В целом, в истории женщин можно условно выделить три направления, каждое из которых отражает одну из стадий ее развития и одну из сторон ее нынешнего многоликого образа. Принципиальные отличия между ними выступают в формулировке исследовательской сверхзадачи[6].
В первом, раньше всех сформировавшемся направлении, цель познавательной деятельности интерпретировалась как восстановление исторического существования женщин, господствовала до середины 1970-х гг. Приверженцам этого направления удалось раскрыть многие неизвестные страницы истории женщин самых разных эпох, народов и регионов[7].
Представители второго направления, которое выдвинулось на первый план во второй половине 1970-х гг., видели свою задачу в изучении исторически сложившихся отношений господства и подчинения между мужчинами и женщинами в патриархальных структурах классовых обществ. Они стремились связать «женскую историю» с историей общества и объяснить наличие конфликтующих интересов и альтернативного жизненного опыта женщин разных социальных категорий, опираясь на феминистские теории неомарксистского толка, которые вводили в традиционный социально-классовый анализ весомый фактор различия полов и определяли статус исторического лица как специфическую комбинацию индивидуальных, половых, семейно-групповых и классовых характеристик.
В этой интерпретации способ производства и отношения собственности оставались базовой детерминантой неравенства между полами, однако ее воздействие осуществлялось опосредованно — через определенным образом организованную систему социализации последующих поколений в той или иной исторической форме семьи, которая могла быть представлена рядом социально-дифференцированных структурных элементов, отражающих классовые или сословно-групповые различия4.
На рубеже 1970—1980-х гг. феминистская теория обновляется, существенно расширяется методологическая база междисциплинарных женских исследований, предпринимаются целенаправленные усилия для создания комплексных объяснительных моделей5.
Но в построении гендерного подхода, не следует концентрироваться лишь на гендерной истории, т.к. понятие гендер заключается, прежде всего, в идее социального моделирования или конструирования пола (в отличие от биологического пола, который задается генетически). Социальный пол конструируется социальной практикой. Общество формирует систему норм поведения, предписывающую выполнение определенных ролей в зависимости от биологического пола индивида. Соответственно, возникает жесткий ряд представлений о том, что есть мужское и что есть женское в данном обществе.
1.2. Гендер и проблемы развития современного общества
Современная наука различает термины «пол» и «гендер» (gender). Первое использовалось для обозначения анатомо-физиологических особенностей людей. При помощи этих особенностей все человеческие существа делятся на мужчин и женщин. С развитием научных исследований стало понятно, что с биологической точки зрения между обоими полами больше сходства, чем различий. Большой вес, высокий рост, мускулистая фигура не являются больше показателями мужских отличий. Единственное значимое биологическое отличие мужчин от женщин это их роль в воспроизводстве потомства.
Но кроме биологических отличий между полами существуют также разделение их социальных ролей, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Для обозначения социального взаимодействия мужчин и женщин и было заимствовано английское слово «гендер». Быть в обществе женщиной или мужчиной означает не просто обладать различными анатомическими особенностями – это означает обладать предписанными им различные гендерные роли. [8]
Внедрение категории «гендер» в педагогический процесс имеет принципиальное значение, поскольку в школе формируются многие представления о профессиональном самоопределении, жизненной стратегии, доступе к ресурсам и власти, имеющие в основе социополовую ориентацию. Развитие гендерного образования в школе позволит сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации по какому-либо критерию или показателю, что он дает возможность женщине и мужчине пользоваться правами человека и свободного выбора путей и форм самореализации на уровне своей неповторимой индивидуальности.[9]
Гендерное образование в узком смысле – это прежде всего просветительские программы по гендерной проблематике, которые читаются в различных вариантах для студентов, как правило, социогуманитарных специальностей. В более широком понимании, гендерным обозначают образование, которое содействует формированию гендерного равенства и способствует преодолению негативных гендерных стереотипов. В этом смысле гендерное образование не обязательно должно выражаться в каких-то конкретных образовательных программах, оно как бы «разлито» присутствует в процессах обучения и воспитания и является частью идеологии высшего образования[10].
