Смекни!
smekni.com

Коррекционная педагогика 3 (стр. 22 из 23)

1. Помощь родителям в осознании истоков своей эмоциональной и интеллектуальной реакции по отношению к дефекту развития.

2. Получение родителями правдивой, содержательной и точной медицинской информации, психолого-педагогической оценки состояния и перспектив развития ребенка.

3. Подведение родителей к полному пониманию программы обучения и реабилитации их ребенка.

4. Привлечение родителей к активному участию в обучении ребенка и предоставление в их распоряжение способов оценки эффективности это процесса на каждой его стадии.

Врач или комиссия, сообщающая родителям конечный диагноз, в максимальной степени должны отразить в нем, что может делать ребенок, каковы его перспективы, сильные стороны. Программа коррекции и реабилитации может быть реализована только с учетом этих положительных аспектов. Процесс этот является долгим, трудным и всепоглощающим, и на всем его протяжении родители нуждаются в поддержке и ориентации. Им необходимо научитьсятак рассчитывать свое время, чтобы удовлетворять потребности ребенка, не поступаясь при этом личными физическими, психологическими и духовными потребностями.

Древнегреческий философ Демокрит, размышляя в свое время о семейном воспитании, сказал, что это рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, а в случае неудачи — горе несравнимо ни с каким другим. Эти слова приобретают двойной вес, когда речь идет о ребенке с врожденной патологией. Столкновение с таким фактом зачастую порождает естественные чувства замешательства и страха, болезненного разочарования, невосполнимой потери, вины, ощущения беспомощности и обреченности. Отсутствие правильного понимания ситуации может не только привести к подавленности, но и безразличию, не позволяя правильно воспитывать своего ребенка.

Первый шаг в коррекционной работе — это помощь родителям побороть в себе негативные эмоции, чувство безысходности, взглянуть фактам в лицо и стать активными участниками обучения, воспитания и развития собственного ребенка. «Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом пал». Затем научить воспринимать не дефект, а ребенка.

Родителям необходимо сообщать факты, ибо они развязывают инициативу, дают требуемые понимание и мудрость, а вместе с ними и практические знания, необходимые для участия в воспитании ребенка. Факты расширяют возможности реалистического видения и понимания родителями своего ребенка, делают их более компетентными и полезными в коррекционном процессе. Необходимо помнить, сколько бы подготовленных специалистов не работал с ребенком, никто на протяжении всей его жизни не будет находиться с ним в более тесном контакте, чем мать и отец, никто не окажет на него более сильного и глубокого влияния, чем они. Опыт показывает, что дети, имеющие осведомленных и активных родителей, гораздо лучше подготовлены к жизненным трудностям.

В зависимости от типа внутрисемейных отношений и стиля семейного воспитания выделяют четыре группы семей, имеющих детей со значительными отклонениями в развитии:

1. Родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания — гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, по этой причине коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. Это оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.

2. Для второй группы характерен стиль холодного общения — гипопротекция, снижение эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Это ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах. Родители этой группы фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.

3. Конструктивная и гибкая форма взаимодействия отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Родители из этой группы семей отмечают, что рождение такого ребенка не стало фактором, ухудшающим отношения между супругами, «беда сплотила», объединила в экстремальной ситуации. В этих семьях отмечается устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.

4. Репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию (чаще отцовскую). В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. Нередко прибегают к физическим наказаниям. При таком стиле воспитания у детей отмечается аффективно-агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость, что еще больше осложняет их физическое и психическое состояние.

Воспитание ребенка с дизонтогенезом в семье имеет свои сложности и недостатки. Работа с семьей ребенка-инвалида с целью оказания помощи по сохранению ответственности родителей за ребенка начинается с изучение семьи: материальные условия, внутрисемейные отношения, общекультурный уровень, педагогические способности, наследственность. Как отмечалось выше, основной проблемой, имеющей важнейшее значение для воспитания ребенка с недостатками в развитии, является отношение родителей к его дефекту. От этого зависит стратегия и тактика воспитания. Переоценка нарушения может привести к излишней опеке, что создает условия для искусственной изоляции от общества, к тому же охранительное воспитание в семье в свою очередь вызывает развитие эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. Недооценка также негативно влияет на развитие личности ребенка.

Сейчас повсеместно идет создание института консультаций и служб психологической разгрузки семьи, организация педагогического патронажа семьи, цель которого заключается в раннем вмешательстве и кор-рекционной поддержке. Разработана система взаимодействия родителей и детей по принципу «Особые дети — особое общение». Эта система не затрагивает семейную направленность воспитания, а только предлагает изменить внешнюю форму общения. Например, при пренебрежении, эмоциональном отвержении, недооценке проблем, преувеличении трудностей ребенка и т. п. даются следующие рекомендации:

§ выражение лица и тон голоса должны быть максимально доброжелательными;

§ желательно избегать в разговоре с ребенком отрицательных и приказных форм, включать как можно чаще местоимение мы;

§ не говорить с иронией и насмешкой;

§ не торопить ребенка;

§ не сравнивать с другими детьми и не вставать на сторону людей, проявляющих негативное отношение к ребенку;

§ как можно чаще высказывать одобрение, декларировать свою любовь;

§ не стесняться тактильных контактов — обнимать, гладить.

Семья играет первостепенную роль в развитии знаний и представлений об окружающем, формировании навыков самообслуживания, учебных и социальных умений. Процессы усвоения ребенком новых знаний, а затем приспособления к новым обстоятельствам Жан Пиаже обозначил терминами «ассимиляция» и «аккомодация». Под ассимиляцией подразумевается овладение ребенком с помощью осязания и движений новым опытом. Аккомодация — это изменение на основе этих знаний поведения в новых ситуациях, предъявляющих иные требования. В течение всей жизни ассимиляция и аккомодация постоянно взаимодействуют. Поскольку действия ребенка приводят к различным результатам в разных ситуациях, он учится отличать неодинаковые впечатления друг от друга. Например, сосание груди матери (или соски на бутылочке с молочной смесью) связывается с получением пищи, а сосание пальца приносит ему иное удовлетворение. Постепенно он усваивает, что плач — это сигнал взрослым, который помогает получить помощь и пищу. Позднее плач становится неодинаковым и родители учатся улавливать его оттенки. Скорость удовлетворения потребности ребенка и постоянство, с которым это делают ухаживающие за ним взрослые, позволяют малышу ощутить первые простые связи в повседневной жизни.

Игра ребенка со своим телом и близко лежащими предметами приносит ему огромный осязательный опыт. Прикасаясь к ним, малыш замечает, что различные материалы дают разные ощущения. На их основе ребенок усваивает, что такое собственное тело и что такое окружающая среда. Прежде чем ребенок научится передвигаться самостоятельно, можно самим стимулировать его к новым играм. Например, помещать в его поле зрения различные игрушки, которые он видит и которых может касаться. Возможность увидеть что-то новое вокруг себя расширяет сферу восприятия ребенка, делает периоды бодрствования более интересными, способствует росту любознательности к активности. Однако не менее важно следить за тем, чтобы ребенок, нуждающийся в отдыхе, находился в спокойных условиях. Несомненно, уставший ребенок почти всегда засыпает, тем не менее, оптимальное соотношение отдыха и стимулирования — очень существенный фактор его развития.