате к 1724 г. в Москве насчитывалось 90 богаделен и госпиталей, в которых проживало не менее 200 нищих. Особое место в системе государственного призрения заняли уволенные со службы военнослужащие, не имевшие средств на жизнь, таким отставникам предлагалось либо попытаться обзавестись собственным хозяйством, либо постричься в монахи и получить государственное содержание в богадельнях при монастырях.
3. Меры по борьбе с детской безнадзорностью. Детство и сиротство становиться объектом попечения государства. В 1706 г. открываются приюты для «зазорных младенцев» (широкую известность получил, например, учрежденный митрополитом Иовом в 1706 г. в Холмоно-Успенском монастыре около Новгорода приют для сирот и «незаконнорожденных»). Определяются следующие меры:
1) набирался штат детских приютов и госпиталей из «искусственных жен» (кормилиц) с назначением жалования за работу;
2)за умерщвление незаконнорожденных виновные наказывались смертью;
3)устанавливалась анонимность приема незаконнорожденных в приюты;
4)на содержание незаконнорожденных отводилось по полторы копейки в день.
По тому же указу принятые в приюты дети, когда подрастали, их отдавали в богадельни на пропитание или приемным родителям.
В 1718 г. был издан указ касающихся нищих, малолетних бродяг. По данному указу малолетних бродяг ссылали на фабрики и мануфактуры, которые стали выполняли функции исправительных приютов.
4.Забота о неспособных к труду. В 1722 г. Петр велел освидетельствовать «дураков» в Сенате и отдавать родственникам в кормление, не допускать жениться. В 1723 г. был расписан порядок освидетельствования «сумасшедших и прочих душевнобольных», который сохранялся до конца XIX в. Призрение этой категории населения было возложено на магистраты, отсылка их в монастыри запрещалась.
5.Особой заботой пользовались при Петре военные. В 1712 г. государь распорядился не способных к продолжению службы из престарелых, раненных и увеченных офицеров, урядников и солдат отослать в московские богадельни; высылать только тех, которые имеют семью и промыслы. Так как государство не в состоянии было обеспечить военных пенсиями, содержание их возлагалось на монастыри. В 1715 г. Петр создал первые сухопутный и морской госпитали. Инвалидный дом в Петербурге для больных и немощных солдат и матросов.
6.Меры по борьбе с нищенством. Здесь определилось два основных подхода. С одной стороны, был введен запрет на прошение милостыни со стороны определенных в богадельни и больницы по старости и нетрудоспособности. С другой стороны, более строгому наказанию подвергались нищие, не записанные в богадельни для призрения. Здоровые нищие должны были быть определены к принудительным работам, избегающие их были наказаны.