Основное содержание гендерной тематики связано с идеей утверждения прав и возможностей самореализации человека независимо от его половой принадлежности. Т.е. в рамках гендерного направления основной задачей является не только изучение закономерностей формирования и развития характеристик личности как представителя определённого пола (обусловленных явлениями половой дифференциации и стратификации), но и конкретизация путей и способов достижения гендерного равенства.
Овладение основами гендерных знаний соответствует основным целям модернизации высшего образовании и отвечает задачам внедрения принципов Болонского соглашения в учебный процесс и повышения качества университетского образования. Гендерное образование направлено на стимулирование навыков анализа социальной реальности и индивидуального опыта мужчин и женщин с целью преодоления последствий несправедливой дифференциации мужских и женских ролей и неравенства их статусных позиций. В гендерном образовании одна из важных задач общей программы построения гражданского общества в России, развития и укрепления демократических идей и взглядов в нашей стране. Поэтому гендерные курсы и дисциплины вносят значимый вклад в формирование таких базовых компетенций, как:
— гражданственность;
— гуманистическая ориентированность;
— готовность к социально-культурному диалогу;
— способность к критическому осмыслению своего профессионального и личного социального опыта[11].
Гендерное образование, особенно если оно адресовано и девочкам, и мальчикам, может быть положительной силой, способствующей созданию гендерного равенства в современном обществе. Уменьшая гендерные стереотипы, гендерное образование помогает детям в достижении подлинного гражданского равенства, при котором мужчины и женщины сосуществуют в духе сотрудничества и уважения.
Гендерное образование начинается привлечения внимания к вопросам половых ролей. Это означает признание отрицательного воздействия гендерных стереотипов и устранения неравенства, связанного с ними. Результатом гендерного образования для девочек является большая уверенность в себе, настойчивость, независимость и участие в общественной деятельности. Результатом для мальчиков является преодоление страха неудачи, умение справляться с агрессией, повышение степени социализации и ответственности и большее внимание частной сфере.
Важной функцией гендерного образования является отделение фактов от убеждений и мнений. При помощи анализа историй или собственных поступков дети могут быстро принять за норму тот факт, что девочки могут вести себя как мальчики, а мальчики могут быть чувствительны и ранимы. Все дети должны воспринимать себя как высокоорганизованных и уникальных личностей, обладающих различными качествами. Стереотипы и устойчивые ожидания, связанные с половыми ролями, могут воспрепятствовать развитию личности и реализации полного потенциала как девочек, так и мальчиков.
Гендерное образование – это непрерывный процесс, который не может быть ограничен определенными видами образовательной деятельности. Учителя должны избегать стереотипизации половых ролей, с детства и предоставлять девочкам и мальчикам равные возможности для участия и взаимодействия в любом виде деятельности. Девочек следует вовлекать в учебные занятия и занятия спортом, в то время как мальчики должны участвовать в деятельности, связанной с заботой о ком-либо. И тех, и других следует вовлекать в участие во всех видах деятельности, например, в хорах, постановках и танцах, столярной работе, приготовлении пищи, турпоходах и игре в шахматы. Девочки должны получать положительную ответную реакцию за свои достижения, а мальчики – за заботливость и проявление солидарности.
Другой важной целью гендерного образования является помощь детям в признании социальной ценности традиционных женских занятий, таких как материнство, и качеств, таких как забота, внимание, сотрудничество и терпимость. Это признание может привести к подлинному партнерству между мужчинами и женщинами, что является основной целью гендерного образования. Таким образом, дети узнают о том, что различный вклад мужчин и женщин в семью и общество равным образом важны и что и мужчины, и женщины имеют равные права и несут равную ответственность.